Когда я ещё только находился в начале творческих поисков по выработке своего образно пластичного языка, конечно я экспериментировал с названиями, поэтому они такие непохожие, как и работы-брошь 1981 г.с. “Воспоминаний сладостный туман” и пластическая серия “Сопромат” 1981 г.с.
В своём творчестве, говоря “музыкальным языком”, я всегда стремился к созданию крупных форм-”симфоний”. Не в плане формального укрупнения украшения, а в максимально полном раскрытии темы-отсюда возникала характерная особенность моего творчества мыслить не одиночными предметами, а гарнитурами, сериями, циклами.
В ранних творческих работах таких как пряжка “Подорожник” - 1983 г.с., гарнитур “Барбарис” и гарнитур “Черемуха” - 1983 г.с. пожалуй единственные, где я пытался стилизовать природные формы, но не смотря на успех, я осознал непродуктивность этого пути для себя.
Постепенно пришло понимание того, что современное ювелирное искусство, оперируя очень специфичными материалами, создаёт свои пластические образы, не похожие ни на архитектуру, ни на станковые формы.
Все произведения, созданные мной, условно можно систематизировать по разделам:
- Состояния души.
- Космос.
- Природа.
- Музыкальные темы.
- Движение.
- Основы материи.
- Эстетика самоцвета.
Состояния души. Психика. Эмоции. Чувства.
- Украшение для волос “Ярость” 1981 г.с.
- Украшение для волос “Испуг” 1981 г.с.
- Гарнитур “Серебристый сон” 1982 г.с.
- Гарнитур “Меланхолия” 1987 г.с.
- Гарнитур “Хорошее настроение” 1987 г.с.
- Серия брошей “Три эгоиста” 1998 г.с.
Космос.
- Кулон “Млечный путь” 1977 г.с.
- Пряжка “Атлантика” 1981 г.с.
- Пряжка “Метеорит” 1981 г.с.
- Пряжка “Невесомость” 1981 г.с.
- Брошь “Пространство” 1984 г.с.
- Брошь “Астероид” 1984 г.с.
- Серия брошей “Рождение звёзд” 1984 г.с.
- Гарнитур “А Я” 1985 г.с.
- Гарнитур “Сириус” 1985 г.с.
- Гарнитур “Полнолуние” 1985 г.с.
- Брошь “Объект” 1985 г.с.
- Гарнитур “Стратосфера” 1988 г.с.
Природа.
- Брошь “Шторм” 1979 г.с.
- Брошь “Знойный полдень” 1980 г.с.
- Гарнитур “Туманное утро” 1982 г.с.
- Гарнитур “Тёплый вечер” 1982 г.с.
- Серия туалетных коробочек “Облака” 1983 г.с.
- Гарнитур “Малиновый дым” 1984 г.с.
- Гарнитур “Панорама” 1987 г.с.
- Брошь “Весенний аромат” 1987 г.с.
- Брошь “ Зимняя сказка” 1987 г.с.
- Гарнитур “Дыхание леса” 1987 г.с.
- Гарнитур “Вечерние росы” 1987 г.с.
- Брошь “Рокот прибоя” 1988 г.с.”
- Серия брошей-объектов “Ландшафт” 1991 г.с.
- Гарнитур “Тайна живых форм” 1991 г.с.
Музыкальные темы.
- Браслет “Ритм” 1985 г.с.
- Колье “Русский мотив” 1987 г.с.
- Гарнитур “Литургия” 1988 г.с.
- Гарнитур “К радости” 1988 г.с.
- Брошь “Звуки флейты” 1989 г.с.
- Гарнитур “Аккорд” 1989 г.с.
- Гарнитур “Ave Maria” 1990 г.с.
- Серия колец “Упражнение на тему ритма” 2006 г.с.
Движение.
- Гривна “Вечное движение” 1977 г.с.
- Серия колец “Сопромат” 1981 г.с.
- Брошь “Лидер” 1983 г.с.
