Найти тему
Сказки юного биолога

Силур: вперёд на сушу и в реки

Ещё со времён ордовикского периода жизнь начала делать пока робкие попытки выхода на сушу. Первыми это сделали животные, принадлежащие к типу членистоногих. Суша для них сначала была зоной безопасности, где можно было спокойно размножаться. Вот только кушать там было нечего. Если только такой же "турист" попадётся.

Многоножки и арахниды исследуют свой новый дом
Многоножки и арахниды исследуют свой новый дом

Но в том же ордовике готовился и более массовый десант на неизведанные материковые просторы. Сначала лишайники, потом высшие грибы, а следом примитивные сосудистые растения. Этот позднеордовикский десант полностью изменил прибрежные районы материков уже к середине силура. А ближе к концу периода, когда сосудистые растения решили проблему размножения без большого количества воды, то жизнь устремилась уже и в глубины суши.

Конец силура - это время появления первой пышной наземной растительности, первых лесов из первых древовидных растений. Часть членистоногих (насекомые, многоножки, арахниды) именно в силуре предпочли стать полностью наземными жителями, больше не возвращаясь в водную среду.

Ландшафты силурийского периода
Ландшафты силурийского периода

Образованные первыми наземными растительными биотами почвы позволили живым существам освоить и ещё одну зону обитания, которая до силура оставалась безжизненной. Это речные воды. Дело в том, что теперь реки несли с суши массу непереработанной органики. А раз появился пищевой ресурс, значит найдётся тот, кто его использует. Силурийские реки оказались достаточно быстро заселены.

Проблема была в том, что иной раз органики становилось слишком много (грибы тогда ещё не включили в полную силу свои редуцентные способности). Как итог, в речной воде иной раз становилось очень мало кислорода (его много уходило в процессе гниения тех самых органических остатков). Но это, в принципе, стало проблемой уже следующего (девонского) периода.

Наука
7 млн интересуются