Наши краеведы в этом году сделали новую экскурсию по Свято-Успенскому мужскому монастырю города Орла. Как всегда собрали много данных, не забыли о литературе и писателе Н.С. Лескове, в произведениях которого встречаются описания этого монастыря.
Первые монашеские поселения появились на Ввозной горе уже с конца-16-17века. Берег скалистый - известняк, внизу струится Ока. Первые монахи-отшельниик, а тогда эта местность была далеко от Орловской крепости в полях и лесах, между оврагами, селились в скале в пещерах вдоль реки Оки. Кстати, пещеры находятся и сейчас в этой горе, но выкопаны они монахами или естественного происхождения, или добыча известняка для строительства уточнений нет.
Далее история похожа с остальными храмами Орла сначала деревянная конструкция, а потом уже и каменное исполнение, бурное развитие до начала 20 века, это был уже не просто монастырь, а консистория, центр епархильной жизни. Затем последовпло уничтожение в виде трудовых колоний, немецкого госпиталя, и в 60-х вновь трудовая детская колония, строительная организация, ГАИ со 100% разбором всех построек на кирпич.
Восстановление обители конец 90-х и новое строительство новых храмов. Из прежних построек остался только маленький Троицкий храм.
Что же показалось интересным мне, это захоронения на территории монастыря. Как монашеские, Орловских архиепископов, так и знатных людей города.
Сегодня коснусь жизни Орловского архиепископа Поликарпа (Радкевича). Ранее уже встречались заметки об этом пастыре. Знаю его уважали в городе, и дела двигались, и епархия расцветала при его правлении. Но на экскурсии сопровождающий нас монах молвил словечко, что всю собранную информацию о Владыке Поликарпе он подавал в Патриархию на рассмотрение канонизации. Если есть данные чудотворений с обращением к Поликарпу, на могилке монастыря, то просьба их передать в монастырь. Потому что ответ из Патриархии пришел отрицательным, так как недостаточно данных из современной истории.
А кто помнил, что в этом месте закатанным под асфальт был упокоен настоящий аскет 19 века?
Это чудом, студенты по описаниям краеведа Г. М. Пясецкого смогли определить, где захоронения вообще находились. Кстати, в советское время захоронения были осквернены и похищены черепа. Сейчас это слышится как бред, но увы это не редкость забирать череп из могилы во время ограбления, зачем не знаю. А потом уже и под асфальт! И стоянка для автотранспорта ГАИ готова.
Так чем же прославился Владыка Поликарп и почему к нему можно обращаться с молитвой как к святому?
Основные этапы священнической жизни архиепископа Поликарпа для общей картины:
Родился 14 августа 1798 г. (1795) в г. Каменец-Подольске, Украина. Обучался в Подольской семинарии и далее поступил в Киевскую духовную академию. В 1823 г. назначен инспектором Волынской семинарии. 23 февраля 1824 г. пострижен в монашество. В 1826 г. назначен инспектором Оренбургской семинарии профессором философии и еврейского языка; 1829г ректор Могилевской семинарии, настоятель Могилево-Братского монастыря, 1836г. перемещен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Спасо-Авраамиева монастыря, 1843 г. назначен настоятелем Афинской посольской церкви в Греции, 1850 г. переведен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, Балаклавского Георгиевского монастыря.
С 12 июля 1858 г. —епископ Орловский и Севский. Скончался 22 августа 1867 г. Погребен в Орле в Успенской церкви архиерейского дома, за правым клиросом.
Об Орловском периоде остановимся подробнее, но в начале немного фактов из детства, которые он рассказал сам, а священник Кафедрального собора г. Орла протоиерей Петр Полидоров записал. Что же, Орел зря «Литературной столицей» называется.
В рождестве мальчика назвали Феодосием, был болезненный, скромный, кроткий, незлобивый, но в истории все равно попадал. А как же без того?
Как-то раз родители Феодосия с братом Иаковом оставили дома, а печь накоптила так, что дети в закрытом помещении с прислугой угорели. Старшего, по возвращении домой родителе, привели в чувство, а младшего Феодосия не получилось оживить. Тогда мать взяла бездыханное тело ребенка и принесла в храм к иконе почитаемого ей Николая Чудотворца. Мать всю ночь молилась, и мальчик пришел в себя. Вдвоем они вернулись домой.
Сверстники его обижали, а он не жаловался никому, молча удалялся от обидчиков со слезами. Зато еще с малых лет Феодосий проявлял особенную любовь к Богу. С детства он с отцом прислуживал в алтаре, занимал пономарскую должность, читал на клиросе.
Когда дело дошло до пострига он молился, чтобы ему дали имя в честь священномученика, так как считал, что «священномученики угодили Господу подвигами двух родов— священническим и мученическим, и потому они имеют против других святых большее дерзновение молиться за людей, и в частности за тех, кои с принятием на себя их имени вверили себя покровительству сих угодников Божиих». При иноческом постриге наречен он был Поликарпом — в честь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского.
В 1858 году Преосвященный Поликарп был определен на Орловскую кафедру. В наказание или это была надежда на исправление запущенной ситуации у нас в епархии, трудно сказать.
- «Какой постный!»- встретил его возглас женщины из толпы орловских ротозеев.
А он действительно был таков. «В простой одежде, аскет и подвижник. Глаза имел голубые, взор тихий, кроткий, благоговейный; речь его была тиха. Он имел лицо светлое, веселое.»
До Орла уже долетели слухи о его подвигах. Он не брал денег и подарков не люби, зато любил, когда жертвовали на бедных. Смоляне видели в нем подвижника!
Из Крыма доносились слухи, что жил в пещере. А своей нищенской жизнью, и самоотвержением довел до слез родственника. А период Крымской войны он сам переехал в Севастополь и находился в самом пекле боевых действий, помогая солдатам, отпевал умерших и причащал раненых.
