Найти в Дзене

Часть 7. Завод.

1968-1970г. 1976-1987г. Это огромное существо в моё время состоящее из 1400 человек, частью которого я был. Первые впечатления. Попал в бригаду Сергея Ивановича Воронина на серебро. Был старательным неумехой. Бригада-это 10 человек, которые сидят за одним большим верстаком друг против друга. Первую работу запорол. Дали два кольца шифра 147 и огромный напильник для дерева (в массовке всё построено на скорость, зарабатывание денег). Перепилил хилую подпайку. Выручил Саша Блинов, парень, который закончил училище двумя годами ранее. Говорю как было: “А здесь можно забабахать припоем”. То что он сделал для меня, я бы расценивал, даже сейчас, как высший пилотаж в мастерстве ювелира. В бригаде был ещё один колоритный мужчина-Серёга. Ходили байки, что он наспор (за две бутылки) вслепую спаял кольцо, которое он гнал в течении 5 лет. Может врут. Что такое бригада? Есть такое понятие (в мой время было) коллективная недостача. Это сверхчестность перед коллегами. Перед тем как пойти в туалет, нужно
Оглавление

1968-1970г.

1976-1987г.

Это огромное существо в моё время состоящее из 1400 человек, частью которого я был. Первые впечатления. Попал в бригаду Сергея Ивановича Воронина на серебро. Был старательным неумехой. Бригада-это 10 человек, которые сидят за одним большим верстаком друг против друга.

Первую работу запорол. Дали два кольца шифра 147 и огромный напильник для дерева (в массовке всё построено на скорость, зарабатывание денег). Перепилил хилую подпайку. Выручил Саша Блинов, парень, который закончил училище двумя годами ранее. Говорю как было: “А здесь можно забабахать припоем”. То что он сделал для меня, я бы расценивал, даже сейчас, как высший пилотаж в мастерстве ювелира.

В бригаде был ещё один колоритный мужчина-Серёга. Ходили байки, что он наспор (за две бутылки) вслепую спаял кольцо, которое он гнал в течении 5 лет. Может врут.

Что такое бригада?

Есть такое понятие (в мой время было) коллективная недостача. Это сверхчестность перед коллегами. Перед тем как пойти в туалет, нужно вымыть руки в общем корыте, чтобы смыть драгметал. У меня было ощущение, что я попал в большую домашнюю семью.

Сергей Иванович рассказывал, как после войны, он в составе комиссии, высыпал в Исеть неликвиды (нестандартные изумруды, сапфиры, рубины). Я знаю это место, но никому его не покажу.

В 1976 году я вновь оказался на заводе, уже в новом большом здании, которое построили заключенные. Интересный сюжет. Здание ювелирного завода строят “химики”. Золото и бриллианты просто за забором. Кстати, в 1969г. мы с ребятами кормили коржиками овчарок, которые бегали по периметру. Якобы охраняли.

До этого приезжал на преддипломную практику. Даже не раздумывал, где её проходить. Сделал кольцо на тему космоса, как мне тогда казалось, с претензией на что-то. Абсолютно не переживал по поводу распределения. Храмцов фототелеграфом отправил на меня запрос в училище.

Возвращение уже дипломированным специалистом было для меня своеобразным, даже чересчур быстрым переходом из состояния ученика в статус профессионала с самым высоким разрядом - 6-м.

Шесть лет назад, когда я был ещё учащимся ПТУ, я смотрел на людей, с которыми сейчас работаю как на богов, а сейчас мы коллектив модельеров Отдела Главного Художника.

С чего началось знакомство с реальной жизнью?

Михалыч-бригадир Михаил Михайлович Лесик (прочитайте фамилию наоборот) дал мне повторить 2 модели кольца шифр 308 художника Бабина М.Л.

Михалыч потом рассказывал о первом впечатлении, когда я появился в бригаде.

В училище студенты летом часто брились наголо-ну и я тоже. “Как бригадир, думаю, нам ещё зеков не хватало”.

Кстати, надо отдать должное как руководителю В.М. Храмцову. Он официально представил меня коллективу и сразу спросил: “В какой бригаде бы вы хотели работать?”. Я только сейчас понял, что был единственным, удостоенным такой привилегии.

Я ответил: - ”Вот у этого товарища, мне кажется-он добрый”. Какой я был наивный.

Возвращаясь к кольцу шифра 308. Конечно, у меня сразу возникли технические вопросы. Ко мне сразу подошёл Аркадий Дмитриевич Маркидонов. Он исполнитель первой мастер-модели этого кольца, знал её от и до. Почему нужны несколько моделей одинакового внешнего вида? В 70-е 80-е годы в России было только несколько ювелирных заводов, а в республиках только по одному. Поэтому тиражи были колоссальными и чтобы монтировщики не тратили время на уменьшение или увеличение размеров колец, проще и дешевле было заклеить модельеру.

