О Сюзи Кватро я писал не раз. И вот тут, и вот тут. И когда в этом году представилась возможность личного общения, упустить ее не мог. Поэтому, вуаля, интервью с королевой рок-н-ролла, вечно юной Сюзи Кватро образца 2023 года!
Видео версия интервью тут.
А тут перевод:
КР - Сюзи, привет! Мы слышим друг друга, все работает, можно начинать. Начнем с краткой беседы о погоде или сразу перейдем к интервью?
СК - Давай сразу к делу.
КР - Хорошо, тогда я начну с небольшой истории. Это, конечно, необычное начало, когда сам интервьюер начинает с рассказа, но все же. Пусть это будет неким вступлением.
Итак, когда я учился в школе в 9 классе, а было это очень давно, у меня случилась первая любовь. Она была, конечно, несчастливой. Предметом моего чувства была самая красивая девочка в классе, она уже знала себе цену и рассчитывала на нечто большее, чем мои робкие вздохи. Но однажды она сделала мне подарок. Нет, это был не страстный поцелуй, а пластинка. Нет, не Сюзи Кватро. Уверен, что этот исполнитель Вам совершенно неизвестен (Дин Рид). Но на обложке ее собственным прекрасным почерком было написано: “Suzi Quatro. Can the Can”. Именно так я впервые узнал Ваше имя, за много лет до того, как впервые услышал Ваши песни. Поэтому для меня лично имя Сюзи Кватро навсегда связано с любовью и страданием.
Вот такая история, от которой я перекидываю мостик к моему первому вопросу. Эта девочка недавно стала бабушкой и я сам вплотную подбираюсь к серьезному возрастному рубежу - 60 годам. В 60 лет человек официально вступает в старость. Меня очень заботит этот момент моей жизни, я много думаю о возрасте и хочу спросить - как “вечный сорванец” Сюзи Кватро пережила аналогичную ситуацию? Что Вы сказали себе в тот момент, было ли это серьезной проблемой?
СК - У меня еще не было дня рождения, которое бы хоть как то меня расстроило цифрой моего возраста. Мне абсолютно все равно. Это мой секрет - мне плевать на возраст. Я горжусь тем, что мне 72 и я делаю то, что делаю. Я не чувствую этого возраста, я не выгляжу на этот возраст и я о нем не думаю. И так было всегда. Я не думала о возрасте и делала то, что делала. Мне комфортабельно быть собой. Понимаешь?
КР - Да, понимаю, да. Отличный ответ! Я был уверен, что Вы скажете что-то подобное.
В 1970-х и в 1980-х рок музыка была целым миром для меня и миллионов подростков по всему миру, занимала главное место в жизни. Сейчас у нее есть много заменителей - смартфоны, мобильные игры и тому подобное. Как ты думаешь - где сейчас место рок музыки в системе координат молодежи, что она значит для них?
СК- я думаю, что рок музыка не потеряла для них значения, изменился лишь способ ее получения. Теперь не надо идти в магазин за новым альбомом, его можно скачать из интернета. Положение твоей песни в чартах тоже уже не столь важно - ты делаешь видео, выкладываешь его в сеть и радуешь им своих поклонников. А сама музыка не потеряла своего значения, она всегда будет важна. Человек не может жить без развлечения, ему нужно слушать песни, особенно, когда ты молод. Надо же подо что-то веселиться, влюбляться, страдать, рыдать. Это часть взросления, часть жизни.
КР - На Вашем официальном веб сайте указан адрес фан клуба Сюзи Кватро. Много ли там молодежи? Много ли до сих пор девочек с гитарами, которые играют рок?
СК - Да, много. Я была первой девушкой с гитарой, которая встала на авансцену, перед рок группой, и добилась успеха. И хотя я открыла путь в рок музыку большому количеству женщин, я никогда не думала о себе с точки зрения пола. Я музыкант, играю на бас гитаре и все тут.
