Раньше все дети кучей играли во дворе (зачастую без присмотра родителей) и невольно учились дружбе с раннего возраста. Сегодняшний мир с его реалиями диктует новые правила: даже школьника не в каждом городе родитель отпустит на улицу одного. А привычка ходить в гости друг к другу среди детей и вовсе, кажется, канула в лету.
Разбираемся, хорошо это или плохо и сможет ли ребенок научиться дружить при таких условиях?
Как формируется дружба
Первые потуги к дружбе у детей появляются рано — в возрасте около 2 лет. Малыш уже способен по каким-то признакам вычленять из окружения того ребенка, который ему более симпатичен. К возрасту 3–4 лет ребенок уже четко делит всех окружающих на тех, кому он симпатизирует, и тех, кто ему не нравится.
При этом младший дошкольный период характеризуется очень быстрой сменой эмоций. От любви до драки — буквально считанные минуты. Впрочем, в обратную сторону это работает тоже. Но как таковых устойчивых дружеских отношений ребенок в младшем возрасте еще не заводит. Это совершенно нормально. Но такой период «мимолетных дружб» нужен как базис, на котором будут расти уже более осознанные дружеские привязанности. Для него достаточно недолгих прогулок на площадке или посещения сада.
В среднем детсадовском возрасте (5–6 лет) уже может формироваться более длительная дружба. Как парами, так и небольшими группами. Ребенок начинает осознавать свои дружеские привязанности. Однако они все еще носят поверхностный характер. Забыть «лучшего друга» после летних каникул — совершенно нормально для 5-летки.
Лишь к старшему дошкольному возрасту (6–7 лет) дети наконец-то начинают формировать устойчивые дружеские связи. При этом психологи отмечают, что этот период характеризуется «стадным» характером дружбы. Образование парных отношений встречается значительно реже, чем мини-групп по 3–4 человека. Объединяющей деятельностью в этот период становится не только игра, но и личные интересы, а также моральные качества ребенка.
Если ребенок младшего или среднего садовского возраста называет другом любого, с кем сейчас играет, то старшие дети уже четко разделяют компаньонов по игре и друзей. Друзьями становятся те, с кем есть общие взгляды на жизнь. Собственно, это уже и есть дружба во взрослом понимании.
Как научить ребенка дружить?
Психологи отмечают, что важным фактором в формировании дружбы является сходство. Именно поэтому чаще всего настоящая дружба возникает с теми детками, кто посещает одни и те же кружки, живет рядом, чьи родители много общаются.
Получается, что родителю, который озаботился тем, что ребенку нужны друзья в старшем дошкольном возрасте, крайне важно создавать среду, в которой ребенок будет часто встречаться с другими детьми.
При этом если вы просто встречаетесь компанией, не лишним будет предложить детям совместную игру. Например, новое домино или настолка, объединяющая интересы детей, станет отличным способом «скрепления» дружбы.
Важный момент, на который нельзя закрывать глаза: в современных реалиях вам придется общаться с родителями ребенка, с которым дружит ваш. При этом дети дошкольного возраста во многом являются продолжением своих родителей. Так что если вам не комфортно с родителями друга, возможно, не стоит поддерживать эти отношения искусственно.
Если же интересы и взгляды на жизнь совпадают как у детей, так и их родителей — поздравляем. Дружить семьями — лучшее, что можно придумать для того, чтобы дети учились правильно выстраивать дружеские отношения.