У меня впоследствии были образцы, тираж которых составлял 100 000 штук в год. Художники пытались получить авторские гонорары за тиражирование своих произведений, но я не слышал что это у кого-то получалось.

Я выполнил два этих кольца, а ОТК их не приняло - условно вместо 40 перемычек я сделал 44. Конечно намного сложнее, но не копия.

Лесик тогда сказал мне мудрую фразу: “Ты чё дурак?”. Он принципиально даже ни разу не посмотрел чем я занимался всё время. Это называется профессиональная мужская ревность. Я его понимаю. Чтобы получить шестой разряд, он пахал 25 лет, а тут приходит неизвестно кто в таком же статусе.

Следующий месяц “отдыхал” на строительстве общежития. Зимой разнорабочим. Если раньше добирался до работы 1,5 часа, то теперь ещё больше. Вернулся на работу злой, как гладиатор перед боем. Стиснул зубы, и сделал то, что надо.

Почувствовал себя мужиком, бойцом.

И отношение коллег как-то сразу изменилось. Без лишнего пафоса, но я понял-приняли.

Любил заглянуть в книжный магазин, посмотреть что нового появилось. Увидел учебник “Эргономика”. Полистал, понял интересно. Купил. На следующий день сделал своё рабочее место по науке, под себя. К концу рабочего дня почувствовал - полезная наука эргономика.

Недели через две на заводском Худсовете утвердили мой первый эскиз - кольцо с изумрудом и бриллиантами. Конечно, сам выполнил. Михалыч уже не был таким зверюгой как раньше, подсказывал. Худсовет Союзювелирпрома отметил меня III премией, я думаю не за художественные достоинства. а за то, что в Свердловске появилась новая фамилия на горизонте.

Не знаю, что входило в круг функциональных обязанностей главного художника союзювелирпрома, но Наталия Ивановна Коровина прекрасно представляла ситуацию с состоянием ювелирного искусства во всех республиках Союза и пыталась поддерживать даже просто попытки движения вперед в такой, как в то время считали, консервативной области искусства - как ювелирное.

Первая командировка В Москву.

Маргарита Ивановна Пургина.

Ежегодно в начале сентября проходила в Москве оптовая межреспубликанская ярмарка ювелирных изделий в Центральном Доме Советской Армии. Мой эскиз оформления витрин нашего завода был рекомендован к исполнению. Я сам сделал витрины и с удовольствием поехал в Москву как автор и исполнитель. Вместе со всеми в нашей команде была начальник отдела сбыта-Пурина Маргарита Ивановна, солидная, уверенная женщина, несмотря на возраст, я бы сказал-красивая. Ко мне всегда обращалась своим низким воркующим голосом: ”Вовочка”, что соответствовало разнице в возрасте и габаритам. Так получилось, что на пару дней я был вычеркнут из активной деятельности во время выставки. Маргарита Ивановна молча взяла на себя всё то, что касалось экспозиции, за которую я отвечал. Ни одного слова упрёка в мой адрес. Я взял себе в помощники парня, с которым учился вместе в ГПТУ. Витя Гребенщиков просто не понимал где он и что надо делать. Я взял его в Москву просто за компанию.

Сейчас понимаю фразу, когда мы садились в Волгу, которая нас встречала в Домодедово: “А это мои охранники”. Потом мужчина, который нас встречал, пригласил на ужин в Метелицу на Калининском. Расплачивался он.

Завод 1976-1985.

Для меня было странным, что я, как молодой специалист должен был за стариков ещё и отбывать общественные повинности-выезды на картошку, овощебазу, строить общежитие, ДК завода РТИ и на:

Тушение пожаров

С точки зрения руководства отдела выглядело всё логично. В 1977 году меня выбрали комсоргом отдела (никто не хотел тянуть бесплатно нагрузку, а мне было неудобно отказаться).

Меня вызывает начальник. С его прелестной картавостью говорит: “А кого вы возьмёте себе в напарники на тушение пожаров?”. Моего мнения просто не могло быть. Это стиль руководства В.М. Храмцова. Он в молодости занимался вольной борьбой поэтому мнение других для него не существовало. Исключение-это мнение начальства.

И даётся вам, Владимир Николаевич, 3 часа на сборы. А мне от завода до дома на Уралмаше в то время было 1,5 часа в одну сторону. Сказали на 2-3 дня. Оказалось-месяц. Что чувствовали мои папа и мама?

Единственные два человека приехали к моим родителям, хоть как-то успокоить - это Владимир Ульянович Комаров и леонид Фёдорович Устьянцев.

Сейчас с улыбкой вспоминаю тайгу в районе Пуксинки, куда нас вертолётом из Ивделя довезли. Пролетали какое-то время над Сосьвой. Буквально выбритые берега, засыпанные песком, а через каждые 500 метров вышка с автоматчиком.

