Представьте следующую задачу: HR-команда работает над подготовкой плана на следующий год. В рамках бюджетирования им необходимо определить наиболее важные факторы, влияющие на удовлетворенность сотрудников. Конечно, можно положиться на интуицию, но эффективнее будет провести небольшое исследование среди сотрудников и предложить им проставить имеющиеся опции в порядке от самой до наименее важной. Однако, при кажущейся простоте задачи, при ответе могут возникать трудности, особенно в ситуациях, когда для ранжирования представленного множества вариантов не хватает объективных данных, нет четких приоритетов, либо они противоречивы. В таком случае можно пойти путем метода парного сравнения, предложив респондентам бинарный выбор вместо множественного.
Парное сравнение – количественный метод, который позволяет определить лучший вариант из предложенных через последовательное сравнение каждого объекта друг с другом. Этот метод впервые был введен в обиход американским психологом Луисом Леоном Терстоуном в 1927 году. Он предложил его как модель шкалирования, которая математически описывала результат сравнительных суждений испытуемых. Соответственно, это дало возможность измерения различных характеристик, при сравнении которых невозможно определить релевантные критерии для взвешенного выбора.
Области применения данного метода невероятно разнообразны, он будет полезен там, где необходимо измерить субъективное предпочтение респондента относительно каждого элемента группы объектов, например, исследования интерфейсов, логотипов, дизайна упаковок, текстов и многое другое. Преимущество метода заключается в том, что респондент фокусируется не на всех вариантах сразу, а только на двух, что облегчает ему выбор.
Как проводить парное сравнение?
Для начала необходимо определить группу объектов для сравнения: от 2 до 5-6. Конечно, можно больше, но есть опасность утомить респондента, так как все объекты должны быть попарно оценены во всех возможных комбинациях, соответственно, 5 объектов превращаются в 10 пар, 10 – в 45.
Кроме того, важно соблюсти принцип «не сравнивать теплое с мягким» – объекты должны быть однотипными, например, сравнить несколько вариантов заголовков для продуктовой страницы, а не заголовок и текст кнопки.
Вернемся к факторам, влияющим на удовлетворенность сотрудников, чтобы взглянуть на пример того, как выглядит сравнение без специализированного инструмента. Возьмем за пример следующие условия:
- Регулярные премии
- Возможность работать удаленно
- Тренажерный зал в офисе
- ДМС
- Программа ментального здоровья
Рис. 1
На рисунке 1 мы сформировали все возможные пары из доступных вариантов и по очереди сравнили все комбинации. Посчитав баллы, понимаем, что у данного респондента на первом месте идет ДМС, затем удаленная работа, регулярные премии и программа ментального здоровья на последнем месте. Если в выборе участвуют несколько человек, то пройти подобную процедуру каждый должен индивидуально, а полученные результаты суммируются.
В Oprosso доступна специальная методика «Парное сравнение», которая позволяет автоматизировать описанный выше процесс. Протестируйте, как это работает, и ниже мы поделимся инструкцией по созданию анкеты в системе.
Собираем Парное сравнение в Oprosso
1) Выберите методику «Парное сравнение»
2) Напишите свой вопрос и описание, если необходимо
3) Добавьте варианты ответов
a) Добавить поочередно
b) Добавить списком
4. Параметры вопроса
a) Параметр «Обязательный» включен по умолчанию, но, если необходимость в ответе не строгая, и респондент может пропустить вопрос, выключите этот параметр.
b. Параметр «В случайном порядке» меняет порядок вариантов ответов каждое прохождение.
c. Параметр «Изображение» включает возможность добавления изображений к вариантам ответов
5. Для искушенных пользователей доступен параметр «Наследовать ответы». Он позволяет подтягивать в парное сравнение ответы из одного из предшествующих вопросов. К вопросам, из которых можно наследовать ответы, относятся типы: «С выбором ответов» или «Выбор медиа». Например, в вопросе «Выбор медиа» вы можете попросить респондента выбрать из 10 объектов 3, которые нравятся или не нравятся им больше всего, а в вопросе «Парное сравнение» попарно сравнить именно эти 3 варианта. Соответственно, для каждого респондента будет свой уникальный набор.
a) Выберите вопрос, из которого наследовать ответы
b) Вы также можете подгружать не только выбранные ответы, но и те, что пользователь не выбрал
6. После сбора ответов проанализируйте полученные результаты на графике в разделе «Статистика». Там вы найдете данные:
a. Диаграмму с результатами
b. Варианты отображения результатов
c. Количество ответивших
d. Среднее время выполнения
Заключение
Метод парных сравнений отлично подходит для сравнения вариантов дизайнов, текстов, принятия решений и многого другого в ситуациях, когда для принятия взвешенного решения не хватает объективных данных. Он позволяет упростить выбор для респондента за счет сведения множественного выбора к бинарному. Важно учитывать, что метод не объясняет причины выбора, вы можете сопроводить его открытыми вопросами для уточнения мотивации респондентов. Он также не подходит для тестирования удобства интерфейса, т.к. основан на субъективном восприятии представленного объекта.