Федерация Киберспорта Москвы появилась в 2005 году и за это время внесла огромный вклад в развитие индустрии в России. При её поддержке был организован проект «Московский Киберспорт», в котором тысячи россиян могут принять участие в онлайн-турнирах по разным дисциплинам. Помимо этого, ФКС Москвы занимает активную позицию в вопросах развития школьного и студенческого киберспорта.
Редакция Cybersport.Metaratings.ru взяла интервью у президента ФКС Москвы Максима Флёра. Материал разделён на две части. В первой Максим рассказывал о проекте «Московский Киберспорт» и мероприятиям, которые прошли на платформе и при её поддержке. Во второй части он рассказал:
- почему студенческий и школьный киберспорт – важные направления в работе ФКС Москвы;
- зачем вводить в киберспорт разряды;
- как правильно формировать будущего киберспортсмена;
- почему российские игроки не хотят играть за сборные по киберспортивным дисциплинам;
- какой потенциал есть у России в киберспорте.
«Чем раньше спортсмен начинает, тем выше шансы проявить себя»
— В конце июня Вы выступали на молодёжном форуме организованном ФКС России по киберспорту. Комментируя своё участие, Вы отметили, что «школьный и студенческий киберспорт – одно из важных и перспективных направлениях работы Федерации». Можете ли чуть подробнее рассказать, какие инициативы будут реализованы в этом направлении в ближайшее время?
– Ни для кого не секрет, что любой профессиональный спортсмен в любом виде спорта имеет больше шансов на реализацию, если начнёт структурировано заниматься в раннем возрасте. Важно понимать, что киберспорт является молодым направлением, и для большинства дисциплин очень важны физические способности, такие как реакция, скорость принятия решений, количество действий в минуту. Эти показатели зачастую начинают снижаться в 25-27 лет. Соответственно, чем раньше спортсмен начнёт, тем выше шансы проявить себя. Важно заявить о себе, вовремя попасть со своими демо [прим. ред: записями игр] в правильные руки, заинтересовать профессиональную команду.
В этом плане школьный спорт – первый шаг на пути будущего киберспортсмена. Он позволяет понять, что такое киберспорт, привыкнуть к соревнованиям, создать резюме. При этом увлечение киберспортом не мешает человеку одновременно получить профессию – сейчас во многих ВУЗах действуют киберспортивные клубы, позволяющие студентам тренироваться в свободное от учёбы время. Некоторые учебные заведения используют достижения своих команд в программах для абитуриентов как один из факторов привлечения. Если развивать это в коммерческую плоскость, то у большого количества компаний, ищущих IT-специалистов, будет интерес приходить в ВУЗы через киберспортивную повестку.Наши идеи по развитию студенческого киберспорта вокруг этого и концентрируются.
В области школьного спорта мы плотно работаем с организацией, курирующей это направление от лица Департамента образования города Москвы.. «Московская школьная киберспортивная лига» проходит на нашей платформе Cybermos.ru. Я уже рассказывал, что весной мы проводим соревнования для столичных студентов (МСКЛ), а осенью – открытую лигу для учащихся со всей России МСКЛ+. В прошлом году в МСКЛ+ приняли участие более 150 учебных заведений и порядка 4500 студентов. В этом году мы планируем расшириться и провести более масштабное мероприятие, собрав параллельно школьные, ССУЗ и ВУЗ дивизионы.
— В ФКС России появляются вакансии тренеров, методистов. Расскажите, пожалуйста, какую работу именно в подготовке будущих киберспортсменов или кадров, связанных с этой сферой, будет проводить федерация? Будут ли издаваться какие-то методички, пособия? Будет ли развитие тренеров?