Первое впечатление от поляны, куда приземлились,- огромные следы медвежьих лап. Командир сводного отряда-это около 300 человек, успокоил: “Медведь-зверь умный, как почуял запах, первый дал дёру. И ещё. Не стройте из себя героев. Вы должны вернуться домой живыми”.

Оказалось, что северный Урал-это не только медведи, но и временные жильцы-З.К.

Сначала немного побаивались зеков, которые вместе с нами тушили пожары, тем более когда узнал, что сроки у них от 10 лет и выше.

Сейчас я понимаю, что мы были для них как глоток свежего воздуха. Убежать оттуда маловероятно.

Реально вблизи тушили один раз-это огонь рядом и дышать нечем, когда огонь перешёл минерализованную полосу и направился к нашему лагерю. Жутковато. Хорошо, что вовремя среагировали, сбили. Возвращаемся в лагерь, а там новость-на палке висит боевой флаг, чьи-то обгоревшие треники. Это наши кашевары устроили пожар рядом с палатками.

Корёмжка была отличная, особенно когда наша группа отделилась от остальных. Мы решили, что нас обманывают. Качество продуктов можно сравнивать с горным пайком в армии.

В основном наша служба состояла в том, чтобы огонь не перешёл минерализованную полосу. Что делать в свободное время?

Сделали подобие детской площадки для мужиков. Организовали конкурсы. Кто быстрее распилит бревно, кто расколет.

За первое место-банка сгущёнки.

За второе-банка тушёнки.

За третье-банка сайры.

И утешительный приз-завтрак туриста с перловкой.

Основное время травили анекдоты. Постоянно у костра с нами зеки. Чифирят. Спрашиваем, почему вы с нами отдыхаете, а другие по 15 часов вкалывают, особенно на бульдозерах? Ответ был конкретный:

“Им УДО светит, а нам нет”.

За героизм при тушении пожаров мне прибавили 2 дня к отпуску.

Проходит год, мастер опять пытается меня отправить куда-то рабом. Говорю ему-всё, надоело, хочешь, иди вместо меня. Я не для этого учился, чтобы 30% рабочего времени быть разнорабочим.

Подействовало. Удивляюсь, зачем я был таким дисциплинированным и совестливым. Надо было раньше так сказать.

Владимир Ульянович Комаров.

Оказал на меня, да и на многих других, огромное влияние как человек несгибаемой воли, доброты, порядочности, оптимизма и принципиальности.

Несмотря на то, что судьба с рождения испытывала его на прочность! Он родился с дефектом позвоночника и его отдали в детский дом, но он не только не сдался, а реализовал свою мечту-закончил высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, стал известным ювелиром, большим художником. Но ювелиров много, а Ульяныч один. Художники бывают зачастую завистливы, жестоки по отношению к своим коллегам. Я лично не слышал ни от кого плохого слова в адрес Ульяныча. У него был принцип-помогай молодым и не сдавайся перед начальством.

Редко встречаются люди бесконечно настроенные на позитивные эмоции. А случаи бывают разные в жизни. У Ульяновича был день рождения ему подарили ондатровую шапку, в то время это говорило о высоком статусе владельца. Комаров в то время жил на Тургенева. Вечером, после застолья, пошёл провожать гостей. Идут неспеша по Ленина, он немного позади. Вдруг подбегает какой-то хмырь, срывает с головы подарок и убегает. Реакция Комарова. Немного постоял в замешательстве и крикнул вслед: "А пошёл ты на … У меня вторая есть, даже лучше ". Когда впоследствии я был переведён в штат художником, Ульянович тёплым словом всегда поддерживал меня, никому не давал меня в обиду.

Вообще-то он был тонко чувствующим красоту и ранимым художником.

Как-то раз получил задание от главного инженера-сделать солидный письменный прибор. Целый коллектив трудился на совесть под руководством Комарова. Потом с гордостью пошёл отдавать заказ.

Приходит злой. “Что этот засранец сотворил? Поставил в сейф рядом с уличными ботинками”. Это называется профессиональная гордость и уважение к своему труду, тем более коллективному.

Художник, который не работал на производстве, вряд ли в полной мере поймёт суть вечного конфликта творца и технаря. Если где-то есть между ними взаимопонимание и взаимопомощь-то это идеал.

Храмцов Владислав Михайлович.

Как мальчик из Тавды-не самого благополучного района области, смог вырасти в знаменитого ювелира?

Уже это характеризует Владислава Михайловича, как целеустремленную личность, с детства посвятившего себя одной цели.

В 60-е годы в стране наблюдался повышенный интерес к предметной среде, окружившей человека.

Промышленная эстетика, дизайн, искусство в быт, декоративное искусство-вся эта терминология стала наполняться живым содержанием.

Ювелирное искусство, как и моделирование одежды, непосредственно взаимодействует с человеком.