Но я хочу отметить важную вещь - играть рок это очень нелегкое дело. Оно требует полной самоотдачи, оно становится делом всей жизни, если ты хочешь добиться успеха. Многие девушки начинают и быстро бросают, я хорошо знаю об этом. Но это не мой случай. Меня рок музыка затянула полностью и без остатка, я занимаюсь ею по сей день. Она также важна для меня в 72 года, как была важна в 14, ничего не изменилось.
Если ты посмотришь документальный фильм Suzi Q, который вышел на экраны в конце 2019, то ты увидишь, сколько знаменитых женщин - рок музыкантов говорит о том, как я повлияла ни их жизнь.
Это было откровение для меня, я не подозревала об этом. На примере фильма в Лондоне я не смогла сдержать слез. Честно говоря, а я всегда говорю правду, я не думала о своей роли в жизни других людей. Я ничего не делала для этого, не было никакого плана, я просто жила и играла. Поэтому просмотр этого фильма в возрасте 71 года был для меня большим сюрпризом.
Все эти женщины, все эти звезды сказали примерно одну и ту же фразу - мы бы никогда не вышли на сцену, никогда бы не взяли инструмента в руки, если бы этого не сделала до нас Сюзи.
И я после премьеры позвонила одной из этих женщин, своей подруге из Лос Анжелеса (хотя я со всеми ними дружу), Cherie Currie, вокалистке первой девичьей хард-рок группы The Runaways, добившейся успехов на сцене, и сказала, что вот сейчас я расплакалась на премьере своего фильма, осознав, что своей жизнью и деятельностью на сцене я дала всем женщинам мира разрешение быть другими, быть самими собой.
Она долго молчала и потом ответила “Ты что, только сейчас это поняла?”.
Я думаю, что все так и должно было случиться и что если бы я тогда кричала что то типа “Смотрите, я девушка и я делаю это!!”, то ничего бы и не произошло. Все должно было случиться естественным образом. Я была сама собой, меня никто не создавал специально - вот что я хочу сказать. Если бы меня намеренно создавали, то ничего бы не случилось.
На эту тему высказался однажды мой муж, достаточно смешно. Он немец, кстати. Он сказал -“Если бы тебя не было, тебя следовало бы создать”. Забавно, да?
Майк Чэпмен в одном интервью заметил, что абсолютно все значительные исполнительницы шоу бизнеса пришли в него, следуя за Сюзи. Сильно сказано, не так ли? И это про маленькую девочку из Детройта, играющую на бас-гитаре. Кто тогда мог знать, что все это со мной случится? Но я очень горда всем этим.
КР - Готовясь к нашей встрече, я прочитал и просмотрел немало интервью с Вами. Из них я знаю про Ego Room (Эго Комнату). Она существует до сих пор?
СК - Эго Комната, да, она есть. Все мои гости ее обожают и не хотят оттуда уходить. Она находится в этом доме, где я сейчас нахожусь, надо только подняться на третий этаж. Там кривые стены, неровный пол… В общем, попасть в нее непросто. На большой деревянной двери этой комнаты висит металлическая табличка, я сама ее повесила. Там написано “Эго Комната. Береги голову!”. Понятен смысл?
Это самая тихая комната в доме. С пола до потолка она завешена моими плакатами и фотографиями. Там висят мои сценические костюмы, стоят бас-гитары, лежат CD, пластинки, кассеты, записные книжки, видеокассеты, награды… там лежит Большая Красная Книга (Big Red Book) из одноименного британского телешоу…
Я прихожу в эту комнату, смотрю на все выставленные там вещи, наполняюсь гордостью за себя, в общем, удовлетворяю свое эго. Но потом - и это очень важно и это объясняет, почему в жизни я нормальный человек, а не самовлюбленная звезда - я оставляю свое эго в этой комнате, выхожу из нее и закрываю дверь. Вот так.
КР - Это, безусловно, потрясающее и уникальное место. Но оно только для Вас и Ваших гостей. Не думали ли Вы о создании музея?
