Найти тему

Ответ Патриарха: православная церковь - та, которая не поклонилась Зверю и Образу его!

Оглавление

Во вступлении постараюсь быть предельно краток. Данное ответное Письмо Патриарха Кирилла является образцом духовной дипломатии, церковного этикета и отеческой мудрости, в отличии от письма, на которое оно дается. Хочу напомнить: пишет - 76-летний Патриарх Московский и Всея Руси - украинскому викарию одесской епархии, 40-летнему архиепископу. Если кому-то интересно содержание письма того самого архиепископа, можно ознакомиться, например, здесь: https://dzen.ru/a/ZL4lIb2x_XaN1KbO или здесь: https://blogs.7iskusstv.com/?p=117647. Полагаю, комментарии там излишни, так как само Обращение, его довольно хамский тон и обвинительная манера говорят за себя. Обращу ваше внимание, друзья, лишь на одну маленькую, но очень, на мой взгляд, показательную деталь - в обращении Владислава Быкова (мирское имя адресата), совершенно, абсолютно, категорически отсутствуют отсылки к Главному действующему лицу его веры - Иисусу Христу (ни одной отсылки), к вопросу осмысления его смертной добровольной жертвы - как примеру для последующих поколений верующих. Провиденциальный смысл любых событий не рассматривается вовсе, причины братоубийственного противостояния не ищутся и не анализируются, вся вина возлагается исключительно на самого Патриарха и Россию. И все это по причине разрушения Храма в Одессе ракетой.

Патриарх хорошо понимает, что написанное имеет эмоциональную окраску и сделано в состоянии шока и поэтому снисходителен к автору как человеку и даже как к служителю. Этим он невольно показывает разность потенциалов и подхода. Но тем человеком и служителем осуществлен совсем не безобидный прецедент, когда подноготная событий отвергается категорически, как будто и нет вовсе каких-то других, более важных и действенных сил в них, а есть лишь один виновник - Патриарх. Нет Бога, нет Христа, нет Ангелов, нет Президентов противостоящих мировых держав, нет НАТО, ЦРУ и прочих и прочих. Верующие и тем более учащие вере люди должны в первую очередь сами подавать пример уважения и любви в любых ситуациях жизни, ведь войны проходят, конфликты иссякают, а души остаются. А здесь все духовно важное и по-настоящему действенное как-то внезапно ушло на второй план, но что же тогда осталось? Осталось лишь узкое местечковое собственничество и желание на кого-то излить свою боль и недовольство. Но почему тогда не самому Богу в тайной сокровенной молитве это сделать, почему сразу - Патриарху и публично? Это как если бы в революционные времена кто-то из священства открыто обвинял Патриарха Тихона в том, что развязаны гонения на верующих. Хотя были и такие, - как правило, люди, у которых вера и выгода были перепутаны в их незрелых душах и пытаясь выторговать себе еще хоть немного свобод и прав, эти люди обвиняли и клеймили близких, родных, сослуживцев, начальников, отцов, священников... Мы знаем, что в большинстве случаев это не спасало, а лишь отсрочивало их персональный час.

И не удивительно, что в тексте викария в качестве противопоставления Патриарху настойчиво упоминается его, архиепископа Арцизского, "свой", "личный" "отец и авва" - глава УПЦ, как бы подчеркивая противопоставления "истинного" неистинному, своего чужому. С каких это пор в церкви появились такие контраргументы и антитезы? С тех пор, как под давлением общественности и властей на Украине церковь решила отмежеваться от РПЦ МП? Так ведь всем и так понятно, что она это сделала в целях самосохранения и безопасности и такое действие не только не украсило ее, а, скорее, посрамило перед остальным верующим миром и поэтому использовать собственную слабость и трусость, как весомый аргумент в защиту "своей особенной веры" - такое может прийти только в не самую мудрую голову. Словно вместе с вынужденным предательством кто-то невзначай отменил и духовную иерархию, и субординацию: если отказываешься признавать главенство Патриарха - пиши жалобы лично главе УПЦ, которого признаёшь и через него уже донесут Патриарху, если же признаешь главенство Патриарха - соблюдай правила хорошего тона и этикет внутрицерковных отношений, как бы ни было тяжело и больно в конкретный исторический отрезок времени - времена проходят, а поступки остаются! Может я чего-то не понимаю или не знаю, но логика подсказывает именно так.

Вывод. Полагаю, друзья мои и сограждане, у нас с вами налицо серьёзная и очень запущенная, печальнейшая проблема не только внутри украинского общества, но и всего Православия в целом, та самая, которую можно было бы охарактеризовать как "незалежность от Бога, от Христа и от Патриархов". И представителям такой незалежности (независимости) уже по сути не важен даже Бог, его Замысел, его Провидение, его Заповеди смирения и любви, веры и доверия, в том числе - духовным лидерам.

