Когда увидел очередные новости ( https://aftershock.news/?q=node/1273359 ) , что электро "москвич" будет стоить уже не 3 мульта, а почти 4 понял, что вообщем то опасения насчет того, что вместо программы электромобилизации скорее всего действительно реализуется программа деавтомобилизации в принципе подтверждаются ( ну и зачем тогда заморачиваться с электрозаправками - электропарковками в 40 этажных гетто по окраинам центров урбанизма, впрочем никто до сих пор и не заморачивается ибо реалисты).
Элементарный расчет показывает, что владение персональной электроколяской и скорее всего в принципе самодвижущимся четырехколесным транспортным средством, а не цирковым реквизитом аля самокаты, моноколеса и прч. будет не очень доступно среднестатистическим биоединицам - вопрос только в наступлении сроков соответствующей точки сингулярности.
Недоступность причем абсолютно искусственная, так как без современных достижений НТП, чудовищно повышающих производительность труда (+ качество, надежность материалов, роботизация средств производства и прч) - оные средства, облегчающие тяжесть бытия, были доступны еще в прошлом веке (а в некоторых административных контурах на планете в начале прошлого века, вспомним Форда), стоит отметить, что независимо от политико-экономической формации, тут вопрос ширше.
Средняя получка сейчас https://www.kp.ru/putevoditel/rabota/zarplata/ в районе сотки и это нормально, жить можно, но соответственно почти половина оной при ценнике в 4 мульта ( и сроках его эксплуатации до нуля порядка например 10 лет) будет уходить собственно на коня если таковый будет выкуплен.
Т.е. сальдо с бульдо не сходится - либо биоединица отказывается от многих других товаров долгосрочного потребления, ну и заодно размножения (связанного с доп. расходами) и прч, либо ....
Отсюда вывод что конь - должен быть все таки не 4 мульта, а хотя бы в районе 1,5-2, если конечно стоит задача по поддержанию мобильности масс (ну и сохранения кстати сектора занятости соответствующего), что далеко не факт.
А так как таких электро на горизонте нет, а установка на выполнение глобальных программ по декарбонизации есть (ценник на бенз), то возникает мысль - может быть снизу так сказать постучать - условно говоря тоже подумать над вопросом и первое что приходит в мозг - если в среде ИТ произошла в свое время рэволюция с самодельными ОС для начала от финно-угров и далее везде, резко повысившая доступность для масс этого сектора НТП, то почему оная не происходит в "гаражном" вопросе производства транспортных средств, вот он ведь казалось бы спрос - вот уж где казалось бы простор для новомодного DIY подхода.
Общался пару лет назад со студентами из МАДИ - говорят самобеглую коляску с взаимозаменямыми с основными марками OEM частями (не только причем сидушки и прч), ремонтопригодную и прч, сейчас собрать нефиг делать и не очень дорого т.е. варианты есть... обзорно на днях по интернету пробежался - так вот ничего особенного не появляется - пик пришелся на несколько пятилеток назад в этой сфере:
https://wiki.p2pfoundation.net/Open_Source_Electric_Vehicle
( там есть ссылки на готовые модели типа как на тизере)
мусор всякий типа
https://www.ossev.info/projects/index.php
https://www.openmotors.co/product/tabbyevo/
и прч.
Вот забавный проект - https://woodpeck.org/
Из деревяшек - если $бер тратит казенные миллиарды на темы вроде бургеров из тараканов, то можно было бы и чо нить на эту тему запилить, валежника у нас много...
ладно шутка.
Реношники в попытке остановить через то, чтобы возглавить - начали проталкивать стартапец один по условно "собери сам" - https://www.hackster.io/news/open-source-hardware-platform-to-develop-electric-vehicles-deae8c7cdc9 ( https://hackaday.com/2017/01/12/at-last-an-open-source-electric-vehicle-from-a-major-manufacturer/ )
тут же отыграли BYD - https://batteryindustry.tech/byd-launches-new-open-source-ev-product-platform/
и Geely - https://zgh.com/media-center/news/20200923-1/?lang=en
Т.е. корпораты (даже Китайские) немного побаиваются что может быть и ТАКОЙ сценарий (имхо зря).
Но допустим вдруг, соответственно какие тут векторы атаки - прежде всего против "народного автомобиля" будут выступать те, кто планирует заработать на не народных электромобилях, точнее не на них а на субсидиях на их производство - то, что видел пока явно не имеет по факту в бизнес модели планов масштабных продаж именно населению (да и даже декларировать перестали).
Действовать могут по разному, напрямую против инициаторов - даже если оные возникнут и где то найдут средства - "срочносборы" вряд ли будут работать в этой теме, также как и наивняк рассчитывать на "гранты" от скольково или аналогов ибо они все включены в глобальный контур собственно реализующий соответствующие установки.
Потом, если вдруг каким то хитрецам получиться под крышкой условного минпромторга, запуститься это ничего не гарантирует в среднесроке, ибо внутри федералов группировки воюют даже пожалуй еще более ожесточенно, чем в открытом поле. Там наоборот сверхконцетрация всяких - объяснял уже, что невозможно быть независимыми в регуляторах в принципе, как минимум из-за низкого уровня "зарплат" на нижних этажах и опять же сверхконцентрации интересов на верхних, короче инициатива сверху маловероятна.
Второй вектор атаки если вдруг grass-roots какие то все таки вылезут это легко все задавить через надзор (и некоторые посчитают что поделом, ибо дороги пока еще общего пользования это все таки пространство повышенной опасности и контролировать хаос там не так уж просто как некоторым кажется ).
Смотрите тему - регистрация самодельных транспортных средств
Мнение Единой России (кстати здравое) - https://er.ru/activity/news/izmenyatsya-li-pravila-registracii-samodelnyh-mashin-obyasnyaet-vladimir-afonskij
примеры HOWTO:
https://365cars.ru/soveti/kak-zaregistrirovat-samodelnyiy-avtomobil.html
центр сертификации – 20 ка
Проверка экспертами Бюро судебных экспертиз – от 10 000 руб.
VIN-кода – 4 тыщи
Эвакуатор - 7 тыщ (туда сюда )
Техосмотр, ОСАГО, ПТС, Регистрация ТС, номера - на круг 20 ка
короче в районе 70-80 тыщ обойдется эта спецоперация
Алгоритм - https://1avtoyurist.ru/oformlenie/registraciya/postavit-na-uchyot-samodelnyj-avtomobil.html
Очевидно что на каждом этапе можно вставить конкретные палки в колеса самоделкинам, даже если они собьются в стаю.
В принципе поэтому лучше не дергаться и наблюдать продолжать чего там на западе да и востоке происходит по вопросу - примет ли масштаб DIY на транспорте такой же как в ИТ или уже все - оцифрованная железная пята так сказать придавила окончательно.
P.S.
По поводу Фордов и прошлого века, вспомнил вот кое что
Так что если идти в логике исторического процесса вместо авто будут компьютерные игры в авто, что впрочем может быть и норм.
Самобеглыеколяски работали в свое время не только как средство повышения КПД, малая механизация так сказать, но и прежде всего как средство стимулирующее зависть одних биоединиц к другим (визуализация тактильность, адреналин от скорости и прч), и соответственно стремление "заработать" на т.е. это был мотиватор к. В новой формации предположительно эта конструкция будет заменена чем то Другим. Посмотрим чем все закончится...
Автор - RomanSmirnov