В 7 классе наш класс отдали другому классному руководителю. Он был математик и начал вести у нас алгебру и геометрию. Мы его называли Евгенич. Евгенич сильно отличался от нашей старой классной. Классная воспитывала нас в скучном и правильном направлении. Не высовываться и шагать ровным строем вперед, к победе коммунизма.
Евгенич был бунтарь. В его голове уже вовсю сифонил ветер перемен. Он слушал запрещенные рок-оперы, читал запрещенную литературату, не удивлюсь, что слушал "Голос Америки" и выглядел белой вороной на фоне строгих учителей образцовой английской спецшколы в своей вечной черной водолазке, пиджаке и темных очках.
С ним было интересно. На переменах мы пели "Бригантину", обнявшись за плечи. На празднике песни ставили спектакли и пели не то, что привычно разучивали до этого (про пионеров и мир во всем мире), а например, "Ты меня на рассвете разбудишь" из "Юноны и Авось". По выходным мы ездили за город просто погулять в лесу и сварить на костре пельмени. Он был очень сильный математик, с очень неординарной подачей материала. Он горел своим предметом и зажигал всех вокруг.
Математику я любила и быстро привыкла к требованиям преподавателя. Он просто заставлял заниматься по конспекту, так, как даёт материал он, а не учебник.
7 класс пролетел во всеобщей любви и гармонии. Мы сдружились, нам завидовали все классы, настолько наш класс выбивался из общей массы.
В конце 7 класса у нас дома случился инцидент, который, наконец, заставил поставить точку нашим и маминым мучениям в браке. Она подала на развод, о котором я лично давно её упрашивала. Потом маму прооперировали. Приехали бабушка и мамина сестра ухаживать за лежачей мамой в больнице. Когда её выписали, то дали год инвалидности. В то лето мне было 14 лет и я самостоятельно устроилась работать нянечкой в детский сад на полный день, нарушая статьи трудового кодекса СССР. Пока мои одноклассники валялись на Золотых песках, я ежеутренне к 8 утра гоняла на троллейбусе 7 остановок в садик. Мама восстанавливалась, лысая голова обрастала ёжиком. Я никому не рассказывала, что работаю, про мамину операцию, не знали подружки во дворе, не знали одноклассники.
В то же лето маму повторно увезли в больницу с гепатитом, а я осталась одна в залитой хлоркой квартире, которую благополучно сама и отмыла. Папаня был на курорте, сестра на базе отдыха с подружкой. Меня забрала к себе мамина подруга.
8 класс начался нормально. В классе образовалась компания считающих себя взрослыми барышень. Я прибилась к ней. Мы слушали группу "Воскресенье", "Битлов", "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты"... Сбрили виски. Но я не была в костяке компании, а как бы около.
С чего началась моя "деградация"?
Каждый год 29 октября в школе проходил праздник песни. В начале октября начинались репетиции, ставили сценки к песням. На одной из репетиций я чем-то выбесила Евгенича, не помню точно, по-моему хихикала в очень серьёзном моменте. И он выгнал меня в зал, сказал, что отстраняет от репетиции. На следующую репетицию я пришла и встала со всеми на сцену, но он меня принципиально удалил: "Я же сказал, что ты не участвуешь". Я просто сидела в зале и смотрела. Наверное, мне нужно было подойти и извиниться, чтобы меня допустили. Но я не подошла. Я хотела, но подростковый максимализм не позволил. Просто перестала ходить на репетиции и не пришла на сам праздник.
Евгенич поставил на мне крест, общался по необходимости и всё. В классе у меня не было таких друзей, с кем бы я могла близко пообщаться, мама на инвалидности, с ней тоже не делилась. Они с сестрой считали меня неразумным дитём и не воспринимали мои рассказы всерьёз. Я вращалась в школьной компании, где мне первый раз дали и выпить, и закурить. Там же была, кстати, и Юля.
Класс сдружился, ездили на вылазки, ходили на дискотеки. Я почти никуда не ходила. Была причина-мне было не в чем. Родители доставали одноклассникам модные джинсы, кроссовки и пр., а я стеснялась своей одежды и обуви. Практически вся модная одежда у меня была от подружки, поносить давала.
