Ожидая приезда дочери, Ирина Петровна немного волновалась – она до сих пор так и не решила, правильно ли будет вторгаться в запретную область личных отношений дочери с мужчинами. Вере было уже 25 лет, и она давно была самостоятельной и жила отдельно. Когда Вера училась на четвертом курсе университета она получила в наследство от бабушки маленькую однокомнатную квартиру в кирпичной пятиэтажке в приятном и зеленом районе Москвы, мать и дочь вложили в преображение бабушкиной квартиры, кто деньги, а кто творческую фантазию, превратив однушку в милую и уютную студию, куда Вера с удовольствием переселилась и с тех пор жила отдельно от матери. Вера уже давно закончила учебу в университете и в настоящее время делала вполне успешную карьеру. У Ирины Петровны не было причин беспокоиться о дочери, она надеялась, что ее дочь вскоре выйдет замуж, и она была бы рада появлению внуков.
В том, что дочь непременно выйдет замуж Ирина Петровна нисколько не сомневалась, так как Вера была стройной симпатичной молодой женщиной, неглупой, следящей за своей внешностью, и никогда не испытывала недостатка внимания со стороны мужчин. Ирина Петровна это замечала, но никогда не расспрашивала дочь о ее отношениях с мужчинами, так как считала эту тему очень личной. Раньше, когда Вера была моложе и жила в родительском доме, она иногда сама рассказывала матери о тех молодых людях, с которыми встречалась. Знала Ирина Петровна и о серьезном, но неудачном романе своей дочери однокурсником по имени Денис, и о том, что эта любовь принесла дочери много огорчений и разочарований.
Однако все проходит, и постепенно Вера забыла о своем неудачном романе, а заботы по обустройству собственного гнездышка и окончание учебы в университете, и как следствие, полное исчезновение из ее жизни Дениса, помогли Вере окончательно поставить крест на прошлом. С тех пор Ирина Петровна практически ничего не знала о личной жизни Веры: навещая мать, Вера не считала нужным делиться с матерью этой информацией, а Ирина Петровна, со своей стороны, считала неделикатным задавать какие-либо вопросы.
Но вот неделю назад произошло событие, которое изменило отношение Ирины Петровны к этой сфере жизни дочери, и Ирина Петровна задумалась о том, не стоит ли ей вмешаться и хотя бы поговорить с дочерью, так как, по ее мнению, Вера явно делала ошибку, которая была способна исковеркать ее жизнь.
Еще со школьных времен у Веры была близкая подружка Мила, с которой Вера не только училась в одном классе, но и жила в одном доме. Девушки продолжали дружить и после окончания школы, хотя поступили в разные университеты, и даже тогда, когда Вера переехала жить в другой район, а Мила осталась жить в том же доме. Естественно, Мила знала Ирину Петровну с детства и, встречаясь с ней во дворе, была приветлива и всегда расспрашивала Ирину Петровну, как у нее дела. А недавно Мила позвонила Ирине Петровне и попросила о встрече, а после получения разрешения, вечером зашла к Ирине Петровне домой. За чашкой чая Мила, смущаясь, запинаясь и подыскивая слова, поведала Ирине Петровне следующую историю.
Два года назад Мила вышла замуж, естественно, свидетельницей на свадьбе, которая состоялась в одном из загородных ресторанов, была Вера, так как являлась ближайшей подругой невесты. На свадьбу было приглашено большое количество гостей: присутствовали друзья и родственники, как со стороны жениха, так и со стороны невесты, в том числе, и двоюродная сестра Милы, Ольга, с мужем Алексеем. Ольга была старше Милы на 10 лет, в детстве лето они проводили вместе на даче у бабушки с дедушкой, и Оля на правах старшей всегда опекала младшую Милу. Ольга была давно замужем за Алексеем, и у них было двое детей. На свадьбе Мила была поглощена собой и своим мужем, поэтому она тогда ничего особенного не заметила: Вера радовалась за подругу и веселилась вместе с ней. Мила только смутно помнила, что Ольга с Алексеем и Вера уехали со свадьбы в одном такси, так как им было по пути.
А неделю назад Мила по просьбе Ольги встретилась с ней в кафе. Ольга рассказала, что одна их с мужем общая знакомая рассказала ей, что, будучи на праздновании юбилея в одном из ресторанов на противоположном конце города, она случайно увидела ее мужа, Алексея, за столиком с незнакомой девушкой, и по их поведению было очевидно, что это романтическое свидание. Эта знакомая описала Ольге внешность девушки, и Ольга вспомнила, что эта девушка была свидетельницей на свадьбе у Милы. Ольга не стала скрывать эту информацию от мужа и напрямую спросила его об этом и попросила объяснить, что это значит. Алексей был очень недоволен этими расспросами, однако встречу не отрицал, но заявил, что она была случайной. Он проводил в этом ресторане деловой ужин с партнерами, а когда встреча закончилась, и они с партнерами распрощались, уже собираясь уходить, он случайно заметил знакомое лицо и вспомнил девушку, которую они подвозили на такси после свадьбы Милы, поздоровался с ней, и она пригласила его присесть к ней за столик выпить кофе и поболтать. По словам Алексея, это была случайная и совершенно невинная встреча, и людям, видимо, делать нечего, как придумывать всяческие небылицы. Ну, а Ольга вообще ведет себя, как ревнивая д..ра.
