В этой статье решил погрузиться немного в мир авиации, ведь для того чтобы отлично справляться с управлением ВС и выполнять полеты одним за другим успешно и без ситуаций, когда полет может пойти не по плану в симуляторе, необходимо иметь хотя бы базовое понимание о полетах и о навигации. Я сейчас не о НЛ-10 говорю:) хотя линейка в свое время была ну уж очень популярна:)
Поговорим мы сегодня уже о более современных средствах навигации. После данной статьи ваш скилл знаний точно уж станет намного выше, чем был до этого:) если что-то не понятно, пишите обязательно все обсудим. Потому что если я подробно начну все тут объяснять, то получится ооочень большая статья и дочитать ее сил уже будет :) но лучше ее дочитать, так как инфо нужная:) поэтому без лишних подробностей так сказать, но если будут вопросы, с радостью буду готов на них ответить.
Приятного чтения, дорогие читатели :)
Радиал – угол между См меридианом, проходящим через маяк, и направлением на ВС.
Радиал – единица углового деления на секторы (пеленги) круговой диаграммы направленности наземного маяка VOR (количество радиалов 360).
Для целей навигации ИКАО сертифицировало навигационные средства:
NDB (ОПРС) – диапазон частот 190-1750 кГц. Предназначен для:
· Контроля пути по направлению при полете ВТ;
· Построения схем неточного захода на посадку;
· Передачи голосовой информации (погода, информация диспетчера при отказе связи);
· Создания обычных зон ожидания. (точка fix)
LCTR (compass locator) – NDB мощностью ˂ 25 Вт. Используется для захода на посадку. Дальность действия 15 nm.
VOR (VHF omnidirectional radio range) – диапазон частот 108,0-117,95 мГц.
Является средством ближней навигации и используется для тех же целей, что и NDB. Через VOR часто передают погоду (особенно в Европе).
Дальность действия при высоте полета 10000м и мощность 200 Вт – до 200 nm.
В документах JAM маяки обозначаются:
· T – terminal (аэроузел) дальность до 25 nm;
· H – height altitude дальность до 135 nm;
· L – low altitude дальность до 45 nm.
Маяки VOR работают по принципу разности двух фаз (сигнал постоянной фазы сравнивается с сигналом переменной фазы). Точность такого маяка 2-3°.
DVOR (PDVOR) – доплеровский маяк и выдает точность до 1-0,5°.
DME (Distance measuring equipment) – диапазон частот 1125-1150 мГц (для портовых передатчиков), 962-1213 мГц (для наземных).
Определяет наклонную дальность до DME. Как правило отдельные DME устанавливаются на схемах захода на посадку для контроля высоты в зависимости от удаления. По правилам ИКАО на глиссаде/траектории снижения должна быть как минимум одна такая контрольная точка.
VOR DME.
Маяки DME, объединенные с VOR, образуют угольно-дальномерную систему ближней навигации. Настраиваются установкой частоты VOR, при этом частота DME настраивается автоматически по принципу спаренных частот.
TACAN (Tactical air navigation).
Военная угольно-дальномерная система. Военные могут получить радиал и дальность, а гражданские – только дальность. Для получения дальности от TACAN нужно установить
«несуществующую» частоту VOR, опубликованную в AIP.
VOR TACAN. Оборудован путем азимутальной части от VOR и дальномерной от TACAN.
Маркерные маяки.
Служат для определения пролета фиксированных точек, в основном при заходе на посадку. Все маркерные маяки работают на одной фиксированной частоте 75 мГц и имеют вертикальную диаграмму направленности.
Посадочные системы.
ILS – instrumental landing system.
Система точного захода на посадку. Обеспечивает полет ВС в створе ВПП и снижение в конечном этапе захода (GS). В состав ILS входят:
· LOC (курсовой радио маяк);
· GS (глиссадный радио маяк).
LOC работает в диапазоне 108.0-111.95 мГц. Опознается с помощью 3 или 4 буквенного позывного, первая буква всегда должна быть «I» (И). Дальность действия 25 nm (46 км). Антенна LOC устанавливается за противоположным торцом ВПП. Имеет легкоразрушаемую конструкцию.
GS работает в диапазоне частот 329.15-335.0 мГц на 45 фиксированных каналах. Дальность действия 10 nm. GS создает углы наклона глиссады 2°÷3°. Для захода по категориям I и II не более 3°. Антенна GS установлена справа от ВПП (около 250-650ft от оси ВПП и 750-1250 ft от торца в сторону центра ВПП).
Маяки LOC и GS кроме фактических линий курса и глиссады могут создавать ложные. LOC может создавать линию курса в обратном направлении, которую можно использовать для
неточного захода при соблюдении и учете правила: исправление БУ при заходе по обратному лучу противоположны действиям при заходе по прямому лучу.
