В Голландии XVII в. натюрморты были очень популярны. Натюрморт «Тщета человеческой жизни» кисти Харкинс Стенвика - прекрасный пример натюрморта, называемого «vanitas» - «суета сует».
Каждый предмет в нем несет смысловую нагрузку. Вот раковина - символ богатства. Само же богатство - тоже суета. Раковина пуста ,что напоминает о неизбежности смерти.
Хронометр - еще один символ скоротечности времени. Меч - символ светской власти, но любое оружие бессильно против смерти. Центр наторморта, и по расположению, и по содержанию, - человеческий череп, memento mori (напоминание о смерти). Над черепом находится только что потухшая лампа - над фитилем поднимается струйка дыма. Это еще один символ хрупкости человеческого бытия.
На месте кувшина первоначально был написан бюст римского императора - как напоминание о недолговечности земного могущества и славы. Но Стенвейк позже замазал бюст ,возможно, полагая, что портрет конкретной личности отвлечет внимание от черепа. Со временем профиль императора приступил через верхний красочный слой. Винный кувшин всему прочему- это намек на опасность пресыщения.
Голландцы любили живопись, изобилующую многозначительными иносказаниями и загадками. Такой натюрморт мог висеть в доме богатого купца. Это был не только художественный образ бренности бытия, но и дорогостоящая вещь, часть роскошной обстановки,подтверждающая статус хозяина.
«Живопись. Шедевры европейской живописи с комментариями», серия «Домашний музей», автор Роберт Камминг , издательство «ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ»
Лондон • Нью-Йорк • Штутгарт • Москва.