– Я представляю ФКС Москвы, мне сложно говорить за федерацию страны. В нашей программе развития вида спорта есть разделы, посвящённые обучению тренерского состава, подготовке судей и созданию необходимой инфраструктуры. Тренеры в первую очередь нужны секциям, которые всё чаще открываются в различных организациях. Многие ВУЗы заинтересованы в том, чтобы открывать киберспортивные клубы на своих площадках, в чём мы им с удовольствием помогаем. Не так давно мы запустили секцию по киберспорту на базе МОСГОРСПОРТа. Проект бесплатный, любой желающий может зарегистрироваться на mos.ru и начать посещать онлайн-тренировки по разным дисциплинам под руководством квалифицированного тренера.
Конечно, профессиональные тренеры нужны и командам, однако понимание этого ещё не стало массовым. Тренеры в командах должны быть не просто классными игроками, которые делятся личным опытом, а специалистами с педагогическим и спортивным образованием. Молодые команды зачастую выбирают более сильного и опытного игрока, чем человека с педагогическими и тренерскими навыками.
Не менее важна профессия в федерации – профессия методиста. Для организации качественного мероприятия необходим специалист, который понимает, как составлять спортивные протоколы, регламенты и положения. Именно это позволит событию стать было не просто зрелищным «междусобойчиком», но и претендовать на официальный статус, чтобы по его результатам можно было присвоить разряды, а судьям засчитывать турнир для защиты категории. Это важные аспекты, которые зачастую коммерческие операторы игнорируют.
«Надо найти здоровый баланс между качеством и разрядом в юридическом значении»
— Неоднократно со стороны ФКС Москвы и ФКС России звучало мнение, что нужно вводить официальную классификацию разрядов и награждать ими наиболее выдающихся спортсменов. Как этот фактор может помочь игроку в реализации его карьеры киберспортсмена? Будут ли релевантны разряды на международном уровне, который привязан к другим критериям?
– Отличный вопрос. Я не могу дать на него однозначного ответа, но могу сказать, что для его осмысления мы прилагаем много усилий. Реальность такова, , что киберспортсмены часто не придают значения присвоению разрядов или просто не знают о такой возможности.
Но вектор развития ситуации обнадёживает. На данный момент всё больше ВУЗов готовы давать повышенные стипендии призёрам и победителям студенческих соревнований, выступавшим под флагом учебного заведения. Мы очень надеемся, что в какой-то момент при поддержке ФКС России и различных комитетов, в том числе комитета Государственной думы по развитию физкультуры и спорта, сможем добиться дополнительных привилегий для абитуриентов (например, лишний балл к ЕГЭ), которые имеют спортивный разряд и побеждали на крупных соревнованиях.
Если же говорить про коммерческий киберспорт, то, мы пока не видим интереса у его функционеров. Им важно видеть потенциал игрока, что он вписывается в коллектив и может приводить команду к победе. Это даёт организации более высокие результаты, охваты в соцсетях, призовые, и прочее.
Надо найти здоровый баланс между качеством и разрядом в юридическом значении. Разряд может стать хорошим индикатором достижений спортсмена . Я сам, когда получил судейскую квалификацию, воспринял её как «ачивку», которая теперь есть в моём досье. Мне кажется, этот аспект (такую геймификацию) тоже не стоит недооценивать, но нужно правильно позиционировать.
Как я уже сказал, для нас важно, чтобы ВУЗы начали стимулировать занятие киберспортом для студентов и абитуриентов. Это будет хорошим подспорьем для будущего развития и подтолкнёт дополнительную соревновательную активность. Мы видим здесь потенциал, но для его реализации ещё потребуется провести большую работу по информированию аудитории и самих игроков.
В качестве успешного примера можно привести ГТО, когда школьники ради дополнительного балла ЕГЭ идут сдавать нормативы по физической подготовке.
