"У меня сильный класс, я им довольна. Правда каждую контрольную по теме я укорачиваю. Не даю последние номера. Их решить нереально даже для моих лучших ребят. Может, и получится, только по времени не уложимся, придётся оценку снижать".
Из беседы с учительницей математики. Она бережёт своих учеников и тратит время на переделывание материалов, искренне полагая, что хорошие оценки стимулируют интерес к предмету.
"Что сказать? Люблю пятёрки ставить!"
Репетитор полностью поддерживает стратегию утверждения ребёнка в науках через похвалу и позитив. Замечательно, когда человек не боится познавать новое, не боится встретить порицание, не чувствует подвоха.
А он есть. В конце многих контрольных по математике. Автор не важен, хотя я выделяю учебник Мерзляка (он с пятого класса начинается). Двоякое ощущение: и полезный, и резкий. Удалые методисты жонглируют примерами, не обращая внимания на то, что решать их детям, а не профессорам на кафедре; что это не интеллектуальное соревнование, кто лучше перемудрит, а проверка навыков, на которую отводится сорок минут в лучшем случае! Пока зашли, пока сели, пока приготовились, пока Петрова успокоили, пока листочки раздали!
И если моя приятельница щадит школьников, даже не показывая им последние номера, то многие педагоги не заморачиваются (извините за низкий стиль) и дают как есть, без купюр.
Не будем тянуть ординату за абсциссу, познакомьтесь с задачами для четвёртого класса, взятыми мною с сайта для подготовки к ВПР:
В нашей поселковой школе весной ВПР написали ужасно. Такие задачи здесь не решит ни один четвероклассник. Причин много:
- учителя постоянно меняются или отсутствуют вообще;
- читают дети неохотно и мало, а в таких номерах без понимания текста не справиться;
- тяги к знаниям нет, неинтересно;
- формализм педагогов и невовлечённость родителей;
У нас весьма слабая и фиктивная школа. В неё просто ходят. Однако сегодня не о ней, а о невыполнимых номерах.
Вот ещё образец. Это уже шестой класс:
Та же история. Шестиклассник спокойно сделает на троечку, а на эти задачи даже не посмотрит. То есть, он уже знает, что не справится. Даже не начиная бороться, складывает лапки, потому что ещё с четвёртого класса он такие задачи не решал.
Разве не грустно, что человек с детства привыкает не уметь и не хотеть прыгнуть выше планки?
О задачах. Они симпатичные и славные, но требуют отдельного разбора, дополнительного времени. Почему бы вместо туманной дисциплины "Шаг к успеху" не поставить в расписание предмет "Логика"?
Сообщение от читательницы: "У нас в школе такой кружок есть. Платный. Там и логика, и подготовка к олимпиадам".
Зачем всем детям видеть задачи, которые решаются единицами или никем? Зачем с ранних лет им понимать, что они не тянут?
Эти вопросы и приводят к мысли о сортировке. Так разделяют на умненьких и всех остальных.
"Не по Сеньке шапка", "Не садись не в свои сани!" – для этого последние номера?
Осознаю, что высок риск вызвать недовольство читателей. Вы можете подумать, что речь идёт о тотальном упрощении. Нет! Я категорически против! Математика прекрасна в своём многообразии! Но всему своё время, своё место и... всё-таки своя голова.
Либо тренируйте все головы, либо не подсовывайте кракатуки для избранных.
Мне детей жалко. И себя тоже жалко. Когда приходит вот такой побитый математикой ученик, его же надо сначала приободрить! Он же уверен, что ничего не может! С ним очень трудно работать!
Да вы не старайтесь, я тупой! – доверительно и убеждённо сообщает старшеклассник. И он ни разу не шутит! Каждый раз меня "триггерит" (теперь сленг употребила, вразнос пошла, наверное) от этих слов.
О моей ученице: у неё не было ни одной пятёрки. Мне так и не удалось её настроить на выполнение контрольных работ целиком. Из страха она пропускала последние задания. А на ОГЭ развернулась и победила, доказав и себе, и учительнице (даже если той всё равно), что она может и умеет. И я очень за неё рада. Но к каждому не приставишь репетитора!
***
Как тогда вычислять сильных учеников? – спросите вы. Вот не проблема совершенно. Они звёздочки, поэтому светятся. Каждый учитель знает, кто у него сильный, уж поверьте.
Скажете, что система заточена под сильных? Тут соглашусь. Учитель работает с мотивированными и крепкими единицами, пока слабеющая год от года основная часть класса тускнеет.
Но разве это хорошо?
Получился крик души репетитора о самооценке детей. Её легко занизить, каждый раз показывая то, с чем ребёнок привычно не справляется, признавая факт своей глупости и ничтожности.
А вот повысить потом...
Приступаем к обсуждению.
- Нужны ли задания повышенной сложности для всего класса, если он не математический?
- Нужно ли добавить часы на математику/алгебру/геометрию/+логику в школьное расписание?
- Ваши ребята решат такие задачи? (Засеките, пожалуйста, время выполнения.)
Будет крайне любопытно. Приготовилась за них радоваться. За вас тоже буду радоваться, если победите. Без сарказма, друзья🤗👍