Найти в Дзене

Часть 8. Свободное плавание.

Оглавление

Психология воспитания чувств в контексте моего понимания мира.

Меланхолия-причина создания восторг от сочетания чёрного с чёрным.

До того белого с белым “Черта”.

В 1988 г. я ушёл с завода на вольные хлеба. У меня уже была творческая мастерская. Малюсенькая, умещался только верстак и умывальник, зато свой уголок.

Когда я там появился, сделал ремонт и написал красивым современным шрифтом по-английский “Будущее ювелирного искусства в твоих руках”. Прямо перед собой повесил зеркало. Коллеги спрашивали: “Любуешься?”. На всех стадиях работы над произведением я рассматривал его отражение и вносил коррективы. Вот так.

Уйти с завода, где был регулярный заработок, в неизвестность-это был поступок. Вместо стабильности, выбрал творчество. Если раньше мог создавать то, что сам хотел, только во время, свободное от производства, теперь-12-14 часов в день были мои.

Правильно говорят: “От любимой работы не устают”. Первый год на свободе сделал столько, что коллеги удивлялись. О деньгах не думал. На еду давал папа, так как мама не работала. Мне нравится фраза Вильяма Похлёбкина, большого эрудита во многих областях деятельности, но известного, как автор кулинарных книг. “Можно прекрасно прожить питаясь хлебом и чаем полгода и больше, еда не самое главное в жизни человека”. И это говорит человек, у которого тиражи книг во всём мире больше, чем у Пушкина.

К тому времени у меня уже закончился период стилистических метаний. Я начал понимать стилистику своих работ и в каком направлении нужно развиваться. Всё казалось легко и просто. Если замечал, что коллеги пользуются моими находками, решал-надо делать так, чтобы технические приёмы в моих работах отбивали охоту заниматься плагиатом. Подействовало.

Те, кто раньше были для меня непререкаемыми авторитетами, уже сошли с пьедестала. Особенно, когда просматривал альбом “Cartier”, и увидел там элементы “творческой” работы известного ювелира, который ещё и назвал свою работу “Русь”. Как художник, он перестал существовать для меня.

Слово и образ.

Как рождается то или иное художественное произведение?

У каждого творца это происходит по-разному. Разные причины и стимулы для творчества. У кого-то это-деньги, у других-замещение в подсознании комплексов, у третьих-страсть, у четвёртых-служение искусству.

А может быть что-то ещё. Наверняка всё гораздо сложнее, и мы никогда детально не познаем это божественное явление. Кому-то удаётся создать четыре ноты, которые потрясли мир, а всем остальным-нет.

П.П.Бажов создавал свои философско-эстетические притчи не как сказки, а как способ познать истинные причины творчества.

Стремление к совершенству-это болезнь, или дар свыше? Скорее и то и другое.

Ощущение, когда чувствуешь, получается ( не по мнению каких-то критиков). Кто-то тебе подсказывает: “Правильно делаешь. Хорошо”. Это невозможно променять на какие-то мелкие радости жизни и сопоставимо только с крайней степенью наслаждения, а иначе почему истинные творцы отрекаются от многого второстепенного ради одной цели-служение искусству?

Анализ творчества предшественников и осознание своего места в мировом искусстве позволяет точнее понять, что общего у меня со знаковыми фигурами в ювелирном искусстве, а чем я отличаюсь.

Моя образно-пластическая система основывается на поэтическом восприятии мира.

И здесь я хотел бы выделить тезис о рассмотрении названий произведений-как системы ценностей художника.

Неспроста кто-то первый произнёс фразу: “Вначале было слово”.

Почему я уделяю этому особое внимание?

Вряд ли могло быть по-другому. Дедушка был директором школы и журналистом. Мама до войны закончила библиотечный техникум и приехала по распределению в Свердловск. Её сестра-тётя Сима преподаватель начальных классов. Папины сёстры-тётя Катя-преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель СССР, тётя Геля-преподаватель английского языка.

Мне нравилось придумывать названия ещё несуществующих работ. Сначала возникал словесноассоциативный неосязаемый образ, который был мне интересен.

До реального начала работы над эскизом, могли пройти годы. Я составлял план создания работ, как правило на год вперёд, выделяя приоритеты.

Убеждён, правильно найденное название будущего произведения может усилить воздействие замысла художника на зрителя, поможет понять, что хотел сказать автор. А может и наоборот, показать его беспомощность, банальность.

Очень примечательно высказывание лауреата Нобелевской премии по литературе М.А.Шолохова по этому поводу, что название произведения для него-это одна грань бриллианта, но самая яркая.

Поэтому само собой напрашивается прямая взаимосвязь между русским языком и русской ювелирной культурой.

Моряки по этому поводу образно шутят: “Как корабль назовёшь-так он и поплывёт”.

В каждом слове скрыт глубинный смысл любого явления или предмета и заложен ключ к их пониманию. При помощи сознательного и бессознательного.

Именно поэтому я уделяю большое внимание работе над созданием словесного образа, который настраивает меня эмоционально и помогает сознанию целенаправленно работать над осуществлением идеи, взволновавшей меня.

Роман Александрович Исхаков.

В конце 70-х годов в Отдел Главного художника вернулся из армии Роман Исхаков. Меня удивило то, что он без страха и сомнений, сразу решился исполнять не какое-то простое кольцо, а взял мой эскиз сложной броши. Мало того, когда я предлагал варианты что-то упростить, сделать быстрее-получал ответ: “Пусть будет сложнее, зато лучше”.

В то время были проблемы с ширпотребом и мы занимались “народным творчеством” - делали самопалы “под фирму”: очки, джинсы и прочее. Роман сшил для меня такие джинсы, что ого, а я сделал металлическую фурнитуру, придумал какую-то фирму.

В 1990 г. Люду и Машу встречал из роддома на новой “Волге” Роман (у меня тогда просто не было денег на такси).

Педантичная порядочность, качество, которые характерны для него.

Я сотрудничал со многими хорошими ювелирами. По уровню понимания идеи, которая заложена в эскизе, технологии, которая помогает рационально её реализовать, Роман Александрович бесспорно занимает первое место (конечно, после меня. Шутка).

Эскиз фурнитуры для джинсов. Исхаков Р.А.
Эскиз фурнитуры для джинсов. Исхаков Р.А.