И тем сильнее это все выходит наружу, чем сильнее наносятся испытующие удары по их материальной составляющей, которой, к слову сказать, являются, в том числе и храмы, как бы ни печально это было констатировать. Но в подтверждение к моими словам здесь у нас и Евангелие перед глазами: изгнание Иисусом торговцев из храма. И напоследок еще одна маленькая деталь. Во время поиска вины для приговора Иисусу, его пытались обвинить в том числе в том... что он грозился разрушить Иерусалимский храм. Посягнул на "святое", видите ли. Не подобные ли люди сегодня пишут Патриарху гневные и обвинительные Обращения, если представить ситуацию обобщенно, в более широком так сказать масштабе? Люди, для которых храм, каким б великолепным и кем бы освященным он ни был, важнее самого Бога и Сына Его - обречены на горькие уроки Бога, т.к. личной корыстью созидают, оправдывают и поддерживают нацию предателей своей веры, своих братьев и Духа Бога. У такого подхода нет будущего. Ведь Библия предупреждала заранее: "Претерпевающий до конца - спасется", а если не были готовы терпеть и побеждать внутри себя зло мира сего, нечего было и в рясы рядится. Донезалежились...

Текст письма Патриарха Кирилла:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил викарию Одесской епархии архиепископу Арцизскому Виктору ответ на его открытое обращение от 23 июля 2023 года, адресованное Его Святейшеству и членам Священного Синода Русской Православной Церкви.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Виктору, архиепископу Арцизскому, викарию Одесской епархии, наместнику Свято-Ильинского мужского монастыря Одессы, наместнику Свято-Успенского Одесского Патриаршего мужского монастыря

Ваше Высокопреосвященство!

Ознакомился с Вашим открытым письмом от 23 июля 2023 года, адресованным мне и членам Священного Синода Русской Православной Церкви. Резкий и крайне дерзкий тон обращения, выбранный Вами для выражения своих чувств, могу объяснить лишь состоянием сильного эмоционального потрясения, в котором Вы находитесь из-за произошедшей трагедии. Счел нужным ответить Вам прямо и открыто.

Известие о разрушении Одесского Спасо-Преображенского собора отозвалось в моем сердце огромной болью и глубокой скорбью. Сей величественный храм, воздвигнутый на народные средства заботами митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, я имел радость освящать великим чином в 2010 году. И по сей день с теплотой вспоминаю удивительные чувства, пережитые мною тогда, когда мы едиными усты и единым сердцем вместе с сонмом архиереев, духовенства и благочестивых одесситов славили Превечного Бога и молились о всех и за вся.

Потому нет ныне слов, чтобы описать ту горечь, которую я испытал, узнав о нанесенных храму повреждениях. Понимаю, как сильно ранил Вашу душу вид разрушений Преображенского собора. В полной мере разделяю скорбь всех православных жителей города, равно как и их радость от того, что главная святыня храма — Касперовская икона Божией Матери — чудом не пострадала и была обретена в целости.

В то же время высказанные Вами обвинения и упреки, обращенные ко мне и моим собратьям, принимавшим участие в Архиерейском Совещании, представляются, мягко говоря, необоснованными и несправедливыми. Избирательный подход к фактам в таких ситуациях совершенно неуместен.

Разрушение храмов, гибель и страдания мирного населения начались девять лет назад на Донбассе. С тех пор вся полнота Русской Церкви молится и о каждом погибшем, и о потерявших в ходе конфликта родных и близких, и об оставшихся без крова. Вся полнота Русской Церкви скорбит о каждой разрушенной или попранной святыне. Все эти годы мы делаем все возможное для оказания помощи нуждающимся и пострадавшим вне зависимости от их веры, национальности и политических убеждений. Об этом, прежде всего, шла речь на Архиерейском Совещании, которое, вместе с тем, подтвердило верность нашего епископата каноническим устоям Церкви.

В непростые для мирового Православия времена Русская Церковь остается в единстве с Поместными Церквами и православными иерархами, не поклонившимися зверю, ни образу его (Откр. 20:4), сохранившими верность Слову Божию, Священному Преданию, канонам и архиерейской присяге. Как Предстоятель, я неизменно поминаю за богослужениями Святейших Патриархов православных, Блаженнейших Архиепископов и Митрополитов. Весьма благодарен тем из них, кто вместе со мной открыто выступает в поддержку страждущей Украинской Православной Церкви.

Хорошо понимаю трудности архипастырей и клира канонической Украинской Церкви, живущей сейчас в таких условиях, когда обыкновенное поздравление или соболезнование становятся поводом для возбуждения уголовного дела. По сей причине многого не могу Вам сказать в этом письме.

Церковь Божия зиждется на камне любви Христовой, и мы верим, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Но всем нам, ее служителям, необходимо носить бремена друг друга (Гал. 6:2), поступать осторожно, не как неразумные, но как мудрые, … потому что дни лукавы (Еф. 5:15-16) — и не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11:11), чтобы не наносить ран Церкви неосторожными публичными заявлениями.

С неизменной любовью во Христе,

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Ответ Святейшего Патриарха Кирилла на открытое обращение архиепископа Арцизского Виктора, адресованное Его Святейшеству и членам Священного Синода Русской Православной Церкви / Патриарх / Патриархия.ru

Справка о Викторе, архиепископе Арцизском, викарии Одесской епархии (Быкове Владиславе Олеговиче): http://www.patriarchia.ru/db/text/3776888.html

-2