СК - Я думала о том, что, когда придет время, я могу разрешить моему сыну и моей дочери открыть эту комнату как музей… Думаю, они могли бы открыть ее для публики, вероятно найдется много желающих ее посетить. Да, я пожалуй внесу это в завещание. Превращать весь дом в музей я не хочу, но открыть Эго Комнату для посещения, пожалуй, можно будет…. Она того стоит. Там есть, что посмотреть и я хотела бы показать ее людям.
Ты знаешь, когда ко мне приезжают гости и останавливаются на несколько дней, мне бывает иногда трудно их увидеть. Они все сидят там и рассматривают экспонаты. И это не только потому что это про Сюзи Кватро… Это память, память эпохи, память поколения. И эти вещи заставляют тебя вспоминать свое прошлое, кем бы ты ни был. Поэтому я рада, что сохранила все находящиеся там вещи.
КР - Да, я несколько раз был в Стокгольме в Музее АББА. Там ежедневно стоят очереди из желающих туда попасть.
СК - Да, именно. Поэтому Музей будет открыт. Но только когда меня не станет, не раньше.
КР - Однажды я был на встрече, где знаменитый Кен Хенсли, участник группы Uriah Heep и организатор концертов многочисленных звезд рока Тим Даудалл обсуждали изменения, произошедшие в шоу бизнесе с 1970х. Они с некоторой долей юмора отметили, что раньше продюсер получал львиную долю доходов, оставляя артисту копейки, а сейчас все с точностью наоборот - практически все достается артисту. И если и был в какой то момент паритет в этом вопросе, то длился он не дольше недели. Что Вы думаете об этом? Как изменился музыкальный бизнес с годами? (Описание вышеуказанного рассказа Кена Хенсли и Тима Даудалла вы можете прочитать тут).
СК - Ну не знаю, не надо воспринимать их абсолютно серьезно…. Я всегда получала хорошие деньги, и в 1970-х тоже. Мой продюсер Микки Мост заботился об этом. Но он всегда любил повторять “Продюсер должен зарабатывать, иначе он не будет стремиться организовывать твои выступления”. И я совершенно с этим согласна. Это их работа и она должна быть достойно оплачена. Да, сейчас стало чуть лучше. Но с другой стороны, сейчас мы уже не зарабатываем деньги на продаже альбомов, пластинок, дисков. Вся музыка скачивается пользователями из интернета бесплатно. Исполнитель теперь в самом низу пищевой цепочки. И главным источником заработка стали концерты. И это возмутительно. Надо что-то делать, чтобы остановить эти загрузки, ведь мы теперь не можем получать деньги за нашу музыку, только за концерты. Но мой промоутер всегда зарабатывал на мне и я никогда не считала, что кто-то из нас ущемлен в доходах.
КР - Вы живете в Англии, соответственно, знаете, что в Лондоне недавно была построена ABBA Arena, специально для показа цифрового шоу АББА, где песни исполняют не живые артисты, а их голографические аватары. Вы ходили на это шоу?
СК - Еще нет, но сходить надо. Слышала от знакомых, что это фантастическое шоу и что его надо обязательно увидеть, как минимум один раз.
КР - Я читал, что кроме цифрового шоу АББА, планируется запуск голографического шоу Дэвида Боуи. Нет ли планов создать и использовать голограмму Сюзи Кватро?
СК - Я жива и здорова, жива и здорова. Мне нет нужды создавать фейковую Сюзи, когда есть настоящая.
КР - Я, естественно, прочитал историю Вашей жизни и знаю, что Вы научились хорошо играть на бас-гитаре, когда Ваши сестры оттеснили Вас в заднюю часть сцены во время концертов вашей группы.
СК - Да, это так. Но сначала я была на авансцене, где была центральным персонажем и играла на бас-гитаре, а потом, когда мы ввели мою младшую сестру и переиначили группу, я оказалась сзади, где только играла на басу. И это оказалось очень хорошо: я научилась быть шоуменом, когда была перед группой и я научилась отлично играть на басу, когда была позади группы.
