Найти тему
Убей свои выходные

Хорошее дело браком не назовут: книжный триллер «Удачный брак»

Мы все время говорим о том, как сильно изменилось время по сравнению с тем-то и тем-то, как сильно мы опередили то-то и то-то, что аж до института брака добрались, разрушив его до основания, оставив дух брачующихся медленно и мучительно умирать на руинах когда-то самого значимого события в жизни человека (после рождения и смерти, конечно же).

Но почитаешь книжки о брачных узах, написанные современными авторами, и понимаешь, что это все ерунда – время меняется, но не люди.

Люди все так же жаждут найти родственную душу, соединиться с ней на веки вечные, любить эту душу и получать от нее любовь взамен. Параллельно строить совместный быт, рожать детей, покупать машину, квартиру, дом за городом, дачку для спокойной старости и вот это все. И официально регистрировать свои отношения, как бы предъявляя всему миру (окей, всему окружению, не будем впадать в гиперболу): мы вам тут настоящие супруги, а не пальцем деланные сожители!

-2

Но ведь брак – это не только про счастье, да? Брак еще и про компромиссы, темные стороны каждого из супругов, влечение, скуку, потенциальные измены, ссоры из-за немытой посуды, усталость и периодические сожаления из-за того, что когда-то в эту авантюру ввязались.

Открывая книгу Кимберли Маккрейт «Удачный брак», я прекрасно понимала, что название саркастично до невозможности – и не ошиблась. За «удачным браком» может скрываться такая бездна нелюбви и непонимания, что не снилась даже разругавшимся в пух и прах подросткам, у которых всё всегда в последний раз и смерти подобно.

Кимберли Маккрейт
Кимберли Маккрейт

А роман? Роман в рамках своего жанра отличный, хотя к финалу и есть кое-какие вопросы.

Разберем чуть подробнее, да?

-4

Клянусь любить тебя в горе и в радости…

Формулу удачного брака в романе ищут две центральные пары главных героев и еще парочка пар второстепенных, но для сюжета все же важных.

Лиззи – та самая современная женщина, на которую почему-то все еще продолжают тоннами рисовать карикатуры про одинокую старость с сорока кошками и пятью хитровывернутыми имитациями мужского полового органа. Она с юных лет училась как не в себя, пахала за десятерых и упорно шла к мечте работать в прокуратуре и менять мир к лучшему. Но браку и любви с мужчиной такая женщина оказалась совершенно не чужда – как-то на вечеринке Лиззи по уши влюбилась в молодого яркого творца, писателя и любителя горячительных напитков, с которым решила связать жизнь. Брак у них что вечеринка без конца, причем буквально, ведь супруг все время ищет вдохновение в алкоголе, но находит только увольнения, травмы по пьяни и аварии навеселе…

-5

Зак – тот самый современный мужчина, на которого коучи успешного успеха настойчиво предлагают равняться. Это вам не какой-то хиляк-сопляк-дохляк, вовсе нет! Зак – успешный бизнесмен и стартапер, который клепает новые прогрессивные проекты чаще, чем вы моете кружку из-под кофе. Он все время занят, все время куда-то торопится, все время работает или думает о работе. Удивительно, конечно, как в такой ситуации он умудрился найти время на делание ребенка, но факт есть факт: у Зака идеальная полная семья и дом полнейшая чаша, где наводит красоту очаровательная жена Аманда и растет в достатке смышленый сынишка.

Аманда – та самая современная женщина, которая на современную не очень-то и похожа. Куда лучше она вписалась бы в Америку 50-х, став идеальной витринной женой. Послушно едет за мужем в новый город. Всегда готова сказать ему, какой он умный и талантливый, тогда как все остальные безмозглые и вообще, гения его не способны постичь. Мимикрирует в любом сообществе, куда забрасывает жизнь – старательно копирует стиль других богатых жен и мамочек, улыбается им и поддерживает их начинания, чтобы вписаться. А когда остается одна – боится, что прошлое опять настигнет ее и перечеркнет все то хорошее, что удалось построить в браке с отстраненным мужем, которому глубоко наплевать на ее проблемы.

