Найти тему

Как объяснить маленьким детям, чем живое отличается от неживого и почему нельзя причинять живому боль, чтобы они поняли. Лайфхак.

Оглавление

Я сегодня очень зла. Вот прям ваще. А всё из-за очередного случая, как чей-то ребенок постирал котёнка в стиральной машине. Естественно, котёнок не выжил. Прочитала я об этом случае во вконтакте в паблике "Злой заводчик".

И вот что меня прям бесит в таких случаях, так это уверенность многих взрослых, что до какого-то определенного возраста детям нельзя объяснить, что такое чужая боль и что такое "смерть". И этот "какой-то определенный" возраст у некоторых продолжается аж чуть ли не до окончания школы. Т.е. у подростка уже бушуют вовсю гормоны, бунты там всякие, переоценки ценностей, пирсинг там, татуировки некоторым разрешают, а некоторые уже Кастанеду взахлёб читают, Ла Вэя, Блаватскую, Рериха, Гессе, а кто-то уже даже не девственник и даже с ребёнком... А вот что такое чужая боль и смерть, дитачки до сих пор не понимают и объяснить им никак не получается - ну ани же маааааленькие!!

(Здесь этот пост, выбесивший меня. Если кому интересно).

И решила я написать вот эту статью. Во-первых, дать выход своей злости и возмущению. Злость и возмущение от повального детоцентризма, разлитого в обществе, от тотального отсутствия воспитания, от тотальной детской вседозволенности. И от того, что взрослые искренне уверены, что дитки не поймут, что ещё рано им это объяснять. От повального желания оградить детей от стресса, и как следствие - дети не знают и не понимают каких-то элементарных базовых вещей, которые ещё для моего поколения были само собой разумеющимися.

И во-вторых, рассказать, как легко и понятно объясняли в детстве мне. И не было никаких проблем вообще объяснить, всё же элементарно.

Цитата из поста:
"У детей, до определенного возраста, нет понимания, что кто-то, кроме него может испытывать боль. А понятие смерти… да, даже взрослые не всегда способны понимать это."

Неправда. НЕПРАВДА. Н.Е.П.Р.А.В.Д.А.


Что вы несёте? ЧТО ВЫ НЕСЁТЕ??? Как это у детей до какого-то там возраста нет понимания чужой боли??? У младенца, лежащего в пеленках, нет понимания чужой боли. У ребёнка, способного произносить слова и ходить, брать в руки игрушки и есть ложечкой, уже есть это понимание. Оно должно быть!

Хватит уже отмазываться этим "дети до определенного возраста не понимают....." Всё они понимают, если объяснять, если с ними разговаривать, а не совать в руки гаджеты и самим зависать в телефонах и танчиках.

Я очень хорошо помню себя в детстве начиная с возраста 3 года. Цельно, длинно, связно помню себя. Помню свои мысли, картину мира, ощущения, страхи, радости, желания и т.д. До 3-х лет тоже помню, но более отрывочно, какими-то отдельными эпизодами, короткими фрагментами, стоп-кадрами. А вот с 3-х лет и старше - уже прямо непрерывной связной ниточкой до сегодняшнего момента.

Так вот, в 3 года я уже очень хорошо понимала, что такое "боль" и что больно может быть не только мне.

Как мне объясняли? Элементарно! Так, что мог понять любой 3-летний ребенок и даже младше!

1. ЖИВОЕ. Все, кто ходит, бегает, плавает, летает само по себе без посторонней помощи, всё, что не надо заводить ключиками, дергать за верёвочки, переставлять ручки-ножки и т.д. - оно живое. Все, кто лает, мяукает, кукарекает, пищит, шипит, каркает, делает "игого", "иа-иа", "муууууу" и прочие звуки - оно живое. Все, кто в шерсти или перьях, а иногда и без шерсти и перьев в натуральной живой коже - оно живое. Все, кто хочет кушать, пить, все, кто сам берёт еду из рук зубами или протягивает лапки/ручки, кто сам лакает - оно живое.

Все, кто живое - они тёплые и дышат, у них бьётся сердце, они смотрят прямо на тебя или в глаза, они могут следить за тобой, поворачивать голову и тело. Они могут вилять хвостом, кусаться, царапаться, бить крыльями, если им страшно или больно, или неприятно. Или если хотят, чтобы их отпустили.

Все, кто живые - им может быть больно, холодно, страшно, они могут уставать, замёрзнуть, им может быть жарко, они могут задохнуться и т.д. Все, кто живые - у них есть кровь, она красная, как у нас, людей. Они такие же, как ты. У них внутри - живые органы: сердце, лёгкие, печень, почки, желудок и т.д., как у людей. Органы нельзя повреждать, это очень больно и может быть смертельно. Им нельзя делать ничего из того, что нельзя делать тебе. Им больно от всего, от чего больно тебе. Если у них пойдёт кровь, им будет больно. Тебе ведь больно, когда идёт кровь? Вот и им тоже больно. Если они попадут под машину, упадут с высоты, съедят отраву или что-то несъедобное, острое, колющее, кусок стекла, проволоки и т.д. - они могут умереть.

