Найти в Дзене
Мысли, Кофе и Гитара

Купить все или о потребительском ступоре

Как же нами управляют продавцы?
Как же нами управляют продавцы?

Роскошный многоэтажный торговый центр сиял передо мной приветливыми огнями, радушно приглашая заглянуть в его полный недешевых удовольствий мир. Ну что же, я уже давно не бывала в таких местах, а потому решила зайти - меня ждали там сверкающие поверхности, приятные звуки и сладкие ароматы, красочно отфотошопленные рекламные плакаты, заманивающие эстетичными новинками кафе, расслабленно прохаживающиеся люди, явно настроенные тратить деньги, много денег... Все то, что лучше всего пробуждает у человека безудержный порой порыв к потреблению.

И я снова почувствовала всю эту мощь маркетингового воздействия на себе - мне и самой ужасно вдруг захотелось где-нибудь тут съесть дорогущее (и вовсе не обязательно вкусное) пирожное и закупиться какой-нибудь вряд ли стоящей своей цены обновкой. Хотя на самом деле я уже давно учусь отказываться от спонтанных покупок и вроде как стала бережнее относиться к финансам, но вся эта тщательно созданная атмосфера потребительского шика повлияла и на меня. А ведь раньше я гораздо чаще посещала подобные места... Стоит ли говорить о том, что и всякие атрибуты "красивой жизни" привлекали меня раньше гораздо больше, чем теперь.

А все потому, что современный торговый центр - это не просто наивное собрание разнообразных разрозненных магазинчиков, это настоящее царство покупательского вдохновения, продуманное до мелочей (в принципе этого стремятся добиться любые торговые пространства, но получается у всех по-разному). На его службе целая обширная наука, изучающая осознанные и неосознанные предпочтения и особенности поведения всех категорий потребителей. Все располагается на своем месте, запахи, звуки, визуальный ряд - все это тоже подобрано наилучшим образом. Наилучшим для того, чтобы легче было найти путь к нашим кошелькам, разумеется. И наша задача тут - выстоять, не поддаться подготовленным для нас соблазнам и уйти только с действительно нужными и приятными приобретениями. И еще - не впасть в потребительский ступор от представляющихся ярких возможностей, потеряв при этом способность трезво оценивать свои покупки (про ступор это слова из одной моей песни: "В хороводе вещей, в половодье звуков Я тону, я вхожу в потребительский ступор" - песня как раз про потребление, как-нибудь ее запишу).

Потреби и тут же выбрось - нередкое сейчас отношение к жизни, к сожалению
Потреби и тут же выбрось - нередкое сейчас отношение к жизни, к сожалению

По-моему, подобные места обладают своей энергетикой и даже, можно сказать, некой собственной философией. А базируется эта философия на превращении простого факта приобретения какой-либо вещи или услуги в красивый ритуал, должный (якобы) привнести в нашу жизнь больше радости и наслаждения. Купи это в нашем чудесном бутике - и будет тебе счастье, красивая и беззаботная жизнь. И вот уже хочется купить и то, и это, и все, все, все... Хочется забрать себе предлагаемый продавцами кусочек счастья, пусть это и всего лишь иллюзия. Которая, скорее всего, рассеется уже сразу после выхода из торгового центра. Хочется приобщиться к этому великолепию вселенского выбора.

И иногда действительно приятно подзарядиться такой энергетикой - ведь, как ни крути, все мы потребители, и иногда почти каждого из нас тянет ощутить хоть немного потребительского шика, тряхнуть, так сказать, своим кошельком (насколько он нам это позволяет, конечно). Почему бы и не сделать это в каком-нибудь чудесно оформленном торговом центре? Хотя, разумеется, лучше заранее хоть немного обдумать предстоящие траты.

Что же касается философии, то ограничивать ее лишь потреблением - явно проигрышный вариант, ведь любые вещи и услуги - это всего лишь вещи и услуги, а вовсе не кусочки счастья, в чем усердно пытаются нас убедить талантливые продавцы. Зато свои кусочки счастья мы способны создать сами, вовсе не обязательно залезая в кошелек... Пусть это и гораздо сложнее, чем понадеяться на новую покупку.

Так, и куда же делись все денежки?
Так, и куда же делись все денежки?

А что думаете о потреблении вы, стало ли оно чрезмерным в последние годы? И какие чувства вызывают у вас торговые центры?