Найти тему
Мысли юриста

- Мама, я даже не думал. Бабушка же всегда была за то, чтобы после отца мне все досталось. Это все тетка.

Синие коты Рины Зенюк
Синие коты Рины Зенюк

Сегодня у меня случай из практики, разрешение от участника событий поучено.

Марина прожила в браке с мужем 15 лет. Годы эти были замечательными, в браке родился сын, Алёшка. Были они из одного провинциального города, вместе перебрались в столицу. Много прошли, осваиваясь в незнакомом, но уже любимом городе.

Один недостаток был у ее мужа, Сергея. Любил «принять на грудь». Сначала понемногу, а потом все больше, все чаще. Находиться с ним в однокомнатной квартире было невыносимо. Причем сказывалось его прошлое, когда он еще при Союзе побывал в «горячих точках», и продолжал там оказываться, как только принимал много крепкого напитка.

Марина развелась: сын важнее, в такой обстановке жить невозможно. Сергей спокойно перенес развод, общаться они не перестали, просто каждый жил своей жизнью. Однокомнатная квартира осталась у Сергея, но половина ее принадлежала Алешке. Так они решили при разводе.

Марина жила благополучно, после развода сначала сняла квартиру, а потом продала акции. Да-да, ее папа в 90е годы скупа акции одного предприятия, и разделил их на три части, себе и двоим детям. Марина продала часть, купила двухкомнатную квартиру, стала жить спокойно, вырастила сына, замуж больше никогда не выходила.

Сергей же пошел в разнос. Друзья, подруги, с которыми хорошо посидеть, выпить, поговорить. В дом, правда, никого не водил. Принцип у него такой был.

Несмотря на такой образ жизни, выглядел он неплохо, и где-то познакомился с Катей, осел у нее дома.

- Катюша, хорошо бы вечером посидеть.

- Да, любимый, и я присоединюсь.

Катя работала в банке в неплохой должности, хорошо зарабатывала, в собственности у нее была трехкомнатная квартира. А вот детей не было. С Сергеем она почувствовала себя счастливой. Вечерние посиделки были каждодневными. Днем Сергей отсыпался, а Катя работала. Но какое качество работы при каждодневном возлиянии? Сначала ей сделали предупреждение, потом понизили, затем настояли на увольнении.

К моменту увольнения Кате было все равно, лишь бы быть с Сергеем. Они проели все ее запасы. Потом решили, что такая большая квартира ни к чему, продали ее, купив однокомнатную. На остальные деньги гуляли. Хватило им на год. Дальше перебивались случайными заработками, которые пропивали.

- Алеша, говорила Марина,- папа паспорт потерял. Съезди, восстанови. Он хочет дарственную на тебя на свою долю в квартире сделать.

- Мамуля, я и так единственный наследник. Да и успею. Папа молодой.

- Молодой-то, молодой, но вон как себя ведет. Пока он человеческий облик не потерял – съезди, сделай.

Прожили Катя с Сергеем 8 лет, без регистрации. К этому времени любовь ушла, а привычка пить осталась. В один из дней Сергей не проснулся, увезли. Катя продолжила гулять, теперь с горя. И это «с горя» затянулось.

Марине сообщили о смерти бывшего мужа, телефон дала Катя врачам, так Сергей настаивал.

- Алеша, папа умер.

- Мамуля, я получать документы?

- Да, Алеша. Хоронить мы будем.

- Мама, доехал я до Кати, ее не будет. Она вообще не в сознании, как его не стало – не просыхает.

Марина с Алешей похоронили Сергея, установили через полгода памятник. Ходят, поминают, жалеют. За все годы она ни разу ни одного плохого слова не сказала о нем.

- Ох, чует мое сердце, Алешка, что зря ты не сделал паспорт и долю на себя не оформил. Из деревни звонили, сестра отца ходит, говрит, что богатство к ним скоро свалится. Откуда бы?

- Мама, но я же наследник первой очереди.

- Ты и мать Сергея.

- Но это же бабушка. Разве она может сделать мне плохо.

Бабушка и не делала. Написана была доверенность на дочь Верку, которая приехала, остановилась в хостеле, и подала заявление от матери нотариусу. Расстроилась, что квартира не целиком на Сергее, но хоть что-то. И уехала.

Марина знала – деревня же. Оттуда позвонили знакомые, предупредили.

- Что, Алешенька, это же родные? Это же бабушка? Все для внука? Четверть квартиры теперь ей. Квартиры, которую мы с отцом покупали, и которая для тебя предназначалась.

- Мама, я даже не думал. Бабушка же всегда была за то, чтобы после отца мне все досталось. Это тетя Вера все.

- Да уже какая разница. Своевременно надо было делать документы, пока папа жив был.

Вера вернулась, а денег все не было. Она через знакомых намекнула, что надо бы продать квартиру и половину маме отдать – она же мать. На что Марина так же передала – стоит себе и пусть стоит, им не мешает.

Алешка в это время женился, взял в ипотеку квартиру, появилась дочка. Случайно вышел на покупку удачных нежилых помещений. Марина вздохнула, и продала половину акций. Алексей купил их. В части сам что-то делал, другую сдавал. Деньги шли хорошие, купил маме машинку, чтобы на дачку ездила, да внучку возила.

А однокомнатная квартира стояла, тетка в деревне нервничала: денег хотелось, но как? И тут не стало бабушки, мамы Сергея. Верка приехала, заявила на долю на наследство, и позвонила Марине:

- Вступлю в наследство, выкупай эту четверть.

- Так и Алеша вступит в наследство.

- Я одна дочь.

- Он по праву представления наследует, за отца, так что тебе 1/8. Ее Алеша выкупит, мы согласны.

- Я узнаю у нотариуса и перезвоню.

Спустя год, после смерти бабушки, Алексей выкупил 1/8 доли квартиры у тети Веры, оформил дарственной на мать.

- Алеша, лучше на внучку, на Аришу.

- Нет, мама, на тебя. Ты с папой покупала, тебе и владеть. Вырастит Ариша, решим уже, что ей надо. Мала она еще для собственницы.

Берегите себя и своих близких. И вовремя оформляйте документы.