В конце восьмого класса Евгенич меня спросил, куда я планирую после экзаменов. Я не помню, что ему сказала, но помню его ответ, что он мне на экзамене припомнит. Мы сдавали алгебру письменно и геометрию устно. Я отлично знала алгебру и похуже геометрию. Алгебру написала без единой ошибки, ждала оценки 5. Но получила 4. Тогда не показывали работы, просто оценки объявляли и всё. Я не умела отстаивать свои права и промолчала. А на геометрии он меня откровенно валил. Я доказала теорему, решила задачу, ответила на дополнительный вопрос. И он меня попросил доказать ещё и обратную теорему. Я запуталась, а он поставил мне 3 и никто из комиссии его не остановил. А ведь на сам билет я ответила верно.
Остальные экзамены я сдала хорошо, на 4 и 5 (ещё мы сдавали русский устно, сочинение и английский).
Летом я думала, куда бы мне податься, но мама со мной ничего не обсуждала, она вообще ничего не знала, а может не хотела знать о моих трудностях. А я бы хотела учиться в педучилище, но мама когда-то давно мне говорила, что зарплаты у воспитателей мизерные. Да и ездить на другой конец города. И я не решилась.
В августе пошла и самостоятельно написала заявление в 9 класс.
Полгода в девятом классе прошло. Я так и была с компанией неформальных девочек, хотелось быть взрослой и дерзкой. Учеба моя съехала, была не шатко-валкой, 3-4-5. Во дворе у меня была любимая подружка и компания отличных ребят. Вот с ними мы ездили на вылазки летом, ходили на каток, катались на велосипедах по вечернему Челябинску, с подружкой занимались фотографией. Все они учились в обычной районной школе, в техникумах и ПТУ.
Перед Новым годом мы с дворовой подружкой и моим дворовым парнем решили прогулять последний день четверти. Решили, что потом каникулы, а после каникул никто и не вспомнит.
Утром я типа ушла в школу, а сама пришла к подружке. Там мы весь день втроём слушали музыку, гоняли чаи, фотографировались, болтали и дурачились.
Пролетели зимние каникулы. Первый день третьей четверти. Урок математики. Евгенич сказал, всем садиться, кроме меня. Спрашивает, почему меня не было 30 декабря? Я сказада, что болела. "И справка есть?" Надо было ответить, что справки нет, я так отлежалась. Но я бесхитростно сказала, что есть. "И где она?" Я сказала, что забыла, принесу завтра. На следующий день на уроке математики первым вопросом Евгенича было: "Справку принесла?" Мне кажется, он прямо всю ночь не спал и потирал ручки, как он меня будет выводить на чистую воду. Я опять сказала, что забыла. Тогда он ответил, езжай домой за справкой и без справки на мои уроки не приходи.
Ну я и не приходила. А Евгенич себе выбил право на сдвоенные уроки. То есть алгебра и геометрия у нас всегда была парами, по 2 урока. Поэтому я 2 урока болталась по школе. Обычно сидела в кабинете у медички, помогала ей заполнять карточки, записывала прививки, вклеивала листочки. Если медички не было, то пряталась в физкультурной раздевалке или гуляла по городу, спускалась ко Дворцу спорта, сидела на скамеечке на набережной реки и думала о том, как мне жить дальше..
Потом мне надоел этот поиск мест, куда приткнуться на 2 урока. И я просто перестала ходить на половину уроков.
Ежедневно у нас было по 6 уроков. Например, если математика была вторым и третьим уроком, то я приходида в школу к 4-му уроку, пропуская 1-ый урок тоже. А если математика была 3-4-ым уроком, то я уходила после второго урока и 2 последних урока тоже прогуливала. Так продолжалось почти всю третью четверть.
Один раз я пришла к третьему уроку и стояла ждала звонка со второго урока, а меня засекла завуч. Надо сказать, что завуч относилась ко мне хорошо. Когда-то она вела у нас английский и ей нравилось, как я делала переводы, особенно стихов. В общем, она спросила, какой у нас урок и почему я не на уроке. Я ей честно рассказала, что мне классный запретил появляться на его уроках.
