Найти в Дзене

Часть 10. История создания произведений 2.

Оглавление

Кулон “Млечный путь”,

Нейзильбер, халцедоновая щётка, эмаль, зернь 1977 г.с.
Нейзильбер, халцедоновая щётка, эмаль, зернь 1977 г.с.

История создания второй творческой работы, представленной на выставке, посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Соглашусь с мнением тех российских ювелиров, которые говорят: “У вас, на Урале, хорошие камни под ногами валяются”.

Халцедоновая щётка была найдена на поверхности в отвалах шахты им. Кирова в г. Берёзовском недалеко от остановки автобуса.

Гривна “Вечное движение”, нейзильбер, морион 1977 г.с.

-2

Эскиз был сделан ещё в 1976 году на 4 курсе Красносельского училища с обоснованием концепции украшения.

Каждый элемент композиции имел свой смысл и раскрывал основную идею. Жаль, что у меня не сохранились черновики.

Так как для меня всё было понятно-оставалось только воплотить в материале.

Центральную часть предполагалось выполнить методом литья. В данном случае это было более рационально.

Гривна сделана, и я впервые представил свою авторскую работу на суд коллег в Союзе художников. В целом отнеслись снисходительно. Одна Наташа Горбачёва, случайно присутствовавшая на заседании секции, высказалась: “Это же артихудожественно”. На что Храмцов ответил: “На областную выставку пойдёт”. Посмотреть экспозицию я приглашал близких знакомых и конечно - папу.

Гордился тем, что можно было бесплатно пройти мимо вахтёра и гордо сказать: “Это со мной”.

Предыстория создания “Черёмухи”.

-3

Вряд ли кто узнает историю создания гениальных работ Микеланджело. Такой огромный физический труд невозможен без помощников. В советские времена в системе художественного фонда эта специальность называлась форматор. Это были великолепные профессионалы, в чём-то даже лучше, чем оригинальные творцы.

Константин Талипович Шингарев. Он запомнился мне своей улыбкой - немного наивной, немного хитрой, всегда готовый к диалогу.

Когда я проходил преддипломную практику, представьте взаимоотношения, которые были тогда в отделе главного художника, да и не только. Я какой-то практикант, а мне помогают сделать работу лучшие мастера Урала?

Погиб совершенно необъяснимо. Пошёл вечером выгулять собаку, рядом с дорогой, а параллельно гнал грузовик с болтающимися металлическим тросом, который зацепил его под колёса. Костя, я тебя помню.

“Ускорение”.

-4

Есть такой вид скульптуры, который называется “мемориальная скульптура”.

Я был удивлён, когда узнал, что слово “тоска” существует только в русском языке.

В русском искусствознании эту тему деликатно обходили стороной. Посмотрите на надгробие Аллилуевой, Шадра. Я считаю, что это одна из лучших работ мастера-гения. Ювелирные произведения этой тематики в советском искусстве можно условно отнести к 0,01% к темам, которые интересуют художников-творцов. 1934 год. Первый советский аэростат “Осоавиахим-1”. Трагически погибли русские герои-Федосеенко, Васенко, Усыскин.

Представил, что они чувствовали, когда аэростат нёсся к встрече с землей. Когда искусствоведы, умные и порядочные говорят, что это напоминает ласты, меня это просто корёжит.

“Шартрез”.

Замысел броши “Шартрез” возник из ассоциаций, связанных с визуальным восприятием и вкусовыми ощущениями, возникшими при дегустации одноименного ликера.

В произведении “Шартрез” художник попытался при помощи изобразительных средств ювелирного искусства раскрыть тему, показать многообразие ощущений, которые характеризуют этот напиток. В результате при помощи напитка творческого переосмысления качеств в целом нематериальных, - возникает конкретный осязаемый предмет-аллегория “Шартреза” - это впечатление человека, попавшего в неосязаемые золотые сети, которые затягивают его в красивый, пьянящий водоворот, искрящийся зелёными демантоидами.

Работа воспринимается как динамичный объект. Одновременно скульптурно-объёмный и в то же время воздушно-игривый. По мнению автора, видимо, так может выглядеть радостный момент жизни.

Находится в собрании Кемеровского музея изобразительных искусств.

Деликатная эстетика в японской культуре.

Три эгоиста.

Меня удивила выставка в Москве “Традиции и современность Японии”. Шестицилиндровый, больше похожий на танк, мотоцикл и железно для рубака, выкованный вручную, на котором инструктированные золотыми иероглифами автор (мастер). Я ощущаю, что это уважение к форме, предмету и человеку. Открывал выставку стул, в котором автор пытался передать своё отношение к красоте ног Мерилин Монро.

На выставке были классические работы ювелиров в технике сочетания медно-серебряных сплавов. Просто созерцательные, но у меня было ощущение, что они вечные.

Я представляю - не надо напрямую следовать канонам идеализациям национальной самобытности.