Так что, все к лучшему, потому что когда я начала свою сольную карьеру, шоу вумен Сюзи из Pleasure Seekers и бас гитаристка Сюзи из Cradle соединились в одну отличную солистку Сюзи Кватро. Так что любой опыт очень важен, он делает из тебя того, кем ты являешься.
КР - Где Вы научились петь? Было ли какое- то обучение этому или просто взяла и запела?
СК - Я выросла в музыкальной семье. Нас было 5 детей, отец играл музыку всю свою жизнь, мой брат - пожалуй, лучший пианист, которого я слышала в жизни, моя старшая сестра играет на арфе и клавишных, моя другая сестра Патти играет на гитаре, я играю, кроме бас гитары, на ударных и на пианино (я обучалась именно игре на ударных и пианино), моя третья сестра играет на пианино и скрипке и мы всегда пели. На любом семейном празднике отец начинал играть, а мы петь. Это было в генах, талант перешел к нам по наследству и был взращен отцом.
КР - С того времени, как я начал слушать Ваши песни, у меня было всегда два вопроса, с ними связанных. Первый - как переводится Can the can? Что это значит?
СК - В Америке есть такое выражение can it. Can - это жестяная банка, консервная и если ты хочешь что-то сохранить, то законсервируй это, запаяй в жестянку. В случае хита Майка Чепмена, имеется в виду “сохрани своего мужчину от чужих глаз”.
КР - А, теперь понятно! И второй вопрос - как случился ваш знаменитый дуэт с Крисом Норманом? Ведь эта песня так отличается от того, что Вы пели обычно.
СК - Да, это действительно было нечто другое. Мы были в Германии, в Кельне, и записывали мой альбом «If you knew Suzi...”. И там в это время проходила некая церемония вручения музыкальных наград, которая закончилась частной вечеринкой, где присутствовали практически все артисты, участвовавшие в церемонии. Было человек пять очень известных исполнителей и некая музыкальная группа на сцене. И я хотела спеть с кем-нибудь, но все отказывались. В конце концов я просто приказала Крису Норману идти со мной на сцену, именно в таком духе. Я не помню, что мы спели, но это понравилось Майку Чепмену, который нас тогда продюсировал.
На следующее утро в студии он сказал мне сесть за пианино, взял гитару, включили аппаратуру на запись и Майк сказал, какой конкретно проигрыш должен звучать после каждой строчки теперь уже очень известной песни. После чего он забрал демо запись и ушел домой. Через некоторое время, там же в Германии, состоялась запись и Майк настоял, чтобы формат записи полностью соответствовал той непринужденной атмосфере, которая царила на вечеринке, где мы спонтанно, без подготовки, пели с Крисом. Он указал нам, как и где стоять и отметил, что мы должны обязательно петь, глядя друг на друга и друг другу. Все это создало необходимую магию, присущую этой песне.
КР – Я смотрел много Ваших видео на YouTube и хочу сказать, что я очень, очень впечатлен Вашими новыми песнями, в том числе, записанными вместе с сыном. «No soul, no control” просто восхитительна!
СК – Хочу отметить, что среди всех песен, которые я написала в последнее время, текст это песни наиболее всего отражает мою сущность. No soul, no control – это я! И работать с сыном было дополнительным бонусом для меня. Я подозревала, что он талантлив, но не думала, что мы с ним объединимся в такой творческий союз. Теперь мы пишем песни и музыку к фильмам, у нас есть своя продюсерская компания. Он спродюсировал два моих альбома – спродюсировал и исыграл на гитаре на мини-альбоме Uncovered с обработками моих же собственных хитов и спродюсировал другой альбом, Face to face, где мы поем дуэтом с KT Tunstall. Этот альбом выйдет в апреле 2023. У нас тесные отношения с сыном, он позволил мне увидеть себя с новой стороны, как будто у меня все снова начинается…
КР – Не воспринимайте это как обиду, но в Вашей другой новой песне, «Devil in me», Вы похожи на Оззи Осборна.