Все, кто живые - их нельзя помещать под воду и держать там, нельзя подносить зажженную спичку или засовывать в микроволновку, или в духовку. Нельзя тыкать в глаза и уши длинными острыми предметами и пальцами, нельзя резать ножницами или тыкать ножом. Это смерть сразу или увечье! Это очень страшно и больно! Они будут очень мучиться, кричать, плакать!

Умереть - это очень страшно и грустно. Это навсегда. Кто умер, тот не вернётся и его больше не будет с нами. Никогда. Мы никогда их не увидим, не сможем поговорить, поиграть, ничего не сможем. Их больше не будет с нами в нашем мире. Кто умер, тот не сможет проснуться и ничего уже не будет, как раньше. Это расставание навсегда, на всю жизнь.


2. НЕЖИВОЕ. Всё, что само не двигается, не ходит, не бегает, не летает, не ползает - не живое. Всё, что не говорит "гав-гав", "мяу-мяу", "кар-кар", "муууууу", "игого", "га-га-га", всё, что не шипит, не пищит - неживое.

Все, что сделано из пластмассы, бумаги, картона, резины, керамики, глины, сшито из ткани - неживое. Оно не может само бегать, летать, ползать, шипеть, гавкать, мяукать и т.д. Оно стоит или лежит там, где мы их поставим, и само с места не сходит. Всё, что пахнет магазином или какими-то любыми материалами, краской, резиной, пластмассой - неживое. Внутри у них не бывает органов, а какая-нибудь вата, поролон, синтепон или просто пустота. У них нет крови, поэтому неживое нельзя поранить, у них никогда не пойдёт кровь. Всё, что не может само взять еду из рук или из миски, всё, что не протягивает за едой лапки/ручки, не грызёт, не жуёт, не лакает - неживое.

Всё, что неживое - не дышит, не тёплое, не смотрит тебе в глаза. Неживое смотрит в одну точку и не поворачивает голову, не следит за тобой, не бежит за тобой. У неживого глазки могут быть нарисованы, приклеены или пришиты пуговки, или вставлены круглые стёклышки. Неживое не виляет хвостом, не кусается, не царапается, не бьёт крыльями.

Неживому не бывает больно, холодно, жарко, страшно, весело. Неживое не может устать, замёрзнуть, отравиться, задохнуться. Неживое не дышит, не ходит в туалет, не потеет, не выделяет слюну, потому что у них нет органов внутри. У неживого не может пойти кровь, потому что у них нет крови. Если неживое сломается или порвётся, их можно починить или зашить иголкой с ниткой и им не будет больно. А вот живому будет больно, поэтому всё, кто живое, надо беречь и не ломать, не рвать.

Живое лечат, неживое - чинят, ремонтируют.

Иногда человек или животное может заболеть так сильно, что вылечить нельзя и тогда человек или животное умрёт. Навсегда.

Всё, что неживое, тоже надо беречь и не ломать, потому что иногда можно и не починить.

Игрушка - она неживая. Она не может умереть, потому что она никогда не была живой. Оживить её нельзя, она никогда не начнёт сама бегать, кушать, лаять, мяукать, линять и т.д. У неё не появятся внутренние органы, не пойдёт кровь, она не начнёт слышать разные звуки.

Что такое "смерть", конечно, дети не способны осознать до конца и взрослые толком не знают, что это такое. Но ребенок очень хорошо может понимать, что это - всё, конец, это очень страшно и грустно. Это значит - плакать очень сильно и много-много дней, недель, месяцев. Вернуть обратно из смерти нельзя. Это расставание навсегда, до конца жизни. Вот это ребенок очень хорошо способен понимать. Я понимала.

Всё! Бинго! Такое объяснение способен понять даже 2-летний ребенок! Что тут невозможного - объяснить ребенку ВОТ ТАК? Его языком, на понятном для него уровне?

Такое впечатление, что многие родители сами не понимают, чем отличается живое от неживого. Поэтому и слов подобрать не могут, поэтому и не могут донести эти очевидные истины до своих детей любого возраста. И поэтому дети даже к возрасту окончания школы не понимают того, что нормальный ребенок легко понимает уже в младшей садичной группе.

Фух. Чуть отредактировала текст для Дзена, а то первоначальный вариант цензура не пропустила бы. Кто не знает, как объяснять такие вещи детям - вот ловите. На меня и моё поколение действовало на ура. Ни одному моему ровеснику в 3-4 года ни разу не пришло в голову постирать живое существо в стиральной машине или засунуть в микроволновку и посмотреть, что будет.

Просто котик, который однажды встретился мне на пути. Фото автора.
Просто котик, который однажды встретился мне на пути. Фото автора.

*****************************************************************************

Поблагодарить автора за понравившуюся статью можно здесь: кошелёк Юмани 410011388395425 или карта Тинькофф 5536 9141 3734 7658.

Рубрикатор-навигация по каналу: здесь (список всех публикаций по разделам в конце статьи).

Возможно, вам понравятся другие статьи:

Хассо и игрушки. Часть 1: как ни во что не игравшая собака в маньяка превратилась.

Овчарка не хотела отдавать мне игрушку и не разжимала зубы. Что я сделала в ответ.

Поддержка канала лайками, комментами, репостами и подпиской крайне желательна. Благодарю всех читающих. Следите за новыми публикациями.