Полнометражное аниме «Спригган» (1998) я впервые посмотрел в детстве, на видеокассете, которую мне подарили на день рождения. В то время я уже прочёл ряд фантастических произведений о древних цивилизациях (например, «Фаэтов» А.П. Казанцева), посмотрел Индиану Джонса, и поэтому сюжет мультфильма мне очень понравился, а наличие в нём сцен насилия ничуть не испугало. Много лет спустя я решил пересмотреть это аниме, чтобы вспомнить детство. Сейчас оно заиграло новыми красками.
Сначала поговорим о самом аниме. Действие происходит в современности, хотя в нём просматриваются черты недалёкого будущего. Из древней скрижали люди узнают о том, что до нас на Земле существовала некая высокоразвитая цивилизация, известная в мифах и легендах, как боги. Исчезли предтечи, как водится, не бесследно: повсюду разбросаны их технологии, и стоит только неосторожному археологу копнуть в каком-нибудь священном месте, как тут же вылезет древняя машина, способная устроить Судный день.
Всем странам тут же захотелось прибрать технологии Древних к рукам, чтобы завоевать мировое господство. Но на пути у них стоит международная организация «Аркам», которая изучает и прячет всю машинерию предтеч от греха подальше. Маскируясь под фонд культурного наследия, компания располагает серьёзными научными мощностями, частной армией и агентами-«спригганами» (в древнеанглийском фольклоре спригганы — духи природы, охраняющие курганы с сокровищами). Один из этих агентов — Ю Оминаэ, студент из Японии.
В сюжете аниме можно выделить три линии, которые переплетаются друг с другом. Первая — это битва за Ноев Ковчег, тот самый, на котором ветхозаветный Ной спасся от Всемирного Потопа. Хотя, скорее, это прообраз всех легендарных ковчегов, потому что миф о потопе в мировой культуре имеет множество вариантов. И, как выясняется, этот ковчег предназначен не только для спасения избранных, но и для уничтожения всех остальных. Чем, разумеется, не прочь воспользоваться США в лице спецотряда ЦРУ, состоящего из киборгов-убийц. Они хотят отбить Ковчег у «Аркама», который первым присвоил себе находку.
Вторая линия — это преодоление главным героем своего прошлого. Когда-то в детстве Ю участвовал в секретной программе ЦРУ, где ему основательно промыли мозги и превратили в машину для убийства. Но благодаря силе воли он смог освободиться от контроля и перешёл на сторону «Аркама». Теперь бывшие хозяева хотят отомстить ему, и для этого хитростью выманивают на раскопки Ноева Ковчега. И вот здесь стоит задать вопрос «Аркаму» — товарищи, что там у вас с дисциплиной? Вашего лучшего оперативника, человека с нестабильной психикой, провоцируют на необдуманные шаги, а вы не можете посадить его под замок?
Но ладно, если бы Ю Оминаэ не отправился на Арарат, не было бы и сюжета. Всё закончилось бы очень быстро, потому что ЦРУ отправили на захват Ковчега настоящего монстра — полковника МакДугалла. Именно ему посвящена третья сюжетная линия аниме. МакДугалл — это лидер техноотряда, десятилетний ребёнок, переделанный в киборга. Своего рода «тёмное отражение» главного героя в прошлом. Его контролируют препаратами, без которых мозговые имплантаты причиняют ему ужасную боль. Разумеется, он тайно ненавидит своих создателей, и когда в его руки попадает Ковчег, оружие Судного Дня, его ненависть вырывается на свободу.
Как и главному герою, в смелости полковнику не откажешь. Он идёт на мятеж против своих создателей, зная, что погибнет. В данной истории он своего рода Люцифер, жаждущий перед смертью построить свой рай, без жестоких и жадных людей, отнявших у него человечность. Но в отличие от Ю Оминаэ, МакДугалл принял и впитал в себя извращённую идеологию о богоизбранности Америки. И поэтому он считает богом себя, отказывая всем остальным в праве на жизнь. В нём воплощаются самые страшные стороны трансгуманизма, он своего рода предвестник грядущей бури. И поэтому последние слова, сказанные МакДугаллом, абсолютно правдивы.
«Спригган» играет с теми же темами, что и «Assassin’s Creed». Имеет ли человечество право пользоваться технологиями предтеч, или мы должны пройти свой исторический путь? Достойны ли называться богами те, кто погубил собственный мир? И как нам не повторить их ошибок? На эти вопросы отвечать зрителю. Для меня лично в аниме положительных героев нет. И американское ЦРУ, и «Аркам» используют детей в своих интригах (ведь Ю Оминаэ на момент сюжета всего семнадцать). Да и всё их противостояние — по сути, тайная империалистическая война за наследие ложных богов.
Сюжет содержит множество аллюзий к истории и культуре. Кодовые имена двух второстепенных антагонистов, Малыш и Толстяк, отсылают к атомной бомбардировке Японии. Форма Ноева Ковчега, гигантский кит, намекает на легенду об Ионе и шумерскому мифу об Оанне. Прибавим к этому приятный рисунок и бодрую музыку, и получим хороший мультфильм — как для отдыха, так и для размышлений.
Продолжение аниме было создано в наше время при участии «Netflix». Несмотря на то, что это экранизация манги, оно показалось мне куда менее глубоким, чем мультфильм 1998 года. А что о нём думаете вы?
До новых встреч!