Эта странная неадекватная и слишком эмоциональная реакция Алексея, вылившаяся в семейную ссору, так как Ольга не стерпела такого поведения мужа, ее насторожила, и она решила поговорить с Милой, так как та была ближайшей подругой той девушки.
Мила рассказала Ирине Петровне, что после встречи с Ольгой, она встретилась с Верой и поговорила с ней. Мила узнала, что Вера давно является любовницей Алексея и намерена в будущем стать его женой. На увещевания Милы Вера ответила, что не желает, чтобы кто-то совал нос в ее личную жизнь, пусть даже ближайшая подруга, что это ее жизнь, и она никого не касается, а если Мила не может этого понять, то, значит, их дружбе пришел конец. И вот теперь Мила пришла за советом к Ирине Петровне, так как она чувствует себя ужасно: с одной стороны, она переживает за свою сестру и за своих маленьких племянников, которых очень любит, а, с другой стороны, не может принять решение своей самой близкой подруги, но не хочет ее терять. И при этом она понимает, что никому не в состоянии помочь. Может, Ирина Петровна сама поговорит с Верой?
И вот Ирина Петровна готова к серьезному разговору с дочерью. Стоя у окна, она видела, как машина дочери припарковалась на придомовой стоянке, сейчас дочь поднимется к ней домой…
Вера сидела, помешивая ложечкой чай. Поговорив о всяких пустяках, обе женщины замолчали. Молчание нарушила Вера:
- Мам, ты зачем меня позвала? Что-то случилось?
- Случилось, дочь, и ты это знаешь.
- А, Милка наболтала. Да, это правда. И что? Мама, не надо мне читать мораль! Сейчас не старые времена, пойми! Это раньше все жили, оглядываясь на то, что люди вокруг скажут, и даже если были несчастливы в браке, тянули лямку до конца жизни, даже если ни то что не любили, а просто ненавидели друг друга! Но теперь все не так! Люди хотят быть счастливыми! Жизнь одна, и каждый человек хочет прожить ее, наслаждаясь всем тем, что нам эта жизнь предлагает, а не быть вечно кому-то должным, и каждый свой поступок совершать с оглядкой на то, что об этом люди скажут! Мы с Алексеем любим друг друга уже почти два года, и мы обязательно будем вместе.
Ирина Петровна терпеливо выслушала этот страстный монолог, а потом просто спросила: «Вера, зачем тебе все это нужно? Неужели ты не понимаешь, что, принимая такое решение, ты ломаешь не только жизнь посторонних людей, но и свою?».
- Мама не говори глупости. Никому ничего мы не ломаем.
- Да? А дети? Кстати, сколько им лет?
- Семь и четыре. Но ведь развод вовсе не означает отказ от отцовства. Алексей будет платить алименты, и участвовать в воспитании детей. Развод с их матерью вовсе не означает развод с детьми. Я не собираюсь этому препятствовать.
- Да? А Алексей тоже так считает, вы это обсудили? И, кстати, он уже поговорил с женой, решил все вопросы и подал на развод?
- Н-нет, мы это еще не обсуждали, но я не сомневаюсь в нем. Алексей на редкость порядочный мужчина. С женой он пока не говорил, он сейчас занят тем, что приводит в порядок свои дела, чтобы все решить быстро и без проблем. Ты же понимаешь, что если сейчас сказать о разводе его жене, то она от обиды и из мести начнет скандалить, ставить ему палки в колеса и помешает все справедливо решить, а то и вообще может помешать ему вести его бизнес, а от этого никому лучше не будет, тем более детям. Алексей говорит, что Ольге нужны только деньги, и он конечно же оставит ей много денег, чтобы она не препятствовала разводу.
- Дочь, а ты уверена, что Алексей говорит тебе правду? Ты же все это представляешь с его слов, и делаешь выводы на основе односторонней информации. А вдруг все не так? Да и как мужчина может быть хорошим отцом, если свободное время он предпочитает проводить не с детьми, а с любовницей?
- Мама, не говори глупости, конечно, это все так, я даже не сомневаюсь. Я же говорила тебе, что Алексей очень порядочный человек, и хотя он никогда не любил Ольгу, но когда она забеременела, он на ней женился. И он, как порядочный человек, прожил бы с ней всю жизнь из чувства долга, но, что поделать, если он встретил на своем пути свою настоящую любовь? И, встречаясь со мной, он вовсе не забывает о детях. И, вообще, все это глупые предрассудки насчет всех этих пословиц о том, что на чужом несчастье нельзя построить счастья или о всяких там бумерангах! Если есть любовь, то она оправдывает все! Мужчина – не собственность жены! Все эти разговоры о разлучницах – это просто женские страхи потерять свою собственность и материальный ресурс! Как можно жить, считая так?! А мужчина не имущество и не ресурс, он имеет право любить и быть любимым! Разве счастливый мужчина, который в семье получает все, что ему надо, будет заводить себе любимую женщину на стороне?
