Найти тему

Проблемы с автоматическим регулятором напряжения на судне. О том как решить проблемм не знает даже технический департамент.

Что меня всегда удивляло в моей профессии - абсолютно немыслимая степень разп…гильдяйства с которым сталкиваешься каждый день. Особенно когда сталкиваешься с оным там, где это, в теории, недопустимо.

В кое-то веке выходной на борту действительно похож на выходной: все плановые проверки сделаны; бумажки написаны… Сам Посейдон велел после обеда не выходить.

Но как часто у нас бывает - не тут-то было: внезапно стало тихо и пропал свет в каюте. «Понял. Принял.» подумал я и пошёл в ЦПУ разбираться с причиной blackout’а. Без единого аларма генератор номер 1 просто вырубился, подобрать иное слово у меня не получается. Мы буквально «потухли». После запуска видим сработавшую на нём защиту «De-Exiting».

При любых жалобах АРН на качество сети срабатывала указанная защита.
При любых жалобах АРН на качество сети срабатывала указанная защита.

Спустя пару минут осмыслений был найден сгоревший предохранитель в цепи питания обмотки возбуждения нашего автоматического регулятора напряжения. Предохранитель, на секундочку, на 25 А. Допустим… хоть ситуация и не здоровая…

Заменив предохранитель снова запускаем единицу чтобы проверить и проследить неисправность. Г-1 запускается, напряжение поднимается до номинальных 450 В 60 Гц и держится стабильно. Садим на шины и, как только замыкается автомат, генератор мгновенно «тухнет» сжигая предохранитель в цепи питания ОВ. При следующих попытках генератор садился на шины, но ток на всех работающих генераторах мгновенно возрастал до каких-то немыслимых, для нашей системы, значений в 2500 А на КАЖДОМ введённом в параллель генераторе при средней СУММАРНОЙ нагрузке системы в 600-800 А. Нагрузка на генераторе в 780 кВт так-же никуда не делась и в минус не ушла. Уточняю для тех, кто решил что речь идёт о двигательном режиме.

Данная статья перенесена из моего Telegram канала который существует уже достаточно долго. Пока что тут будут выходить мои старые статьи. За самым свежим контентом милости прошу на мою основную платформу - Telegram. Там нет никакой рекламы и я всегда на связи.

Подозрение сразу пало на АРН и трансформатор тока, т.к. при неисправности ТТ АРН не имеет информации о своём «Voltage Drop’e» и пытается перетянуть всю реактивную нагрузку на себя. Естественно и полную проверку генератора никто не отменял.

- Крепление всех контактов внутри генератора было тщательно проверено;

Попытка проверить степень обжима провода питания ОВ. Выскользнул так, как будто только на окислах и держался.
Попытка проверить степень обжима провода питания ОВ. Выскользнул так, как будто только на окислах и держался.

- Состояние трансформатора тока было проверено и, для пущей точности, сравнено с аналогичным на аналогичном работающем генераторе;

Сопротивление в холодном и нагретом состоянии эквивалетно аналагичному ТТ генератора 3.
Сопротивление в холодном и нагретом состоянии эквивалетно аналагичному ТТ генератора 3.

- Все вращающиеся диоды были проверены на работоспособность;

Один из них имел, хоть и небольшую, но же всё утечку по обратному току. Потому был заменён весь набор диодов целиком.
Один из них имел, хоть и небольшую, но же всё утечку по обратному току. Потому был заменён весь набор диодов целиком.

- Были проверены обмотки генератора, а так же ОВ.
- Устранены «лишние провода» которые остались от «домодификационных» времён.

Результаты проверки показали что виной всему, скорее всего, стал наш АРН т.к. попытка протестировать Г-1 после проделанной работы показала тот же результат, но предохранитель уже не сгорал.

Уточнение: судно около месяца назад завершило очередной плановый ремонт где, в том числе и были заменены все АРН на новые по причине неисправности прошлых. Офисом было принято решение установить имеющиеся на тот момент на судне запасные АРН, а после, в процессе работы, просто доставить новые для запаса. Запасных новых АРН на судне нет. Мне посчастливилось попасть на судно в последний месяц ремонта и до меня электромеханика на борту не было три месяца. Ни о какой передаче дел, естественно, речи и быть не может и все сюрпризы я узнавал на ходу.

Тут-то и начинается история о том, о чём было сказано в начале статьи:

Естественно никто не заказал новые АРН и, в принципе, тут НИКОГДА не заказывали никаких критических запчастей для генераторов. Работа есть работа - выполняем.

И вот у меня на руках один потенциально неработающий АРН (этого я ещё не знаю) и 4 старых, состояние которых мне не известно. Ну что-же… Начнём жонглировать!

Два из них подписаны как "работает только с батареей 12 В на старте".
Два из них подписаны как "работает только с батареей 12 В на старте".

Прежде всего я хочу обратить внимание на схему подключения данного АРН:

Данную схему я получил от нашего тех. департамента.
Данную схему я получил от нашего тех. департамента.

