Давайте сегодня поговорим о венгерских танцах.
Венгерский песенно-танцевальный фольклор необычайно богат и разнообразен. Песня,чаще всего, подсказывала сюжет танцу, помогая отыскивать движения, пластические краски. По обрядовым, игровым, военным, трудовым и календарно-праздничным танцам мы можем судить о жизни, быте, характере народа.
Показателен в этом плане танец «вербунк» (его название происходит от слова «вербовать»), «Вербункоши», или вербовочные танцы, сложились в самом начале XIX века. Небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралом ходили по деревням, вербуя в армию крестьянских парней.
Вербовщиков сопровождали музыканты, преимущественно цыгане, наигрывавшие народные песни и танцы.
Вербункоши впитали приемы старинных солдатских танцев, бывают сольные и групповые; и тем и другим свойственны импровизация и строгие черты венгерского мужского танца.
Наиболее характерные черты полюбившихся всему миру мелодий «чардаша» заимствованы от «вербункоша».
Венг. csárdás, от csarda — трактир, деревенский кабачок.
В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и желанию. «Чардаш» ведет мужчина. Он выбирает фигуры, направляет движения своей партнерши. В середине танца мужчины и женщины могут одновременно выполнять разные движения. Например: мужчины — хлопки, женщины — вращения. К концу танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с одной стороны на другую.
Палоташ (Palotás) -- венгерский бальный танец, возникший в начале XIX века на основе народной музыки и танца. Название танца происходит от слова palota (дворец). Это придворный дворянский бальный танец. Для него необходим венгерский костюм - дамы в платьях, сшитых под народные, но более изыскано и богато украшенных. Кавалеры обязательно должны быть обуты в высокие сапоги из мягкой кожи, часто со шпорами. В танце шпоры издают красивый тонкий звон, что придает танцу дополнительную "изюминку". Другим необходимым атрибутом мужской одежды для танца является венгерка - короткая куртка с нашитыми шнурами, как у гусарского мундира.
Темп танца развивается постепенно и к третьей части раскрывается во всей красе и молодецкой удали.
В Австро-Венгерской империи после поражения венгерской национально-освободительной революции 1848 года император Франц Иосиф запретил венгерский костюм. После этого указа все венгры, включая дворян, стали одеваться только в народную одежду. В то время была пословица "Тот не венгр, кто не носит венгерскую одежду". Вскоре император вынужден был отменить свой нелепый указ, но венгерская шляхта продолжила всегда и везде подчёркивать свою национальную обособленность и независимость. Лучшим и самым мирным способом этого протеста был палоташ.
Все эти танцы нашли свое воплощение в произведениях великих композиторов. 10 августа вы сможете уловить их черты в знаменитых произведениях: Венгерской рапсодии N2 Ференца Листа и Венгерских танцах Иоганнеса Брамса, которые мы с радостью исполним для вас.
Материал взят с:
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-184362
https://ard-riag.livejournal.com/56431.html