Я в своё время спросил у ребят в Паланге. У киргизов и у туркменов. Они мне ответили-у нас есть свой стиль. А где название? У японцев есть свой стиль в промышленной эстетике, но, тем не менее, они сохраняют свое ощущении нации.

Почему родилась эта серия “Три эгоиста”?

Технически это довольно сложное произведение. Мне, конечно, далеко от технической культуры японских мастеров, которые веками воспитывали культуру работы над материалом, но я попытался на свой авторский лад немного понять, что такое понятие “Сенсей” для европейца (для меня). Это величина, которая не подлежит обсуждению.

Все материальные культуры взаимозаменяемы. Я попытался показать это в своём триптихе “Три эгоиста”.

-5

Гарнитур “Туманное утро”.

Можно сказать-это ранний Устюжанин. Как тяжело давалась эта работа, не дай бог повторить.

Было желание сделать, но не было понимания зачем, и как это сделать.

Для меня казалось, что мои личные впечатления более важны, чем осмысление формы предмета. Казалось удивительным, что я могу работать с хризопразом из Казахстана, кахолонгом, сердоликом из Гурзуфа, который сам нашёл.

Понимание того, что я хозяин этих драгоценных красок, придет позднее.

Брошь “Рокот прибоя”.

-6

Ни одной (почти) у меня не было работы, которую я захотел и сразу сделал, но эта выделяется от других.

После того, как я закончил “К радости”, почувствовал уверенность в своих силах, понял-могу.

За неделю - от эскиза до результата? Удивляюсь? Я был очарован альбомом Хоцусика Хокусая.

Графическая эстетика спокойная и ненапряженная связь природы и человека. Как это выразить в маленьком ювелирном произведении?

Ни на секунду не сомневался в своей правоте. Если проводить аналогии с музыкой, наверное-это близко к ощущениям джазмена, когда он чувствует-пошло. И начинает заводиться сам и публику. Вот так.

“Хорошее настроение”.

-7

Я просто чувствовал, что понял как растёт дерево-откуда у него растут корни, как растёт ствол, листья, цветы, а потом получаются плоды.

Маркес сказал хорошую фразу: Можно со всех деревьев срезать все цветы, но это не остановит весну.

Ощущаю себя скорее философом-”любителем жизни”, чем ювелиром. Две работы, созвучные моему пониманию современного авторского ювелирного искусства.

  1. Гарнитур “Панорама”-Оренбург.

Многоплановая (трёхслойная графика). Мой ощущение лёгкости и огромной свободы (перед рыбалкой на Волге), шучу. Эстетический вариант, если серьёзно.

  1. Гарнитур “Хорошее настроение”. Можно или нет в ювелирном произведении передать состояние души человека. Не знаю, но почему-то этот вопрос я всегда задавал себе.

“Ярость”, “Испуг”, “Меланхолия”, “Хорошее настроение”. Наверное, я копался в себе, но, мне кажется, как у Врубеля, иногда это имеет смысл Скромные картинки у него из больницы-называются “Бессонница”. Гениально! Не всем им дано понять.

-8

А если говорить о гарнитуре “Хорошее настроение” - это классический предмет авторского ювелирного искусства конца двадцатого века.

Сейчас такого никогда не будет. Я последний мечтатель эпохи…

Триптих “Бабочки для мужичков”.

“Б.”,”Ж.”,”С.”.

-9

В мае 1997 г. на площадях картинной галереи проходила выставка “Post ВДНХ”. Еловой со своей идеей проекта "Простое искусство" хорошо вписался в тему. Придумал простое и понятное название "Мастер-гвоздь". Вместо привычных драгметаллов выдали гвоздей невероятных размеров. Никаких стилистических рамок. Что хотите-то и делайте.

Гамбургский счёт.

Каждый анонимно присуждает первое, второе и третье место (кроме себя).

Подключился спонсор-директор телепрограммы 9 ½ - Иннокентий Шеремет.

В самом начале все работали только за идею. Это был бескорыстный праздник "капустник" для ювелиров.

Неизвестно, что больше греется самолюбие художника-официальное признание государственной структуры или коллег? Мой объект кавычкой “Пирамидон" ребята поставили на первое место.

На следующий день в местных целях прошла стильная информация о конкурсе.

На улице незнакомые люди встречали меня с фразой: “Ну ты, блин-выдал”. Задело, то что работы хранятся в лучших музеях страны, народ не знает, а я просто весело хулиганю-понятно.

Проходит какое-то время, убеждаюсь, такие выставки надо делать.

Пришло название: “Антисалон” “Синтетика”. Женя Ройзман помог с призовым фондом. Не ожидал, что такому количеству людей оказалось интересно эта тема. Стилистика работ-от субкультуры ЗК - до авангардного авторского дизайна. Проходит какое-то время, народ требует: “Нам понравилось”, требуем продолжения.

В дальнейшем получались конкурсы этой серии: “Сургут-активные формы”, “Железная логика”, “Чистое искусство”,”Цветная бумага”, (Белая бумага).

Это был этап русского ювелирного искусства на Урале. 20.04.2022.