На профессиональных выставках стали появляться разделы ювелирного искусства, начало формироваться авторское искусство, которое возникло как своеобразная реакция художников на тиражируемые образцы декоративно-прикладного искусства, в которых личность творца незаметна так ярко, как работа, сделанная руками в одном экземпляре, что всегда было характерно для высокого искусства.

На Урале в этот период сложились все предпосылки и условия для появления самобытных художников со своим видением пути развития русской ювелирной школы.

Ювелирный завод давал исключительные возможности для самовыражения. Такого уровня материально-технической оснащенности не имели, вне системы союзювелирпрома, свободные художники. Был взаимовыгодный симбиоз государства и личности. В экспериментальном участке (со слов работавших в то время), существовало неформальное соревнование между модельерами, которые помимо исполнения образцов по чужим эскизам, создавали своё.

Два человека выделялись в этом талантливом коллективе-Владимир Васильков и Владислав Храмцов. Володя позднее уехал в Молдавию. Смог ли развиться этот блестящий художник вне системы?

Урал-это не только географическое название-это единственное место в России, где выражение "культура камня" имеет конкретный смысл в историческом развитии.

Владислав Михайлович проходил стажировку в Италии, с разрешением выехать за рубеж у него не было проблем, в отличии от меня. Он был членом партии. А кругозор, т.е. профессиональная информация ещё никому не повредили. Впоследствии он закончил Уральский Государственный университет, по специальности искусствоведение.

Став главным художником, организовал в отделе замкнутый цикл изготовления образцов, т.е. собрал вместе лучших специалистов ювелирных специальностей. Пытался привлекать психолога для определения микроклимата в коллективе.

Поддерживал молодежь в желании создавать свои творческие работы во внеурочное время. Моя первая профессиональная выставка 1977 года, где экспонировалось колье "Вечное движение", задуманное ещё в Красном-результат этих вечеровок, Т. к. мастерской у меня тогда не было.

Когда мне предложили из модельеров перейти в художники я раздумывал, стоит ли вместо 300 руб в месяц получать 160 - я приехал посоветоваться к Владиславу Михайловичу домой и получил однозначный ответ: "Соглашайся. У тебя появятся возможности для самореализации“.

В союзе художников своим примером ввёл в систему отчета после творческих командировок с показом слайдов.

Ещё во время второго года моей работы на заводе мне выдали эскиз Храмцова-каратник на экспорт-стандартная шинка и фигурный паст. Утром подходит автор контролировать процесс работы. Посмотрел. Встань. Сам садится за верстак. “Напильник погрубее” . Пара взмахов рукой и каст, который я делал несколько дней, можно выкидывать. "Вот примерно так”. Абсолютно ничего не объяснив. Вот таким он был. Закупочная комиссия. Храмцов в её составе. В числе многих и я представляю свои работы. Комиссия подходит Владислав Михайлович: "Предлагаю к закупке работы Храмцова ". Все за и проходят дальше. Это в присутствии всех членов секции. По окончании работы, подходит ко мне: “Ты меня порадовал, отличные работы”. Очень неоднозначной фигурой он был.

Судьба автора ювелирного украшения и владельца иногда взаимодействуют самым непредсказуемым, а может и наоборот-предсказуемым образом.

Галина Леонидовна Брежнева приобрела кольцо с бриллиантами автора и исполнителя Владислава Михайловича Храмцова. Один камень возьми да и выпади. Я бы не хотела оказаться на месте ювелира. После этого случая, своеобразным критерием качества для меня стал девиз: "Делай так, чтобы твою работу смогли носить три поколения владельцев".

Эскизы.

Система создания новых образцов на Свердловском ювелирном заводе была единственной и уникальной во всём Советском Союзе. Сначала худсовет предприятия-поединок между художниками и технологами. Как правило, остальные службы почти не вмешивались, а просто наблюдали за бесплатным спектаклем.

Затем члены совета ставили плюс или минус, если больше плюсов-эскиз проходил, если меньше-отклонялся. Утверждённые эскизы попадали на стол в пайку мастера Отдела Главного художника. Модельеры живо обсуждали будущие новинки и забирали в исполнение понравившиеся. Всегда получался избыток предложения над спросом. В результате некоторые эскизы подолгу лежали невостребованными. Это был ещё один и худсовет и техсовет. Художник, у которого эскиз превращался в замусоленный листок бумаги, обычно тихонько забирал свою работу, потому что сам понимал, придумал не то. Не было никакой обязаловки в распределении эскизов для модельеров, как это происходило на других заводах. А если ювелиру понравилось идея какого-либо художника-он и сделает свою работу лучше и быстрее. Знаю по себе, с кем-то было легче, а с кем-то тяжело. Имела значение и психологическая совместимость. Даже если изготавливалась модель для тиражирования, всё равно-это был творческий дуэт. Была и отдушина для художников-так называемые высокохудожественные изделия. Я воспринимал это как дополнительную возможность самовыразиться, у меня появлялось дополнительное время для создания авторских работ руками талантливых ювелиров. Для себя я чётко разделял. Завод - это тираж, творческая мастерская - свобода.