СК – (смеется). Да, так и должно было быть.... Мы работали над образом, надо было выглядеть слегка жутковато…
КР – В Вашем документальном фильме Suzi Q достаточно часто появляется Элис Купер. Вы выступали вместе, дружили, какие у вас отношения с ним?
СК – Мы очень хорошие друзья. Мы познакомились, когда мне было 16 лет. Есть факт, над которым мы оба смеемся: Мы нравились друг другу, нас тянуло друг к другу и однажды, в какой-то момент, у нас был поцелуй. Длинный такой поцелуй, один из поцелуев, после которых ситуация может развиться в одну или другую сторону. И когда он закончился, мы посмотрели друг на друга и оба сказали «нет». Потому что нам было предопределено оставаться друзьями, которыми мы и являемся. Мы хорошие друзья, Элис отличный парень.
КР – Еще одно Ваше видео, которое меня поразило, называется «Suzi Quatro. Live in Prague». Там показан концерт в Праге в 1979 году, конкретно – Ваше соло на бас-гитаре. Я был впечатлен, тем как глубоко Вы погрузились в исполнение. У вас совершенно отстраненное лицо, вас там нет, Вы где то на другой планете, планете бас гитар.
СК – да, совершенно верно, я была где-то далеко... И вот что интересно и забавно, что ты это упомянул: за последний год 15-20 человек, и теперь ты один из них, отметили это соло в разговоре со мной. И я решила, вот прямо сейчас, вернуть это соло в мое шоу. И как только мы закончим интервью, я пойду его репетировать. Оно будет, конечно, слегка другим, там еще много зависит от ударника, но оно будет, потому что это одно из лучших соло на бас гитаре в моей карьере.
КР – Отличная идея! И у меня еще один маленький вопрос по этому видео – Вы очень активно двигались по сцене, трясете головой, прыгаете, но Ваши волосы все время на месте и сохраняют форму. Это была какая то специальная прическа?
СК – (смеется). Я не знаю. У меня хорошие волосы. Я могу вытворять, что хочу, но потом они вернутся на место. Бог подарил мне хорошие волосы.
КР – У меня был один вопрос, на который Вы уже ответили. Но я все равно его задам, потому что он в плане моего интервью. Вы знаете такой английский телесериал Urban Myths?
CK – Да.
КР – Там была такая забавная серия про Боба Дилана, который решил навестить в Лондоне своего друга, музыканта Дэйва Стюарта. Но по ошибке попал к другому Дейву, который был водопроводчиком. Несмотря на это, Боб и Дейв хорошо провели время. И в конце, когда Дейв понял, кто пришел к нему в дом, он достал из коллекции винила пластинку Дилана «Freewheelin' Bob Dylan” и попросил расписаться. Автор отказал ему. Он сказал – «Ты хочешь автограф того, кто изображен на обложке, а я совершенно другой человек». Поэтому вот мой вопрос – насколько Вы отличаетесь от той Сюзи, что изображена на Ваших первых пластинках?
СК – Когда я писала свою автобиографию (Unzipped), я писала ее от лица двух человек – маленькой Сюзи из Детройта и певицы Сюзи Кватро. Во мне есть место для той и для другой, и нужно уметь их разделять. Они обе – это я, но я не могу все время быть одной из них, я все время разная. И кстати, мне уже пора заканчивать, меня ждут другие дела.
КР – Я понял, заканчиваем. Огромное спасибо за интервью, я был очень рад нашему разговору. Пока!
Спасибо за прочтение, прошу подписаться на мои каналы в Дзене и YouTube. написать комментарий. Я много работал, чтобы сделать это интервью и его перевод, вы можете меня порадовать подпиской и комментами.