— Выскажу своё мнение: с разрядами ГТО ситуация выглядит немного проще. Если брать традиционный спорт, то есть нормативы, которые необходимо выполнить, чтобы получить значок. Конкретно в киберспорте ситуация сложнее: допустим, давать разряд за соревнования российского масштаба хорошо только для тех, кто соревнуется на внутреннем уровне. Но нашу страну представляет множество киберспортсменов на международном уровне. Их игра заметно лучше, чем у тех, кто участвует на турнирах российского значения. Если брать популярные дисциплины (Dota2 или CS:GO), то там есть внутренняя система матчмейкинга с начислением очков рейтинга, составляется лидерборд. Если отталкиваться от этого критерия, то разряды могли бы быть релевантнее. Сходу хочется привести пример RAMZES666 – пятикратный победитель мейджоров по Dota2, на тир-1 сцене достиг весомых успехов. Если бы он имел разряд, то эта «ачивка» казалась бы значимой.
– Абсолютно с Вами согласен, он мог бы быть амбассадором этой истории. На мой взгляд, для популяризации темы разрядов важно начать выдавать их за достижения на международном уровне. Разумеется, это касается и тех, кто играет в коммерческих составах. Если российский игрок выступил на крупном мероприятии, то мы должны иметь механизм, который мог бы позволить нам оценить его достижение по достоинству.
Я вижу ситуацию так – если Team Spirit выиграла The International 10 или Riyadh Masters, то всем игрокам нужно дать мастеров спорта международного класса (МСМК). Но наше спортивное законодательство на данный момент не позволяет этого сделать. Надо работать, чтобы это изменить.
«Мы должны заниматься всей системой киберспорта»
— Изначально киберспорт был немного «андеграундным явлением». Если послушать истории отдельных игроков, то их увлечение до поры до времени не принималось со стороны родных и друзей, им приходилось проходить несколько кругов ада на своём пути. Как Вы думаете, на фоне того, что киберспорт сам по себе немного «неформален», возможно ли эту систему как-то организовать
– Я сразу начинаю думать про другие виды спорта. Я люблю сноуборд, скейтборд и вейксерф. Ведь про эти виды спорта можно также сказать, что это своеобразный «андеграунд». Может, в этом и есть привлекательность.
Я в детстве очень часто пропадал на футбольной площадке, где с друзьями играл в дворовый футбол. Абсолютно также в старшей школе я тратил много времени на Counter-Strike. Я получал от этого удовольствие, не только от игры или соревнования, но в том числе и от общения с друзьями. Этот аспект социализации очень важен и его нельзя скидывать со счетов. Это «клуб по интересам», ребята в нём собираются, чтобы удовлетворить социальные потребности. А тот, кто ставит перед собой какие-то цели и хочет добиться результата, начинает выстраивать более структурированный процесс. И здесь гейминг перетекает в киберспорт. В этот момент и нужна организация (федерация), которая обладает наибольшими возможностями популяризировать спортивную часть.
Летом 2022 года мы провели успешное мероприятие в московском Центральном детском мире, где в течение двух дней рассказывали о том, что такое киберспорт, что в нём хорошего, что не относится к спорту, где должны быть «красные линии», на что нужно обратить внимание родителям, когда они видят ребёнка перед экраном и т.д. Мы сделали все, чтобы объяснить более старшему поколению, чем занимается их ребёнок и с кем.
Как и везде, не должно быть нездоровых перекосов. Если ребёнок будет по восемь часов семь дней в неделю заниматься хоккеем, ему или ей может быть сложно развиваться в других направлениях. Также и в киберспорте, и в шахматах, и в других видах. Это важнейшая часть работы федерации – все эти тонкости разъяснить.
— Если резюмировать, ФКС Москвы совместно с ФКС России и других городов ставит себе целью не только проведение мероприятий игрового плана, но и просветительскую работу о киберспорте и распространению индустрии в массы, помогать разбираться в этой сфере.
Я бы немного перефразировал. Мы не можем позволить себе остановиться исключительно на организации зрелищных турниров. Мы должны заниматься всей системой киберспорта – и массовым, и спортом высших достижений, и просветительской работой, и организацией секций и спортшкол, и созданием образовательных программ. Это должно вылиться в эффективное построение и развитие вида спорта, а реализовываться, в том числе, в медалях и призовых местах.