Ирина Петровна спокойно выслушала гневную тираду дочери в адрес меркантильных жен и спросила: «Ты все сказала? Да? Хорошо, тогда послушай меня».
«Я сейчас не буду распространяться о морали, хотя должна тебе заметить, что твое мнение насчет того, что любовь оправдывает все, ошибочно и даже опасно. Такое мнение открывает дорогу не просто аморальным поступкам, но даже преступлениям, если эти преступления обусловлены, по мнению преступников, благородными мотивами. Так быть не должно. По-твоему получается, что можно красть, грабить и даже убивать, если есть благородный мотив. Но я сейчас не об этом. Я даже не о жене и детях Алексея, тем более что, возможно, для его жены развод с ним станет благом. Я сейчас о тебе» - Ирина Петровна пристально посмотрела на Веру – « Я вижу, что, несмотря на то, что ты всегда была разумным человеком, ты сейчас абсолютно не понимаешь, с кем ты хочешь связать свою жизнь. Одно то, что этот мужчина изменяет своей жене и скрывает это от нее почти два года, говорит о нем только плохое. Ты уверена, что хочешь иметь такого спутника в своей жизни, где будет много всяких трудностей и проблем, и может понадобиться надежное и крепкое плечо? Можно ли положиться на лжеца и обманщика? И какие гарантии, что поступив так один раз, этот мужчина не повторит все это снова, но уже с тобой? И обрати внимание, что, несмотря на то, что этот мужчина прожил с женой что-то около 10 лет, спал с ней в одной постели, ел с ней за одним столом, завел с ней двоих детей, он позволяет себе обсуждать ее с любовницей (да, ты всего лишь любовница) и выставлять ее меркантильной скандалисткой, а себя в белом пальто. Это его тоже никак не красит. Но мало того, что он лжет своей жене, он и тебе морочит голову, рассказывая сказки о том, что подготавливается к разводу, в чем я сильно сомневаюсь. Но даже если так, то, судя по тому, что я о нем от тебя узнала, его подготовка, скорее всего, связана с припрятыванием активов от раздела с женой. Я несколько иначе представляла себя своего будущего зятя».
- Мама, да как ты можешь так говорить! Алексей не сделал ничего плохого! Он не говорит жене обо мне только потому, что не хочет, чтобы она беспокоилась раньше времени – это же на детях будет отражаться! И пойми, наконец, одно дело, как себя ведет мужчина с нелюбимой женщиной, а другое дело, как он ведет себя с любимой! Я знаю, что Алексей любит меня.
- Да? А на чем основана твоя уверенность? Только на его словах? Какими поступками он доказал тебе свою любовь? Судя по всему, до сих пор он очень тщательно скрывает твое существование в его жизни, пряча ваши отношения от жены. Разве не ради собственного спокойствия и благополучия он отрицает перед женой твое существование в его жизни?
- Да пойми же, мама, настоящий мужчина не должен терять головы, он должен действовать разумно и последовательно, при этом, заботясь о жене и детях.
- Ничего не скажешь, хороша забота! Заботясь о семье, не заводят романы на стороне. Нет, дочь, думаю, что ты сильно ошибаешься в этом мужчине и его мотивах и намерениях. Я бы хотела, чтобы ты еще раз очень хорошо подумала, а правильно ли ты поступаешь. Ведь потом, когда ты, скорее всего, лично убедишься в правоте моих сомнений в этом мужчине, разочарование будет горше, а расставание сложнее.
«Хорошо, я подумаю» - Вера снисходительно улыбнулась Ирине Петровне: «но право же, ты просто отстала от жизни, и делаешь проблемы из ерунды. Я уверена, что буду счастлива с Алешей, я нисколько в этом не сомневаюсь».
«Ну, мне пора!» - Вера чмокнула Ирину Петровну в щеку, и, встав из-за стола, быстро направилась в коридор. Щелкнул замок и послышались затихающие шаги Веры.
Ирина Петровна сидела у стола, положив голову на кисти рук, опирающихся локтями на поверхность стола. Кажется, она так ничего и не смогла объяснить дочери, как не смогла добиться того, чтобы дочь задумалась о том, куда она летит, словно мотылек на огонь. Вся беда, что молодость верит в себя, в исключительность своей ситуации, и не верит опыту старших, считая их опыт устаревшим и бесполезным. Жаль, что это так устроен мир, что каждый в нем учится на своем опыте, дорого за него заплатив. Видимо, Вера не будет исключением. Но, Ирина Петровна знала, что как бы ни была неправа ее дочь, придя сюда за утешением, она всегда его здесь найдет…