-6

… в богатстве и в бедности…

Однажды Зака обвиняют в том, что он убил свою прекрасную жену Аманду после подозрительной вечеринки. Совершенно невразумительное алиби не помогло ему избежать мгновенного ареста. Плюс еще и полицейскому двинул по лицу. А Лиззи, с которой он когда-то вместе учился на юридическом, становится его адвокатом – правда, вынужденно.

Вот этот момент вынужденного адвокатства – пожалуй, единственный реально цепанувший меня минус романа. Дело в том, что Лиззи не имеет к уголовному праву вообще никакого отношения, не считая того факта, что она юрист по образованию. Ранее она работала в прокуратуре, но покинула любимое место ради мужа – тот здорово оплошал, попав пьяным в аварию и получив бремя гигантского долга, которое распространяется и на жену, ведь не только в богатстве, но и в бедности, ага. Перейдя в известную фирму на высокооплачиваемую работу (приврав, якобы долгов у нее нет и финансовых проблем тоже), Лиззи стала заниматься исключительно делами о мошенничестве. Да и то, вести собственные дела ей в компании не полагается по статусу – она не партнер, а простой работник.

-7

И вот Зак звонит ей из тюрьмы, якобы вспомнил старую талантливую подругу, и просит, нет, ПРОСИТ защищать его. Лиззи желанием не горит, но из чувства прежней теплой привязанности нехотя соглашается уточнить у партнера, под чьим шефством работает, не против ли он. А он вдруг почему-то не против. И Лиззи вдруг становится адвокатом человека, которого сейчас обвиняют в нападении на офицера, но очень скоро обвинят еще и в убийстве первой степени. Напомню, у нее нет опыта и почти нет знаний по делам такого типа, так что даже самый захудалый прокурор в клочья порвал бы ее на первом же судебном заседании. Кроме того, я не уверена, но, кажется, нельзя в Америке вот так просто лавировать между типами дел, разве нет? В смысле, если ты занимаешься мошенничеством, разве можно в одночасье переобуться? Но тут я не уверена, критиковать не буду – писательница явно знает о законодательстве своей страны больше, чем я :)

В любом случае, момент меня немножечко царапнул своей неправдоподобностью, которая, впрочем, оказалась неслучайной – по ходу дела становится ясно, почему Заку была нужна именно Лиззи, пусть и совершенно неподходящая для его дела.

-8

… в болезни и в здравии…

Повествование идет параллельно от лица двух женщин: Лиззи в процессе работы над делом Зака и Аманды за несколько дней до смерти. И это – главный плюс романа!

Удачный брак для женщины – это совсем не то же самое, что удачный брак для мужчины. Веками на понятие «удачности» накладывались новые и новые слои, как лак накладывают на удивительную китайскую шкатулку. Однако периодически некоторые слои под действием социо-культурных изменений вырывались с мясом, и тогда брачная шкатулка женщины напоминала растерзанное тело, которое «обескожили» без всякой анестезии.

Возьмем, например, какой-нибудь средневековый удачный брак. Ты – жинка и ты не бесплодна, тебя берет замуж мужик, и все, считай, хорошо устроилась. Хоть какой мужик пойдет за счастье, ведь совсем без мужика конец скорый и печальный.

Или возьмем образцовую домохозяйку из 50-х в Америке. Удачный брак – это муж с хорошей работой, зарплатой и статусом, которому хватит ума и совести не выпячивать измены, закрывать глаза на бокал мартини женушки после обеда и контролировать рождаемость в своей отдельно взятой семье. Не быть битой, не быть под пятой насилия физического, экономического и репродуктивного, быть обеспеченной и достаточно свободной в рамках эпохи – это огромная удача.