«Глубина таланта в России очень велика, и не только в киберспорте»
— Максим, у нас есть ещё одна тема, она касается сборных России по киберспортивным дисциплинам. До пандемии проводился World Electronics Sports, на котором собирались сборные стран и играли за внушительный призовой фонд. Сейчас же соревнования на уровне сборных проводит IESF. Призовой относительно популярных турниров скудный, а реально сильных игроков на них практически нет. Почему киберспорт на уровне сборных не набирает такой популярности, как на коммерческих турнирах от Valve, ESL, BLAST и прочих популярных турнирных организаторов?
– Прекрасный вопрос. Действительно, The International и турниры от BLAST смотрит большая аудитория, а вот мероприятия IESF пока не пользуются такой популярностью.
Я считаю, что мы ещё не дошли до состояния, в которой профессиональному киберспортмену будет привлекательно выступать за свою сборную. Стоит отметить, что подобная ситуация встречается и в других видах, например, в хоккее. Игроки клубов Национальной хоккейной лиги (НХЛ) часто отказываются приезжать в расположение сборной, если игры накладываются на матчи регулярного чемпионата. Потому что это его работа и зарплата. В киберспорте похожая ситуация, но кроме этого игрок ещё не видит личной выгоды или необходимости бросить всё, поднять флаг страны и его защищать. Возможно, это связано и с тем, что аудитория очень молодая.
Надо понимать, что патриотизм не берётся из ниоткуда. Если человек ходил всю жизнь в футбольную спортивную школу, он получит в ней определённые ценности. Современные профессиональные киберспортсмены не учились в спортшколах и имеют сравнительно небольшой опыт выступлений от организации. Многие просто покане видят ценности выступления за сборные. Я думаю, что мы это пройдём, и через 5-10 лет сможем эти ценности привить. Ведь и сейчас видно, что есть ребята, которые убирают российский флаг, но есть и те, кто между играми фотографируются с ним, получают критику от международного сообщества, но продолжают успешно выступать.
У меня есть отличный пример – BLAST Premier: World Final 2022 в Абу-Даби. Шикарное выступление m0NESY, и он, кажется, за день перед финалом опубликовал фотографию в социальных сетях, обернувшись в российский флаг. Незамедлительно последовала негативная реакция и в его сторону, и в сторону команды, но Илью не отстранили от турнира. Ничего страшного не произошло. А выступает он, напомню, в европейской организации G2 Esports.
— Мне кажется, отказы от российского флага идут от страха перед международным сообществом. Когда electroNic и Perfecto играли в Natus Vincere, они тоже сменили на Liquipedia флаг на нейтральный..
– Есть доля самоцензурирования. Некоторые участники просто боятся и проактивно убирают. Да есть давление, когда говорят: «Либо убираете, либо не будете выступать». Другая история, когда никто ничего не говорит, но люди сами на всякий случай убирают флаг. Что делать, и это переживём.
Какой будет Cloud9 с electroNic и Perfecto: исследование CyberMeta
— В конце марта интервью нашему порталу давал Александр Горбаченко, бывший президент ФКС России. Он отмечал, что в России необходимо создавать систему, в которую будет вкладываться государство, и она будет взращивать новых талантов в разных дисциплинах. Также, по его мнению, нынешний киберспорт держится на коммерческих организациях (по типу VP или Team Spirit). Разделяете ли Вы эти взгляды? И как, по Вашему мнению, должен развиваться киберспорт в нашей стране?