Это не шутка. Я не поверил глазам и попросил технического суперинтенданта компании подтвердить данную информацию, после чего, не поверив и ему, проверил сам. Да, всё верно. То, что вы видели на YouTube в разделе электрических лайфхаков применено здесь как ЗАВОДСКОЕ РЕШЕНИЕ. Да, подобные «подключения нейтрали» допускаются руководствами по эксплуатации некоторых фазочувствительных потребителей вроде бытовых котлов. Однако ещё раз: речь идёт о заводском решении для АРН.

В схеме появился ещё один возможный виновник - тот самый «нейтральный» трансформатор. Эта идея была быстро откинута за счёт проверки работы системы с новым «нейтралеобразующим» трансформатором.

Вот такой вот Франкенштейн получился. Батарея на готове для пуска некоторых АРН.
Вот такой вот Франкенштейн получился. Батарея на готове для пуска некоторых АРН.

Нужно на 100% убедиться в неисправности АРН Г-1, поэтому он кочует в генератор 3, а на место АРН Г-1 устанавливаем один из старых АРН и наблюдаем:

Новоустановленный старый АРН на Г-1 не способен возбудить генератор на старте. Возбуждаем аккумуляторной батареей. Никогда не думал что буду делать подобное. После возбуждения и попытки дать нагрузку наблюдаем на АРН быстро моргающий красный светодиод. На других АРН такого нет и не было. Токи снова растут и мы вырубаем автомат вручную чтобы избежать лишних обесточек.

Садим на шины Г-3 с АРН от Г-1. На нём так же загорается красный светодиод, токи пока не растут. Через 30 минут освещение на судне начинает медленно мигать, токи устремляются в космос и снова сгорает предохранитель.

Сгоревший предохранитель. Благо их количество в запасе позволяло "играться".
Сгоревший предохранитель. Благо их количество в запасе позволяло "играться".

Забываем про АРН от Г-1 в Г-3 и сосредотачиваемся на Г-1 с одним из старых АРН, который после посадки на шины, спустя время, ведёт себя так же. Поскольку никаких руководств по эксплуатации на судне не нашлось - я обратился напрямую к производителю с целью выяснить что это за светодиод и как мне вообще жить дальше. Тут я настоятельно рекомендую вам посмотреть на схему из руководства по эксплуатации которую мне прислал ПРОИЗВОДИТЕЛЬ.

Прошу обратить внимание на подключение контактов U и V. Интересно какая величина напряжения там будет.
Прошу обратить внимание на подключение контактов U и V. Интересно какая величина напряжения там будет.
Данное руководство я прикреплю ниже. Вдруг кому пригодится.

Так же производитель отметил что в последний раз поставлял нам на судно АРН рассчитанные исключительно на 440 В и 50 Гц. Тут я его поправил указав что сеть у нас с частотой в 60 Гц. На это он заявил что последний заказ был на «АРН 440 В» и они, подобно McDonalds, где если вы не указываете размер порции, вам дают большую, прислали нам АРН на 50 Гц.

- А как-же они тогда работали всё это время если подобное не допускается вашим-же руководством по эксплуатации?
- А х*й его знает.
- Спасибо.
Так состоялся мой разговор по телефону с производителем.

Оказалось: АРН думает что частота у нас проваливается. Калибровка данного параметра согласно процедуре от производителя ситуацию не исправила, как и попытки калибровать параметры стабильности и чувствительности. Возможно у нас в сети имеются уж больно сильные гармоники? Проверка качества сети показала что она, практически, идеальна даже под нагрузкой, поэтому и этот «внешний фактор» был исключён. Продолжаем жонглировать АРН’ами в поисках такого, который не будет светить этим страшным светодиодом.

Фото со светящимся светодиодом у меня не осталось, потому прошу поверить на слово.
Фото со светящимся светодиодом у меня не осталось, потому прошу поверить на слово.

Спустя пару часов замен и проверок был найден АРН который так-же не может самостоятельно возбудить генератор, но после известной операции с батареей работал корректно под нагрузкой до 750 кВт*, что является половиной от общей ёмкости генератора, т.е. мы сможем выжить до приезда новых АРН.

*До нагрузки в 750 кВт красный светодиод не загорается. Далее он начинает медленно моргать и было принято решение дальше систему не нагружать. Всё это время ток питания ОВ держался в пределах 1,5-2 А что есть норма для нашего генератора.

P.S. Так же была проведена рубрика «ЭКСПЕРИМЕНТЫ». Было решено подключить к шинам любой (даже неподходящий по параметрам) ТТ чтобы убедиться что наш ТТ в порядке. Камнем преткновения вновь стал АРН.

ТТ нелепо накинутый на шины ГРЩ.
ТТ нелепо накинутый на шины ГРЩ.

У меня есть своя небольшая беседа в Telegram где вы всегда можете задать мне интересующие вас вопросы.