Никогда не давал себе поблажки в степени завершенности эскиза. Не делаю различий, это для исполнителя, а это для себя.

Культура подачи мне была привита ещё в Красносельском училище, которое берёт своё начало с 1898 года. Оно вписывалось в систему барона Штиглица, где велась подготовка высококвалифицированных исполнителей ювелиров и художников. В дипломе написано: "Художник мастер".

Манера исполнения эскизов на заводе принципиально отличалась от той как нас учили. Вы могли использовать только акварель и тушь. Так делали старые мастера. Можно было добиться более тщательной прорисовки деталей. Проект получался не только красивым, академичным, но и понятным для исполнителя. Здесь же зачастую художники представляли эскизы сделанные гуашью на ярком фоне и увеличенной в 10 раз без учёта специфики работы инструменты и технологии, что создавали модельеру ненужные усложнения. Впоследствии я научился своей академической манере подачи эскизов.

Надежда Хохлова.

Сначала, когда я делал первые шаги как модельер, никак меня не называла. Потом Владимиром Николаевичем, затем-маэстро. Вначале, когда я появился в бригаде, с её стороны была профессиональная ревность, впоследствии пришло понимание, что я работаю за идею. Это была эволюция в наших отношениях.

В СССР было плановое хозяйство и мы, художники на производстве, должны были зарабатывать деньги для государства. Но примерно 2-3% от общего плана создания новых образцов назывались “высокохудожественными“. Для меня это была возможность создавать ювелирные произведения в одном экземпляре, не думая ни о технологии ни о величине тиража, тем более, авторский гонорар за тиражирование никто из нас не получал.

Но существовала такая форма поощрения художника, как премия Союзювелирпрома за конкретный образец. подразделялись на Первую, вторую и третью категорию по аналогии с пьедесталом почёта в спорте. Исключительно редко достойным произведением присуждали премию Высшей категории. Из пяти, удостоенных этой награды на Свердловском ювелирном заводе-четыре мои.

Три из них выполнены в содружестве с надеждой Владимировной Хохловой. Вряд ли у неё возникало такое ощущение во время нашей совместной работы, как-успокоение. Надя, прости меня. Очень редко хорошее произведение рождается легко и непринуждённо. Обычно-это пот, кровь и слёзы.

Лично я всегда делил премиальные с исполнителями. Оценивал вклад каждого в работу. Моё слово-закон. Сам недавно был на их месте.

Некоторые художники поступали ровно наоборот. Некто Б.Г. в мою бытность на заводе занимал должность Главного художника. Моя работа была отмечена премией. Почему-то получаю половину. Что такое?

А я же главный художник: Человек благовидной внешности, прошедшей войну картографом в штабе.

Я бы так никогда не сделал.

Надя, как и многие другие, была уверена, что на меня всегда можно было положиться как на автора, который не только умеет рисовать, а, если это необходимо, сам сядет за верстак и покажет как надо делать. Иногда это проще, чем долгие объяснения.

Правда с ней такое было нечасто. Я старался моделировать объект по возможности детально, приближаясь к реальному масштабу из пластилина.

По тому, как относился модельер сохранности эскиза или модели, можно было понять его отношение к своей работе, автору и к себе. У хорошего ювелира эскиз был всегда в идеальной сохранности.

Исполнитель, тем более солист, как и в музыке, знает, что только композитор может соединить все партитуры в одно законченное произведение. А от него требуется на каждом этапе своим мастерством только улучшать первоначальный замысел.

Высшая премия номер 1.

Брошь “Пальмовая ветвь”- золото 750/ооо , белое и жёлтоё, бриллианты. 1980 г.

Я очень детально и даже въедливо подошёл к формированию пластики образа. сознательно отказался от родирования белого золота для того, чтобы не создавалось ощущение новодела. Работа была сделана как семейная драгоценность, чтобы внуки и правнуки вспомнили дедушку Вову.

Удивительным образом в Наде сосуществовали женщина с тихим воркующим голосом и рациональный критик моего творчества. Ты мне здорово помогала, спасибо тебе, Наденька.

Работа ушла неизвестно куда, то есть-не в музеи. Существовала такая практика-особы, приближенные ко двору, приезжали на центральную базу драгметаллов и камней-невзрачный дом на Кирова, без вывески, и по оптовым ценам покупали то, что понравилось.

Высшая премия номер 2.

Серьги "Колосок"- золото  750/ооо, белое и жёлтоё, бриллианты. 1981 г.
Серьги "Колосок"- золото 750/ооо, белое и жёлтоё, бриллианты. 1981 г.