– Мне лично, как функционеру, в спорте достаточно видеть, что ребята под российскими флагами (не убирая его с Liquipedia и других ресурсов) участвуют в командах, выступающих и побеждающих в финалах крупных соревнований. Для меня это и есть спорт высших достижений. Если будут появляться команды, полностью состоящие из россиян, это хорошо. Конечно, было бы здорово с точки зрения патриотики иметь чисто российскую команду, которая будет выступать с флагом, нашими спонсорами и нести киберспортивный бренд страны. С другой стороны, я понимаю, что большая сила у многообразия и разносторонности. Прекрасно, что наши спортсмены могут играть с представителями других частей света. Они получают новый опыт, видят иные подходы к тренировкам, новые стратегии, и вот из этого разнообразия получается много всего хорошего.
Киберспорт появился как возможность издателя более масштабно продвигать свои продукты. Если вдруг федерации перестанут заниматься своей деятельностью, то эта сфера всё равно продолжит развитие. Наша задача именно помочь за счёт дополнительных усилий сделать так, чтобы киберспорт развивался ещё быстрее, эффективнее и лучше.
— Несколько лет назад ходили разговоры о том, что киберспорт официально может войти в перечень дисциплин на Олимпийских играх. Сейчас эти разговоры утихли. С чем, на Ваш взгляд, это связано? И может ли киберспорт в принципе вписываться в концепцию Олимпийских игр?
– Тут нужно понять, кому это больше пойдёт на пользу в плане рейтингов и просмотров: киберспорту или Олимпийским играм? Я лично на эту тему иллюзий не испытываю. В целом, киберспорту это могло бы быть полезно, потому что эта интеграция могла бы стать ещё одним источником популяризации вида спорта для аудитории, которая смотрит телевизор. Киберспорт пока не смотрят по телевизору, но это вопрос времени. При всём этом нужно понимать, что Twitch и Youtube для киберспортивного комьюнити более привычны для просмотра контента.
Возможно, это ещё одна возможность «поженить» аудитории. Но охваты и просмотры киберспортивных событий растут из года в год, а у Олимпийских игр обратная тенденция. Вопрос в том: кому это надо больше? И мне кажется, что последним это более необходимо, чтобы удержать аудиторию и привлечь новую.
— По Вашему мнению, насколько киберспорт стал популярен в нашей стране? Можно ли сказать, что он настолько же популярен, как и традиционный спорт?
– Я всё время добиваюсь того, чтобы все называли киберспорт традиционным видом спорта. Вопрос: с чем сравнивать и по каким параметрам? Футбол – это спорт №1 в мире. С другой стороны, недавно вышла статья, в которой говорилось о том, что по отчислениям российских букмекеров киберспорт уже входит в топ-5 видов спорта. Это уже очень серьёзные показатели.
Опять же, у нас идёт естественный процесс. В какой-то момент все возрастные группы будут знать, что такое киберспорт, просто потому, что сами играли или смотрели. Тогда этот разговор будет гораздо проще. Я считаю, что у нас такая ситуация, в который мы обречены на успех и не можем этот процесс остановить. Поэтому мы скорее фокусируемся, чтобы, допустим, в Москве киберспорт развивался быстрее, чем в других городах мира, а Россия быстрее других стран. У нас огромная страна, достаточно инфраструктуры, клубов, много игроков, которые могут стать крутыми спортсменами. Они, в свою очередь, попадают на большие соревнования. Глубина таланта в России очень велика, в том числе и в киберспорте.
Так же надо понимать, что, развивая эту индустрию, мы автоматически помогаем другим отраслям вокруг неё. Открываем новые рабочие места: стримеры, кастеры, графические дизайнеры, режиссёры трансляций, организаторы мероприятий и прочее. Я очень рад, что государство принимает в этом участие.
— Что бы Вы хотели пожелать читателям интернет-портала Cybersport.Metaratings.ru?
– Хочется всем пожелать спортивных достижений, спокойствия и больше возможностей читать и смотреть качественный контент про киберспорт не только с экранов, но и с трибун.
«За деньги да». Реакция комьюнити на победу Team Spirit на Riyadh Masters 2023