- Диптих (кулоны) “Глубина”-”Погружение” и “Всплытие” 1984 г.с.
- Гарнитур “Ускорение” 1984 г.с.
Физика.
- Кулон “Нейтрино” 1984 г.с.
- Гарнитур “Сияние” 1985 г.с.
- Гарнитур “Гравитация” 1985 г.с.
- Серия трансформеров “Азот”, “Ксенон” и “Криптон” 2005 г.с.
Эстетика самоцвета.
Основные принципы композиционного решения, трактовка формы и использование материалов для максимального образно-пластического эффекта ювелирного произведения.
В пластической серии “Сопромат”, “Деформация”, “Резание”, состоящей из 4 предметов я использовал нетрадиционные методы обработки металлов, а именно в кольцах “Разрыв” и “Удар” применены образцы, использовавшиеся в лаборатории по испытанию металлов - этим и обусловлено машиноподобное решение композиции “неювелирность” формы и использование неполированных стали и латуни.
Из цикла “Состояния души” хотел бы отметить такие работы как - гарнитур “Меланхолия” брошь, серьги 1987 г. с нейзильбер, монокристаллами кремния, чёрное дерево, морион.
Принцип композиционного решения темы построен на ассоциативном восприятии меланхолии, как чёрных крыльев, но прекрасных, накрывающих душу. Сочетание чёрного с чёрным, как и белого с белым, наиболее сложные в живописном отношении и поэтому интересны в творческом плане. Декоративность композиции построена на ритмическом чередовании и наложении друг на друга множества чёрных солнц, динамично переходящих от более крупных элементов в фазу угасания. За счёт использования контраста фактуры холодного полированного монокристалла кремния и теплой матовой поверхности чёрного дерева, создаётся впечатление позитивной торжественности, а введение в композицию круглых, чуть просвечивающих морионов, только усиливает этот эффект.
Гарнитур “Хорошее настроение” - гривна, серьги 1987 г.с. нейзильбер, цитрины, малахит. Создан как своеобразный антагонист гарнитура “Меланхолия”, в нём также использован мотив солнца, при общей симметричности формы, расположенный не по центру-поэтому не являющийся доминантой, а как-бы маленьким двигающимся солнышком, греющим душу. Выразительность композиции основана на применении светлого “плисового” малахита методом русской мозаики. Как и хорошее настроение гарнитур производит впечатление уравновешенности, спокойствия и жизнерадостности.
Из цикла “Космос” хотелось бы отметить брошь “Объект” 1985 г.с. нейзильбер, монокристалл кремния, морион, горный хрусталь.
Композиция брошь построена по подобию спирали. Форма её воспринимается как трёхмерный пластический объект, это впечатление усиливает детальная проработка так называемой “обратной” стороны, что позволяет воспринимать брошь как какой-то технический объект, изучающий космическое пространство. Восприятие холодной таинственности космоса усилено применением динамично чередующимися сегментами монокристалла кремния и крупного ограненного мориона, а деликатное появление узкого белого луча из горного хрусталя служит своеобразным контрастным элементом, усиливающим холод от созерцания “Объекта”.
Природа.
Брошь “Шторм”. Одна из немногих моих работ, в которых камень играет доминирующую роль в создании образа. Лучше природы, создавшей обсидиан, где на чёрно-прозрачном фоне рыжая бурлящая пена. И это создаёт впечатление ужаса и восторга. Я только деликатно усилил его, придав динамику в подаче камня и добавил чаек, борющихся со стихией.
Гарнитур “Панорама”.
Образно-стилистическое решение уже построено с учётом понимания специфики современного ювелирного искусства. Использован приём многослойного витража, матирования и химического травления природного камня.
Серия “Ландшафт”.
Состоит из трёх объектов, объединенных одной пространственно-образной идеей. Выполнены в технике русской мозаики, но не в плоскости, а в динамичном построении целостной формы. Цель этого приёма-создать впечатление, что работа выполнена из цельного камня. Использованы 2 вида уральской яшмы и гелиотроп.
