Найти тему
Просто об импакте

Люди и бюджет. Может ли общество распоряжаться финансами без участия государства?

Оглавление
Иллюстратор Кирилл Панченко
Иллюстратор Кирилл Панченко

Эксперты отмечают, что люди хотят участвовать в государственном и муниципальном управлении не только в политических формах. Они хотят быть непосредственными участниками всех процессов, например, меняя свой город или поселок с помощью инициативного бюджетирования.

Но могут ли граждане сами распоряжаться государственным и муниципальным бюджетом вообще без вмешательства государства в этот процесс? А собственными средствами?

Разбираемся в том, что такое «гражданские финансы», как с ними связано инициативное бюджетирование и что в будущем ждет эту сферу с точки зрения регулирования деятельности, в нашей новой статье.

Государство и гражданские финансы

В будущем люди все чаще начнут обходиться без государства в целом ряде финансовых вопросов, считают специалисты Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов РФ. С этим процессом неразрывно связан термин «гражданские финансы», который ввели в оборот эксперты НИФИ.

Этим понятием можно описать те случаи, когда люди сами поддерживают какие-то проекты, чаще всего в цифровом виде, например, через краудфандинговые платформы. К этому можно отнести и другие формы народного финансирования, в частности, узбекистанский гап, то есть собрание людей, объединенных доверием друг другу, которые собираются вместе, чтобы поговорить о каких-то проблемах и собрать средства на их решение. Часто в роли таких людей выступают бывшие однокурсники или одноклассники, а деньги аккумулирует у себя один из сидящих за столом.

И в случае гапа, и в формате краудфандинга люди не спрашивают ни у кого разрешение на финансирование какого-либо проекта и, тем более, не просят средства у государства. Более того, они даже готовы платить краудфандинговой платформе комиссию. То есть люди отдают собственные деньги на проекты часто вовсе не известных им людей или софинансируют проекты в формате партисипаторного или, в случае с Россией, инициативного бюджетирования.

Почему же так происходит?

«Рано или поздно мы придем к тому, что без создания условий для повсеместного участия в государственном управлении и финансовых вопросах, это самое государственное управление потеряет свою эффективность. И это не наш локальный вывод, а общемировой тренд, — рассказывает руководитель Центра инициативного бюджетирования Владимир Вагин.
Люди хотят участвовать в государственном и муниципальном управлении не только в политических формах, когда они, например, могут избираться депутатами. Нет, они хотят быть непосредственными участниками всех процессов, например, меняя свой город или поселок с помощью инициативного бюджетирования. И если не обращать внимания на этот тренд, государство начинает терять свою эффективность».

Партисипаторное бюджетирование в России и мире

Более привычной и распространенной практикой по сравнению с гражданскими финансами является уже упомянутое партисипаторное (инициативное) бюджетирование. Это уже давно зарекомендовавшая себя технология вовлечения сообщества в принятие решений в сфере государственного и муниципального управления, которая проявляется в разных странах с разной степенью активности.

Например, в Германии тоже существует партисипаторное бюджетирование, однако им на локальном уровне занимаются НКО и активисты, оставаясь на периферии в системе государственного управления. И на то есть причина: Германия несколько сотен лет создавала систему сбалансированного федеративного представительства и в итоге добилась внедрения модели, при которой средства бюджета расходуются эффективно, в том числе на проекты, которые выдвигают сами граждане.

Обратным примером является Узбекистан. Здесь инициативное бюджетирование появилось всего три года назад, а в этом году на открытое голосование было выдвинуто уже более 66 тысяч проектных идей. В выборе проектов приняли участие свыше 15 млн человек при общем населении страны в 35 млн человек. Такой успех, в том числе обусловлен тем, что развитие местного самоуправления в Узбекистане идет по традиционному пути — с помощью махаллей, которые можно назвать поселенческими комитетами. Они не являются частью государственной власти, но при этом распространены повсеместно.

В Узбекистане за инициативным бюджетированием указом президента закреплено 5% от местных бюджетов и 50% дополнительных доходов местных бюджетов. Для сравнения: в России этой практикой охвачены только 75 субъектов, а средства на инициативное бюджетирование чаще всего выделяются из региональных и отраслевых госпрограмм. Причем некоторые регионы просто не считают необходимым применять такой механизм на своей территории. Один из таких городов — Москва.

«В Москве считают, что «Активный гражданин», Mos.ru и остальные форматы участия, которые изобретены в столице, в достаточной мере обеспечивают вовлечение граждан. А в Санкт-Петербурге с 2016 года партисипаторное бюджетирование только увеличивается в объемах. Разные города, разные подходы к управлению», — говорит Вагин.

Что дальше?

В основе инициативного бюджетирования лежит наличие проблемы, которую людям хотелось бы решить самостоятельно, и осознание того, что сделать это можно за счет государственных средств, непосредственно влияя на то, куда эти средства будут направлены. То есть в отличие от сферы предоставления государственных услуг, люди, занятые в партисипаторном бюджетировании, являются активными участниками формирования этого запроса, а не просто получателями услуг.

Эта особенность инициативного бюджетирования и всеобщая цифровизация, которая упрощает для людей возможность участвовать в управлении государством, будут способствовать появлению все большего разнообразия форм гражданских финансов.

«Инициативное бюджетирование — это всего одна из форм такого участия, которая тоже базируется на гражданских финансах, а цифровизация стремительно дает нам возможности для все более эффективного участия людей в выборе проектов инициативного бюджетирования, и с каждым годом эта эффективность только повышается, — считает Владимир Вагин. — И эта форма участия в любом случае будет повсеместно распространена и в России, и в зарубежных странах. Может быть, она будет по-другому называться или видоизменится существенным образом, но это случится, и государство будет с большим трудом находить способы регулирования гражданских финансов».

Прочитать статью полностью вы можете на сайте журнала «Позитивные изменения».