Самая ворованная и переворованная модель Свердловского ювелирного завода. Это говорит о её востребованности. Обычно модельер делает модель "технологично". Где-то потолще, где-то попроще, а этот образец был сделан без запаса на ошибки монтажников в цехе .Поэтому женщина, надевшая эти серьги, не ощущала их веса, а только замечала взгляды обращённые на неё. Она чувствовала себя привлекательной и в театре и дома. Я попал в точку. Красиво, понятно, но ни в коем случае не пошло. Подвижность конструкции только усиливала впечатление гармонии украшения и человека.

Высшая премия номер 3.

Брошь "Динамичная Лента"-750/ооо, белое и жёлтоё, бриллианты. 1983 г.

Если бы кто-то попытался описать её словами, вряд ли это получилось, даже у меня. Как можно описать дуновение ветра? Роза пахнет розой, лучше не скажешь. Сложная в исполнении работа. Иногда балетмейстеры ставят балеты где главную партию должна танцевать только одна балерина и никто другой. Режиссеры в кино снимают фильм, заранее видя только одну исполнительницу главной роли. Тоже самое было и у меня. Не могу себе представить, что эту работу мог сделать кто-то другой. Надя уже понимала меня с полуслова.

Брошь была выполнена на высочайшем уровне и благодаря таланту закрепщика Алексея Васильевича Демьяновских. Ему пришлось крепить бриллианты не только на выпуклой поверхности, но и на вогнутой. Это очень редкое мастерство.

Он каждое утро приезжал из посёлка Аять на электричке, затем на трамвае. Добирался более 2 часов до своего рабочего места. Это ли не любовь к своему делу.

Марта Романовна Суслова.

Одна из ветеранов отдела Главного художника. После войны застала ещё Рощина. Художников в то время не было и он создавал новые образцы, прототипами которых были изделия из старых каталогов.

Симпатичная активная женщина, но девушки её побаивались.

Создавать образцы для тиража в серебре мне как-то не очень понравилось. А Марта Романовна специализировалась на этом. По работе мы с ней пересекались нечасто.

Случайно мне в руки попала книга американского автора Дж. Синнеикеса “Yet culting”, ещё не переведённая на русский язык.

Поразило большое количество иллюстраций работ старых уральских мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики, которые хранятся в музеях США.

Показалась странным, а чем же эти работы заинтересовали американцев, ведь это довольно обычные для Урала изделия. Задумался, а прав ли я? Вспомнил каменный цветок, хрупкую веточку, крыжовник П.П. Бажова. Это были истоки уральского камнерезного искусства, а я продолжатель традиций. Решил попробовать создать что-то своё, в основе чего будет изображение флоры Урала в моём художественном понимании. Одно из любимых уральцами деревьев-черёмуха. Хотелось обязательно сделать диптих (два гарнитура). Первый-во время цветения-белоснежные ароматные облака. И второй-уже с блестящими чёрными сладко-горькими плодами.

Идея диптиха не ушла, но вместо чёрных ягод я решил сделать гарнитур “Барбарис” с ярко-красными ягодами из сердолика.

Высшая премия номер 4.

Гарнитур “Черёмуха” брошь, серьги, серебро 875/ооо  частичное золочение, кахолонг. 1981 г.с.
Гарнитур “Черёмуха” брошь, серьги, серебро 875/ооо частичное золочение, кахолонг. 1981 г.с.

Взяла твой эскиз, Володя, что-то он мне приглянулся.

Обдумали стратегию исполнения работы. Хорошо, что в штате отдела был свой литейщик, это намного ускорило и упростило процесс. Сделал модель из пластилина. Ювелир должен представлять с самого начала уже конечный результат, хотя бы в общих чертах. Условно говоря, его мозг обязан трудиться 24 часа в сутки, иначе вряд ли получится достойная вещь.

Марта Романовна внимательно прислушивалась к моим замечаниям, прямо как старательный ученик. Когда человек вкладывает в работу частицу своей души-это чувствуется. Творческие натуры очень восприимчивы к нюансам общения. Как-то раз я сказал: "Ну что Вы, Марта Романовна". Прошло 35 лет, а она вспомнила этот эпизод и говорит мне: "Я тебя уважала, но немного побаивалась".

Эта работа не состоялась бы без великолепного камнереза отдела-Константина Талипович Шингареева.

Любую работу, от самой миниатюрной-до масштабной пластики, он делал на самом высоком уровне.

Стоило один раз объяснить задачу-Костя уже сделал. Спокойно, без напряга с немного хитроватой улыбкой.

Закрепка. Ну никто не подходил к закрепке поделочных камней в серебре на территории всего Советского Союза, ни до ни после, как Алексей Васильевич Демьяновских. Бриллианты не крепят так любовно и профессионально.

Долгое время "Черёмуха" была лицом завода. В Италии вышла книга "Русское и советское ювелирное искусство XII-XX веков”. Среди достойных работ была представлена и "Черёмуха".

Но даже при высоком количестве итальянской фотографии и полиграфии, невозможно сравнить живое восприятие и книгу.

Главный художник.

