Эта поездка пахла для меня новизной почему. Потому что мегаспонтанная (бывает, когда складывается все откуда не ждал), и в ней всё шло как идет. Ни на какие теперь мальдивы, доминиканы и прочие индии (кто любит - не обессудьте) не променяю наш Север. И дело не только в моей любви к прохладе.
В пафосные гостиницы специально не стала селиться, хотя, видит бог, могла. В итоге жила в до оторопи похожем на питерские коммуналки доме, где всё убитое, но с достоинством чистое, колоритное, являющееся подчас плодом инженерной мысли и населенное удивительными людьми.
Мне попалась совершенно шикарная баба - хозяйка квартиры-номера. Сначала в трубке было суровое «На пятый поднимайтесь! На пятый, а не на второй. Зачем на второй пошли?», а потом мы с ней вдвоем стелили мне постель, когда она принесла белье.
На дверях надписи на китайском и на норвежском. Тут говорят «кура». И на полках в номере почему-то собрания сочинений Дюма и Драйзера. И Духless. И розетка висит. И какие-то красные звезды на окне.
Тут люди, как и природа, абсолютно северные, без пафоса и прикрас. Правильные, сильные, как ветра на Кольском - не как на патриках (опять же, кто оттуда — это не про вас, разумеется, хе). Нордические. Если с водителями, которые меня забирали в Минводах или в Махачкале, мы уже через десять минут езды были совершеннейшими друзьями и чирикали обо всем на свете, тут мы молчали полчаса, пока ехали. Это потом уже как-то пошло общение, ибо для меня это было делом принципа: не родился еще человек, с которым я не нашла бы общего языка. Профессиональное и харАктерное.
В моем сознании Мурманск — это любопытная смесь Питера, Владивостока и норвежских спальных районов. И Саратова девяностых. Короче, прикольно. Тринадцать градусов, пахнет холодным морем, сочная зелень низкорослой арктической флоры, вездесущий мох, влажность - и северное такое прямо всё, я тащусь. И еще Пять углов есть не только в Питере.
Иногда человека что-то таки сильно впечатляет, и он начинает терять дар речи, путаясь в выражениях. А поскольку путаться мне никак нельзя - ибо профдеформация - вместо журчания складного журналистского рассказа вот вам отдельные и такие теперь сладкие для меня слова. И места. И явления.
Мурманск, Кировск, Кола, Кандалакша, Умба, Оленегорск. Хибины. Кольская сверхглубокая скважина, Ловозерские тундры, Лапландский заповедник. Сейдозеро, Баренцево море, Белое море, Ледовитый океан, реки Титовка, обе Лицы, Ура-Губа, Лавна, Батарейский водопад, голубые озера, Шоунийоки, мыс Абрам, полуостров Рыбачий, маяк Мишуково. Куолоярви, Килпъявр, Лиинахамари, Лоустари, Печенга.
Драконьи яйца, птичьи базары, ягель, олени, хаски, киты, морошка, тундра, цветные лишайники, сопки, мягкий теплый мох, скальные породы возрастом 3 миллиарда лет, Кольский фьорд, паспортный контроль в 5 километрах от Норвегии. По 400 км в одну сторону в день, дороги-ленты, саамская и поморская мифологии; не норвежцы, а «норги». «Левиафан», старая Териберка, 13 градусов, дождевик, худи на флисе и 3 капюшона в море.
Тут ягель вместо подушки, сладкая вороника, стелющаяся по земле карликовая береза, мощные холодные водопады и бирюзово-льдистые моря, кладбища кораблей, норвежский колорит, все оттенки насыщенного зеленого и синего, чайки с душераздираюшими голосами, последние новые жилые дома строились в девяностых, буквально пара (но очень крутых!) ресторанов и куча «арктических» кофе-пойнтов, полупитерская публика с размытым пониманием (и слава богу) личных границ, люди могут зарабатывать до полутора лямов в неделю на вылове крабов, а потом присесть за это на семь лет - и быть абсолютно довольными, уникальные минералы, самая древняя земная твердь на планете, большие машины, большие мужчины, большие голубоглазые улыбчивые собаки, хихикающие киты, пирожки с треской и расстегаи с палтусом, убийственные ливни и нескончаемый полярный день, дорожные работы в шесть утра в субботу, настойки в 33 градуса на ягодах и на хрене сразу, монастырь не хуже Кижей с приветливой братией и огромным псом-проводником с человечьими глазами, свежайший морской ветер, который исцеляет ваши царапины и ранки, а тяжелые мысли выдувает из головы в два счета. И рыба прыгает против течения…
Короче. Есть чем жить и дышать. Кольский и Арктика волшебны.
Ну, и еще немного фоток :)
#кольскийполуостров #арктика #русскийсевер #путешествие #туризм #россия #полярныйкруг #баренцевоморе #мурманск