Вообще, Евгенича учителя недолюбливали за необычность. Думаю, что ему крепко досталось тогда за меня, потому что он разрешил мне посещать уроки. И по-моему даже, спросил, кто хочет меня подтянуть по предмету. К тому времени, я полностью запустила химию, физику, историю, географию, частично биологию. Девочка подтянула меня по математике легко, потому что математику я любила. Кстати, Евгенича я тоже любила, и совсем на него не злилась, а считала, что сама во всем виновата.
Из оставшихся запущенных предметов только историчка прониклась ко мне и сама предложила заниматься после уроков, я ей постепенно сдавала все пропущенные темы. По остальным предметам мне натянули трояки.
А Евгенич меня демонстративно не замечал, на уроках не вызывал, оценки ставил только за письменные работы. Весь класс у него был поделен на "серость" и всех остальных. "Серость" занималась по школьной программе, остальные 90% по его собственной с элементами высшей математики и т.д. Я решала его сложные задачи, но он об этом не знал. Письменные задания мы писали по школьной программе, на листочках, а тетради он не проверял. Я сидела в своем сером болоте и не отсвечивала.
Маму, кстати, после всего этого, один раз вызывали в школу на педсовет, но она не пришла. Потом ещё один раз в воскресенье в 8 утра к нам домой явился родительский комитет во главе с Евгеничем. Мы ещё спали. Когда они зашли на кухню, я тихонько собрала вещички и на цыпочках сбежала к подружке. О чем там они точно говорили, мама не рассказывала. Повлиять на меня она не могла никак. Она не умела и не знала как и о чем со мной нужно разговаривать. Вроде бы они договорились, что я уйду после 9-го класса.
После 9 класса мама забрала мои документы и унесла в другую школу. Завуч написала мне очень хорошую характеристику. Я не хотела идти в другую школу, потому что очень боялась выпускных экзаменов со своими провалами знаний почти по всем предметам, которые предстояло сдавать. И не знала что с этим делать.
Во дворе один парень учился в жд техникуме, который был совсем рядом с домом. Парень много интересного рассказывал про студенческую жизнь, преподов, и я спросила его, а есть ли у них в технаре девочки? На что мне было сказано, что девчонок полно. И я спросила у мамы, что может я в техникум пойду? Мама сходила в ту школу, забрала документы и мы с ней пошли в приемную комиссию и подали документы на одну из специальностей, где брали девочек.
Мама у меня, конечно, была странная. Ну ладно я, мне 16, в голове полный хаос. Мы не расспросили в приемной комиссии ни про одну специальность, чем мне предстоит заниматься, какие предметы буду изучать. В итоге я, практически чистый гуманитарий, поступила на специальсть, где была одна сплошная физика и электротехника...(вступительные экзамены сдала легко и хорошо)
Но это уже совсем другая история.
Про Евгенича я задумалась только через многие годы. А ведь он был не прав. Что он ждал от той девочки в переходном возрасте, почему встал в позу, что кому хотел доказать? Почему не подобрал ключик к детской душе? Я помню себя в том возрасте. Мне просто нужно было поручить что-то ответственное, похвалить, и я бы горы свернула. Он же учитель с высшим педагогическим образованием, мужчина 37 лет, а не15-летняя девчонка. Ну оставил бы после урока, сказал бы мне, что он знает, что я вру про справку. Я бы созналась и дело с концом. Чего добивался то?
Кстати, в 10-ом классе Евгенич откзался от классного руководства в нашем классе. Не знаю точно всей истории. Но против него начались какие-то выступления или заявления, против его методов то ли обучения, то ли воспитания. И он ждал, что класс за него заступится. А класс промолчал, потому что дети тогда не умели, а может не хотели, а может были равнодушными к этим взрослым играм.
И он обиделся. И от классного руководства отказался. Последний год классной была та самая историчка, которая со мной занималась.
Кстати, страх перед экзаменами меня преследовал во сне лет 20. Снилась школа, мне сдавать, а я ничего не знаю. 😂
Вот такая длинная статья получилась. Но делить не стала, не люблю, когда тянут кота за хвост.
Обещаю вернуться к обычному формату про свои будни.
Пока-пока, не болейте, друзья, и хороших всем выходных!