Предыдущий руководитель уехал из Свердловска по семейным обстоятельствам, и меня попросили занять эту должность.

До этого я мог себе позволить приходить в том, что мне было удобно носить-штормовке, кирзовых сапогах.

Когда стал главным, мама сказала: "Хватит, ты теперь начальник, надо одеваться соответственно".

У одного из моих коллег жена работала в самом престижном ателье в городе, на то время.

Рекомендовала продвинутого закройщика. Он меня спрашивает: “Что бы вы хотели?”. “Выглядеть, как европейский мужчина”. Сшил костюм, надев который, я даже не узнал себя. Сразу было видно работу большого мастера. На коллектив это тоже оказало воздействие. Как говорят: "По одёжке встречают".

Папа у меня в то время серьёзно занимался аквариумнистикой-поэтому я оборудовал в помещении два аквариума и заселил их рыбками, каких в то время ещё не было Свердловске. Я регулярно ездил в Москву на худсовет и совмещал командировочное задание с личным интересом. Многие заводчане приходили посмотреть на рыбок к нам. Была спокойная домашняя атмосфера. Такого неформального Гл. художника не было ни до, ни после меня. Абсолютно не держался за своё кресло. Как-то одна сотрудница говорит: "Владимир Николаевич, а давайте на обед не пойдём в столовку. Приглашаю всех к себе домой на пирог". Идём всей комнатой на волю. Буквально за 5 минут стряпается пирог с капустой и горяченьким уничтожается.1,5 часа. Отдел Гл. художника был закрыт.

Решили встретить всем коллективом Новый год. Основательно подготовились. Женщины накрыли красиво столы. Команда: “Доставай из сейфа спиртное”. У кого ключ? Вспомнили-у сотрудницы, которая отпросилась по своим делам. Кто-то предложил, а давайте поставим ведро и потрясём. Отклонили. В отделе были собраны самые лучшие специалисты по своим специальностям. Слесарь-Володя Савищев говорит: “ Я попробую, не мешайте“. Не знаю, что он там делал, сейф был открыт и стали ещё больше уважать его за золотые руки.

А вообще-то мне очень не нравился круг обязанностей Гл. художника. Особенно оперативные совещания по понедельникам. Приходилось тратить драгоценное время на то, что не имело никакого отношения к промышленному искусству. Надо было присутствовать.

Мне нравилось брать ответственность на себя при решении творческих задач.

Как-то раз Зав. канцелярией просит меня зайти расписаться и получить конверт из Нью-Йорка. Сразу понял в чём дело. СССР первый раз участвовал в конкурсе "Де Бирс", и мой проект в том числе.

Получаю конверт, а он вскрытый. Рядом стоит парень в штатском, наблюдает. Я, глядя ему в лицо, говорю: “Галя, я понимаю, что это не вы распечатали конверт, но мне противно”. Неужели в КГБ нечем было заниматься, как слежкой за художниками?

Уже потом, в начале 90-х друзья пригласили меня участвовать в выставке в Венгрии. Даже каталог уже был напечатан с моей фамилией. Пошёл оформлять визу. Начальник ОВИРа, полковник, открытым текстом мне говорит: "Мне 2 месяца осталось до пенсии. Зачем я тебя буду выпускать?". Если мне кто-нибудь скажет, что бывают кгбшники с человеческим лицом-не поверю.

Немного позднее пришло персональное приглашение для меня из союзювелирпрома с просьбой разрешить командировку в Италию. Иду в партком, а мне говорят: "Вы недостойны зарубежной командировки". Потом парень, которому разрешили изучать зарубежный опыт, зная ситуацию со мной, говорит: "Ну давай и я не поеду". “Ты здесь ни при чём, хоть посмотри Италию ". Прошло много лет. Иду голосовать на выборах президента, а там в списках моя покойная жена. Так называемые “наблюдатели” сразу исчезли, когда поняли в чём дело. И это честные выборы? Ничего не изменилось в России.

Когда увольнялся с ювелирного завода, сотрудники подарили на память о совместной работе “Советский энциклопедический словарь” 1987 года издания со своими подписями. Я был очень растроган, никого так не провожали как меня. Видимо я немного заслужил такое отношение к себе.

Подарок для жены президента.

Как-то раз меня вызывают в заводский музей. Приехал кто-то из Москвы. Сейчас эта должность называется руководитель протокола, а раньше-эти обязанности лежали на завхоз отделом ЦК КПСС. В то время отдел возглавлял Шевченко.

