Платон и Аристотель были двумя влиятельными греческими философами, у которых были разные взгляды на концепцию души. Вот краткий анализ их взглядов:
Душа Платона:
Для Платона душа была центральным и фундаментальным понятием в его философии.
Он верил в существование бессмертной души, предшествующей физическому телу.
Согласно Платону, душа обитала в царстве Форм или Идей, прежде чем была заключена в тюрьму в материальном мире. Истинная природа души заключалась в том, чтобы искать знания и мудрость, связывать мир идей и мир вещей, заставляя тела подражать идеям.
По Платону душа состоит из трех отдельных частей:
Разум (Логос): Рациональная часть души, связанная с интеллектом, мудростью и стремлением к истине. Он ищет знания и управляет другими частями души.
Дух (Тумос): воодушевленная или эмоциональная часть души, связанная с мужеством, честью и решимостью. Он представляет наши эмоциональные и мотивационные аспекты.
Страсть: или движимая желанием часть души, связанная с основными телесными потребностями и желаниями, такими как голод, жажда и удовольствие.
Конечная цель развития по Платону, заключалась в гармонии и согласовании этих трех частей с Разумом в качестве руководящей силы.
Душа Аристотеля:
У Аристотеля, ученика Платона, был другой взгляд на душу.
Он отверг идею предсуществующей бессмертной души и сделал упор на более материалистический подход. Для Аристотеля душа неотделима от тела, является неотделимой стороной живых существ. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
Аристотель классифицировал души в зависимости от уровня сложности живых организмов:
Питательная душа: самый базовый уровень души, присутствующий во всех живых существах. Он отвечает за питание, рост и размножение.
Чувствительная душа: эта душа, встречающаяся у животных, включает в себя функции питательной души, но также включает в себя восприятие, желание и передвижение.
Рациональная душа: Уникальная для людей, эта душа включает в себя все функции двух предыдущих уровней, но также включает в себя способность рассуждать и интеллект.
"Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение," - говорил Аристотель. Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.
Таким образом, хотя и Платон, и Аристотель считали душу важным аспектом человеческого существования, они расходились во взглядах на ее природу, происхождение и конечную цель. Платон подчеркивал бессмертную и трансцендентную природу души, а Аристотель рассматривал ее как неотъемлемую часть живых организмов, укорененную в материальном мире.