А сейчас? Сейчас, пожалуй, удачный брак сводится не к профитам, а к эмоциям. Быть в браке по любви, иметь схожие ценности и так далее. Вроде бы, и классно же, да? Но вот Лиззи с нами бы не согласилась – она в браке по любви большой и крепкой, но что-то удачи особой не замечает. Да и со стороны не назвать удачным брак, в котором жена тянет на своем горбу творческого алкоголика, который лишь снова и снова добавляет забот и проблем. Ах, да, он же любимый творческий алкоголик…

-9

И Аманда не удачлива, хотя со стороны удачнее не придумаешь. Золотая клетка вроде как лучше дешевой квартиры, изнуряющей работы и прочих атрибутов сильной и независимой, как бы все карты в руки – мужа никогда дома нет, вот просто что угодно делай! Хочешь – домом занимайся, хочешь – в ребенка вкладывай все силы, хочешь – саморазвитием займись, благотворительностью, творчеством, образованием. Вот только все это как будто теряет всякий смысл, когда не с кем поделиться радостями и горестями, успехами и неудачами.

Лиззи и Аманда – совершенно непохожие друг на друга женщины, но в повествовании их жизни переплетаются так тесно, что кажется, будто это просто две стороны одной медали.

Мне было очень интересно наблюдать и за одной, и за другой – само повествование, на мой вкус, тут гораздо интереснее завязки и развязки!

-10

Интересно понаблюдать за буднями юристки, которая обедает прямо за рабочим столом и порой остается ночевать в офисе.

Интересно понаблюдать за созависимостью жены алкоголика, которая рационально понимает всю глупость своих рассуждений, но эмоционально все равно продолжает верить, будто способна его перевоспитать.

Интересно понаблюдать за мыслями женщины, которая «продала» себя первому встречному в качестве красивого аксессуара ради возможности сбежать из ада родного дома.

Интересно понаблюдать за тайными пристрастиями благочестивых с виду мамочек и папочек, которые отправляют на всю лето детей в лагеря, чтобы закатывать традиционные ежегодные вечеринки с алкоголем и бонусом в виде «клубнички».

Да и просто интересно – книга и сконструирована, и написана прекрасно. Только тут нужно четко проводить границу, что прекрасно какого-нибудь Пинчона и прекрасно триллера вроде этого – суть разные вещи. Не стоит сравнивать их между собой, потому что триллер всегда проигрывает. Но в своей среде, в своем окружении «Удачный брак» и правда на редкость удачен.

-11

… пока смерть не разлучит нас?

Но все-таки триллер есть триллер, и очень важно, чтобы нагнетаемые в процессе загадки закончились чем-то толковым, а не просто роялем в кустах или deus ex machina.

Пошерстив другие отзывы на книжку, я обнаружила, что некоторые читатели не в восторге от финта Кимберли, который объясняет смерть несчастной молодой жены и другие тайны романа. Мол, изначально до этого невозможно догадаться, значит, подлянка какая-то от писательницы. Но я тут категорически не согласна. Почему детектив/триллер обязательно должен быть таким, чтобы читатель сам находил убийцу? В жизни-то как раз с точностью до наоборот – шокированные родственники, друзья и соседи говорят, что вот на ЭТОГО человека никак нельзя было подумать, вы что вообще, это какая-то ошибка. Так что в некотором смысле развязка книги куда ближе к реальности, чем к книжной фантазии. И лично мне она очень даже понравилась. Есть в ней безысходность, которая в эмоциональном плане воспринимается даже тяжелее собственно убийства: мир – это хаос. Ты просто не можешь уберечь себя от всех опасностей, как бы ни пытался. Наверное, стоит просто смириться.

Попытаться наказать тех злодеев, каких можешь.

Отправить мужа на очередную реабилитацию и надеяться, что теперь выйдет по-новому.

И просто жить дальше.

Потому что «удачный брак» - это почти оксюморон.

Спасибо издательству Inspiria за книжный подарок, а вам – за внимание.

Уже прочла и оценила:

-12

Поддержать канал "Убей свои выходные":

На карту Сбербанка: 4276 7700 1435 7237