Я представился, и он объяснил цель своего появления у нас. Недавно был в командировке во Франции, встречаюсь с Генеральным секретарём компартии Франции Жоржем Марше. Перед поездкой мои помощники снабдили настольной скульптурой, бюстом В.И. Ленина мытищинского завода художественного литья. Он благодарит, открывает сейф, а там-три такие же. Я не знал куда деваться от стыда. Сейчас готовится поездка М.С. Горбачёва в США и хотелось, чтобы всё прошло на высоком уровне. Поэтому я лично приехал к вам. Нужно сделать достойное женское украшение для супруги президента. Ни в коем случае не серийное, а лучше, авторское. Я пообещал выполнить заказ к сроку, а у самого на тот момент не было никаких мыслей на этот счёт. Вышел на контакт с одним из Зав. отделом обкома КПСС, он меня передал другому Заву. При встрече, у меня сразу возникает вопрос, как делать украшение для женщины, даже не зная как она выглядит? Быстро нашёлся американский журнал, по-моему “Life”. Мне выдали его с напутствием: "Смотри, не потеряй".

К назначенному сроку был готов гарнитур - колье и клипсы из серебра с тиманским агатом (символом Урала) и волынскими топазами (в то время Украина была в составе СССР). Клипсы, а не серьги-потому, что я не знал, проколоты ли уши у Нэнси Рейган. Бюрократия в КПСС работала как часы, и вскоре я получил гонорар, который выдала мне парторганизация завода Калинина.

Случай заводской жизни.

Самая частая неприятность, которая случалась в цехе-это когда во время работы с крупным бриллиантом он вдруг выскальзывал в неизвестном направлении.

И тогда вся бригада ползала на четвереньках в поисках камушка. Была коллективная ответственность, а вычитали сумму в десятикратном размере. Это было всегда бесплатным представлением для остальных. Ну любит у нас народ пошутить в таких ситуациях. Не было случая, чтобы не нашли, разница только во времени-или искали несколько минут, а иногда и часов. Зато когда раздавался Крик счастливчика "Нашёл!"-радовались все, искренне, как дети.

Кладовой в ОТХ заведовала Фаина Ивановна Маркидонова. Раз в 3 месяца проводилась квартальная инвентаризация. Все приходы и расходы должны были сходиться по нулям. Чтобы исключить попадание железных или железосодержащих заготовок к взвешиванию пользовались магнитом, а тут пришла пластина из белого золота Московского завода спец сплавов, видимо, с каким-то экспериментальным сплавом, магнитится, как сталь. Сначала хотела выбросить, но опыт и осторожность победили. Оказалось В сплаве было повышенное содержание никеля, а он как известно, магнитный металл.

На заводе всегда было какое-то количество т. н. неликвидных камней. Хранились и сапфиры ещё со времён Торгсина. Старые мастера рассказывали, ещё подростками раскрепляли украшения, сданные населением. Металл в один ящик (на переплавку) - камни-в другой (на хранение). Один огранщик рассказывал мне. Потеряешь сапфир, вместо того, чтобы искать, тратить время, делаешь такой же из флакона "Кармазин"(это немецкое средство против облысения). Если не проверять на твёрдость, не отличишь.

Такие же фокусы проделывали с хризолитами, только тогда имитация выполнялась из бутылки венгерского шампанского. Одна моя знакомая с гордостью показала серьги с крупными овальными хризолитами и назвала фамилию знакомого огранщика. Я осмотрел камни при хорошем увеличении, а там такие наглые пузыри воздуха. Ничего ей не сказал, чтобы не расстраивать, но для себя сделал вывод-с этим огранщиком работать не стоит.

У модельеров в старом здании была самая дальняя комната, её обычно закрывали, когда все вместе уходили на обед, ничего не убирая в гофты (это индивидуальные ящики, которые опечатываются личными печатями). Это своеобразная демонстрация доверия в коллективе. Возвращаются с обеда, а у одного из ювелиров спокойно спит в шосфеле (выдвижной поддон для сбора опилок и прочего) на золотых опилках рыжий кот-Васька. Ювелир тихонько подходит коту, берёт его за шкирку, обтряхивает, сметает остатки щёткой. Пинок под зад и любимец публики летит в коридор.

Работал у нас начальником самого большого цеха, золотой массовки Виталий Рыбаков (Фишер). Стоим в очереди в столовой. А почему мясного ничего не берёте? Я раньше был заведующим столовой. Единственный человек, который по-настоящему боролся за интересы работяг всеми возможными путями. Профсоюзы-это была кормушка для боссов, которая чувствовали, что по партийной линии им не пробиться вверх.

Как государство потихоньку, но систематически обманывала работяг. Монтировщик получает заготовку 585 пробы. Есть такой термин ремедиум. Для золотых сплавов 585/ооо разрешается отклонение 1.5 пробы в большую или меньшую сторону. При больших объёмах производства гораздо легче сделать сплав на нижнем допустимом пределе, когда ювелир сдавал опил обрезки на переплавку и получал слиток-королёк в нём очень точно определяли реальное содержание золота. В результате из каждого килограмма возвратных отходов в чистоте, ювелир должен был подарить полтора грамма чистого золота. И таких технических случаев было немало. Виталий неоднократно доказывал администрации на такую несправедливость. И, как результат, сейчас живёт в Израиле.