Гарнитур “Тайна живых форм”.
Гривна, серьги, кольцо. Также использована техника русской мозаики, но уже для выявления декоративных качеств материалов органического происхождения-перламутра, кости моржа. Пластический образ построен на плавных, текучих линиях. Гранёные забайкальские аквамарины ненавязчиво завершают образ, словно капли росы, переливающиеся на солнце.
Колье “Русский мотив”.
Основой композиционного решения служит модульная система, которая применяется в деревянной архитектуре Древней Руси для кровли храмов.
Колористическое решение образа - холодно-голубое. Использованы два близких по оттенку материала - термообработанный титан и голубой перунит с голубой подложкой титана. Конструкция подвижная, как кольчуга и переливается при движении.
Понял я это только тогда, когда работа была уже сделана. Пользоваться аналогами-не мой метод. Я противник таких подсказок в искусстве, особенно в системе обучения. Находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства г.Москва.
Гарнитур “Литургия”.
Литургия не как храмовое действие, а как музыкальное произведение, тема которого начинается с одной музыкальной фразы, яркой и красивой, потом ритмически усиливается и растворяется где-то в воздухе и душе.
Гарнитур “К радости”.
Идея создания современной драгоценности пришла во время отдыха в посёлке Счастливцево на Арабатской стрелке между Сивашом и Азовским морем.
Приехав домой, полный сил и энергии, уверенно державший карандаш в руках - я каждый день рисовал с натуры. Легко и непринужденно родился эскиз и исполнение в материале, несмотря на большой объём работы.
Находится в собрании музеев Московского Кремля.
Моё впечатление от симфонии Бетховена. Как можно нематериализованные музыкальные образы воплотить в металле и камне? Не знаю, но почему-то мне это нравилось больше всего.
Послесловие.
14 августа 2021 г. - перед пробуждением, мне приснился интересный сон, основной мыслью которого было: “Главное в хорошем произведении искусства-это удивлять и радовать”. Могут быть варианты прочтения этой мысли, но смысл остаётся.
Из альбома “Карл Фаберже и русские ювелиры ХIХ–ХХI веков”:
Формулируя свое видение ювелирного искусства, В. Устюжанин писал: «Своим кредо художника считаю создание драгоценностей. В это понятие вкладываю классическое отношение ювелира к созданию уникальных произведений, то есть работа с драгоценными металлами и камнями. Особенно увлеченно работаю с гранеными камнями. Убежден, что работа с самоцветами вынуждает художника постоянно поддерживать профессионализм самого высокого уровня и позволит сохранить только ювелирному искусству присущие признаки формообразования» 18. В кремлевском музее хранится одно из знаковых произведений автора сет “К радости” (колье, кольцо, серьги), - выполненный в 1989 году из серебра, горного хрусталя, дымчатого кварца и цитрина (кат. № 243-245). Идеально продуманные, безупречно выполненные украшения отличает тонко выстроенная композиция из ограненных камней, имеющих несколько оттенков белого - от ослепительно лучезарного до подернутого туманом, - веером расходящихся от солнечного цитрина. Художественное своеобразие проявляется и в цвете, и в форме огранки «багет», особенно популярной в Европе в эпоху арт-деко. На изготовление сета в материале и огранку камней автору потребовалась тысяча часов. Спустя более тридцати лет идея, воплотившаяся в этих украшениях, не утратила своего значения, напротив, стала квинтэссенцией творчества автора, отразившись в названии его персональной выставки, прошедшей весной - летом 2022 года в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.
Гарнитур “Аккорд” .
Композиционное решение построено на моём понимании темы. Цитата “Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты. Воспринимаемых как звуковое единство”. Изобразительными средствами я попытался создать образ, воспринимаемый как заключительный аккорд, завершающий начатое действие, фиксирующий в материале это явление.
Сочетание чёрного дерева и перламутра усиливает восприятие за счёт ассоциаций с клавиатурой рояля как системы клавишей.