-10
-11

Цикл комплектов “Hronos”. 1989 г.с.

Гарнитур “Утро” цикл “Hronos”, серебро, горный хрусталь, тиманский агат. 1989 г.с. Магнитогорская картинная галерея
Гарнитур “Утро” цикл “Hronos”, серебро, горный хрусталь, тиманский агат. 1989 г.с. Магнитогорская картинная галерея

Сочетание тиманского агата и горного хрусталя логично не только с точки зрения колористической гармонии, но и с точки зрения природного единства. Часто встречаются агаты с включением друз горного хрусталя.

В комплекте хрусталь огранён фантазийной авторской огранкой.

Гарнитур “День” цикл “Hronos” серебро, цитрины, хризопраз. 1989 г.с.
Гарнитур “День” цикл “Hronos” серебро, цитрины, хризопраз. 1989 г.с.
Гарнитур “Вечер” цикл “Hronos” серебро, дымчатый кварц, тигровый глаз. 1989 г.с.
Гарнитур “Вечер” цикл “Hronos” серебро, дымчатый кварц, тигровый глаз. 1989 г.с.
Гарнитур “Ночь” цикл “Hronos” серебро, морион, монгольский агат. 1989 г.с.
Гарнитур “Ночь” цикл “Hronos” серебро, морион, монгольский агат. 1989 г.с.

Серия брошей “Жаркое лето 99-го”.

“Июнь”, “Июль”, “Август”.

-16

1999 год. Запомнился часто повторяемым термином “Миллениум”, когда после условно первого тысячелетия наступит условно второе. Число 2000 воспринималось как что-то мистическое, не зависящее от человека, так как это происходит в природе с её сезонными ритмами.

А лето было действительно жарким, как в прямом, так и в переносном смысле.

После взрыва жилых домов на Гурьянова, Москва походила на осаженный военный гарнизон.

При въезде в город-две линии постов с бэтээрами и проверкой всего и всех. Фрукты моментально подорожали, нерусские продавцы на базарах боялись торговать.

Жёсткая проверка регистрации приезжих, а я был в гостях у одного московского ювелира. Возвращался уже после 24:00. Надо отдать должное моему коллеге- я сел в машину, номера которой внушали ему доверия. Разговорился с шофёром и оказалось, что после 24:00 у меня закончился срок регистрации. И что будет? Ничего. Посидишь в участке до выяснения. Никто нас не остановил. Обрадованный я поднимаюсь по ступеням ко входу в гостиницу “Ленинградская”. Два парня курят у дверей. Никто даже не спросил карту гостя. На следующий день я получил пояснение у компетентного товарища. Эти двоё ещё за 50 метров поняли, что вы не представляете для них интереса.

Поэтому название триптиха из брошей “Июнь”, “Июль”, “Август” - “Жаркое лето 99-го” вполне точно отражает настроение общества в то время.

Триптих объединяет единое конструктивно-композиционное решение и цветовая гамма, которая ассоциируется у нас с летним пейзажем, изменчивым со временем, как и всё живое. Также объединяет использование самоцвета демантоида-гордости России с “растяжкой” от лимонно-жёлтого до насыщенно-зелёного.

На выставки “Ювелир-99” брошь “Август” получила приз в номинации “За современную интерпретацию традиций русского ювелирного искусства” - настольную скульптуру “Жар-птица” Красносельского ювелирного завода.

-17

Серьги “Колосок”. Премия высшей категории.

Подарил дочери с демантоидами. Маша: “А я такие же видела в магазине”. Меня обидело. Говорю на эту тему с Сергеем Шекеро. “А что ты переживаешь, ты как элитный кобель, чем больше твоих щенков будет в России, тем лучше”. Отвечаю: “Конечно приятно, но если бы каждый щенок, когда вырастет, хотя бы рублём вспомнил своего папу-кобеля”.

Серия брошей “Рождение звёзд”,

Серебро, данбурит, аметисты, цитрины, морион, 1984. Ирбитская картинная галерея.
Серебро, данбурит, аметисты, цитрины, морион, 1984. Ирбитская картинная галерея.

Было время, когда я с восхищением смотрел, как работают огранщики, тем более, тогда на ювелирном заводе работали Александр Павлович Портнягин. Уникальный человек. Стажировался в Бельгии, когда в СССР только начинали гранить бриллианты, а в огранке самоцветов был настоящим асом. Это мнение его коллег. Просто достойный человек.

Я нарисовал эскизы, подобрал подходящее сырьё, заточил заготовки, а оборудование и умение отсутствуют. Решил обратиться к Палычу. Работа была сделана на высоком уровне. Я поинтересовался на каком квадранте гранили? Когда увидел деревяшку, болтающуюся на штыре- с удивлением посмотрел на него, услышал: “А дело не в квадранте, а в этом и в этом”, показав на голову и руки с улыбкой. В этом я убедился позднее, на собственном примере.

Хороший коньяк, который я принёс, был принят благосклонно.