LDA loc type direction тип курсовых маяков направленного действия. Точность сравнима с ILS, однако LDA не входит в состав ILS и не используется для захода в створ ВПП
SDF упрощенное средство направленного действия. Его точность хуже, чем ILS и LDA может быть смещен от оси ВПП до 3 градусов. Наводит по курсу
MLS – microvave landing system.(не используется)
Точная система захода на посадку, превосходит ILS. Обеспечивает построение схемы захода на посадку по криволинейной траектории. В состав системы входят:
· Два курсовых маяка;
· Два глиссадных маяка;
· Дальномерное оборудование.
Работает в диапазоне частот 5310-5090,7 мГц.
Из-за высокой стоимости широкого применения не получила.
GNSS – global navigation satellite system.
Общее название всех спутниковых навигационных систем. В настоящее время ИКАО сертифицировало для целей аэронавигации только 2 системы:
· GPS (USA)
· ГЛОНАСС (РФ)
· Испания (Galileo)
· Китай (Beidol)
GNSS обеспечивает выполнение функций:
1) Определение местоположения в виде фи лямбда (долгота, широта) (Ppos – Present position);
2) Обеспечение навигации (NAV);
3) Является базой для основанного на характеристиках навигации (PBN – performance based navigation) радиовещательного (ADS-B) и контрактного (ADS-C) наблюдения.
На совр. ВС установлен только GPSресивер(приемник) инфо от которого о мс исп. только update
США предложило GPS для реализации потребностей ГА в 1994 году, а РФ предложило ГЛОНАСС в 1996 году на безвозмездной основе. Annex 10 GPS, Glonas (ICAO) doc 9849
Спутниковые навигационные системы состоят из:
· Группировки навигационных спутников:
Ø GPS – 24 спутника на 6 орбитах, покрывают зону обслуживания до высоты 3000 км;
Ø Спутники GEO
Ø ГЛОНАСС – 24 спутника (иногда 26), высота орбиты 19000 км, зона обслуживания Н = 2000 км.
· Группировка геостационарных спутников (SBAS), плоскость орбиты находится в плоскости экватора. Они предназначены для уточнения МС, поскольку из-за невозможности сохранения стабильными параметров орбит, требуется корректировка;
· Наземные станции ля корректировки фактических отклонений орбит от заданных (эфемериды).
Спутники GEO предназначены для увел Ppos поскольку в программу обеспечения закладываются точные параметры орбит, которые на практике сохранить невозможно.
Наземные станции USA 17, РФ 19 планируется до 45
Для определения МС, согласно Приложению 10, необходимо не менее 4 спутников.
На современных ВС устанавливается только GPS receiver, который выдает только PPos (данные о МС).
Приоритет обновления данных о текущем положении ВС:
· GPS;
· DME/DME (по двум дальностям);
· VOR/DME (по радиалу и дальности);
· IRS*.
В Приложении 10 определены 3 системы функционального дополнения сигналов навигационных спутников (система дополнений):
1) Бортовая (ABAS или RAIM).
ABAS - бортовое оборудование, обрабатывающее сигналы GPS или ГЛОНАСС для достижения точности и целостности сигнала;
2) Система SBAS.
Система уточнения, расположенная на GEO спутниках. Используют сигналы наземных станций, определивших эфемериды спутников для уточнения геопозиций. Используются для неточных систем захода (RNAV GPS, RNAV GNSS, RNAV RNP, RNP). Обеспечивает зону действия от земли до 2000-3000 км.;
3) GBAS (GRAS).
Использует установленные в аэропорту станции контроля для отработки сигналов GNSSи передачи поправок и данных о траектории захода на посадку. Обеспечивает точные истемы захода на посадку.
GLS – GNSS landing system.
В настоящее время GBAS обеспечивает заход по категории I.
Особенности использования SBAS.
Зона покрытия – от земли до высоты 2000-3000 км. Зона обслуживания устанавливается государством внутри зоны покрытия для выполнения заходов на посадку по схемам RNAV, используя авионику четырех классов:
· Класс I.
Обеспечивает полет по маршруту, в районе аэродрома (по SID/STAR/Transition) и LNAV approach (LPCH). Глиссада выдерживается вручную;
· Класс I I.
Обеспечивает то же, что и I плюс LNAV и VNAV Approach.
· Классы III и IV.
Второй класс + LPV APPR (Locolizer performance with vertical guidance).
Оборудование SBAS класса III и IV, обеспечивающее заход LPV, называется:
· WAAS в США;
· EGNOS в Европе;
· MSAS в Японии;
· GAEAN в Индии;
· CDKM (система дифференциальной коррекции и мониторинга) в РФ.
Вот такая получилась интересная статья, без лишнего текста, все по делу, если что-то не понятно готов ответить на любой вопрос:) Спасибо за внимание и удачных вам полетов:)