Горячо любил Поликарп детей и часто останавливался, чтобы поговорить с ними.
Даже в Греции с любовью и уважением относились к его персоне.
И вот этот духовно одарённый человек окунулся в дела Орловской епархии. Наверное, это был самый трудный период его деятельности, сравнимый с воем орудий в Севастополе и разрывом смертоносных гранат. Он даже хотел сразу уйти на покой. Но знавшие его пали перед ним на колени и умоляли остаться в Орле.
Немного ранее Макарий Алтайский -просветитель алтайских язычников - удивлялся закоренелым языческим болховским обычаям. А тут Орел - Губернский центр, - а раскольников, как в глухой алтайской деревне.
«И вот он явился пред нами, как ангел Божий», — вспоминал протоиерей Петр Полидоров.
Вступая в Борисоглебский собор, где ему была уготована подобающая встреча, видно было, что он умственно молился, призывая благодать Божию.
И первым решением было просвещать народ орловский. В селах открывать школы, а также обучать священничество пастырскому слову и отслеживать их пастырские обязанности.
Основной причиной раскола в Орловской епархии было заблуждение, необразованность, и неумение опровергать раскольнические убеждения. (иногда кажется, что ничего не поменялось и в наши времена)
Владыка Поликарп лично (в 60 летнем возрасте) объезжал сельские храмы с проповедью. Старался говорить просто и доступно для крестьян и раздавал книги для грамотного населения.
«Преосвященный Поликарп видел, что народ наш при всем усердии к вере и Церкви погряз в невежестве и не умеет правильно прочитать и, тем более, понять никакой молитвы, а от этого сродни ему суеверия и предрассудки, для искоренения коих посчитал он на первейшим делом распространение грамотности среди простого народа, видя в этом еще одно немаловажное средство для спасения душ вверенной ему паствы.»
Но если замечал он среди священства несправедливость, то обличал нещадно, снимая с должностей.
Он ввел правило венчаться днем после Литургии, а не после вечерней службы. Молодых студентов-семинаристов не рукополагал, давая им время получить опыт.
Добился разрешения выпускать Орловские епархиальные ведомости. Для упражнения составления проповедей. Еще и сам корректировал и проверял работы.
При владыке Поликарпе наконец-то достроили Петропавловский Кафедральный собор, многострадальный с 1797года. (сейчас Библиотека Бунина)
На месте пожарища женского монастыря. На берегу Орлика, построена девичья община, приют. В женском Введенском монастыре при настоятельнице игум. Мелитине освящена надвратная Тихвинская церковь, под которой склеп с останками почитаемой игум. Серафимы Соковниковой. Напомню, что это единственная церковь, которая сохранилась.
Свечное производство возросло до таких приделов, что могло покрыть расходы духовно-учебных заведений.
Владыка Поликарп был избран почетным членом орловского отдела комитетов акклиматизации животных и растений Императорского московского общества сельского хозяйства, состоявшего при кадетском Орловском-Бахтина корпусе 3 сентября 1858г.
Но это так скажем внешнее благолепие, и неужели из-за этого приходить молиться на могилку к нему?
Подвижнический образ, простота, это не совсем то, для обычного полуцерковного человека, ну недостаточно этого, что бы обратиться с молитвой, то! Наши закоренелые орловские предрассудки никуда не девались. Чудо, где чудо, то!? Да что у него просить?
Дело в том, что есть данные о том. Что владыка имел дар прозорливости и целительства.
К примеру, больную девочку тряской (пляска св. Витта) мать везла за 40км к врачам, чтобы получить консультацию на лечение. Но по пути заехала в Орел к Владыке Поликарпу. Он беседовал с ними и возложил руку на голову девочки, сказал:
-«Не беспокойтесь и возложите упование свое на Господа Бога; болезнь пройдет»
Добравшись до врача, после осмотра, сделали заключение, девочка здорова.
Мальчику после сильного падения порочили минимум инвалидность. Пока ждали медика, мать поехала в Орел к владыке, народная молва уже разнеслась о его целительстве. Встретила она Владыку у Кафедрального собора и слезно просила молитв за сына.
- «Отправляйтесь с Богом домой. Вы там нужны для больного, а я отправляюсь на службу Божию в собор, где и буду молиться за вашего сына, и уповаю, что по вере вашей Господь даст и сын ваш будет здоров».
Вернулась она домой, приехали медики, посмотрели на ребенка и ничего утешительного не смогли сказать. Но ребенок на удивление открыл глаза и сказал, что он стоял на службе в церкви с Владыкой Поликарпом. С этого момента он шел на поправку.
Поэтому просить о здоровье или излечении недуга можно и нужно у Владыки.
Так как он занимался образованием, то и укрощении собственного невежества или об учебе своего ребенка также можно просить молитвой.
9 лет управлял Преосвященный Владыка Поликарп Орловской кафедрой. Однажды он перестал говорить, его сразила болезнь, и он движением руки мог объяснить надобность посетить храм. Болезненные ноги в язвах ныли, но Святого причастия он не оставлял, посещая храм.
Перед кончиной его навестил владыка Софоний. Он совершил литургию в домовом храме, а после подошел к больному вл.Поликарпу, поклонился ему до земли, поцеловал в голову и преподнес просфору. Больной прослезился.
22 августа 1867г в 2 часа пополуночи Преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский, уснул сном праведника навеки.
Надгробное слово произносил уже известный подвижник Орла, священник Ефимий Остромысленский и другие священники, службу возглавил епископ Тульский, Никадр. С почитаемым владыкой пришел проститься весь город. Люди стояли на улице у Кафедрального собора и затем тело перенесли в монастырь. Для погребения была сооружена гробница из тесаного белого камня, с белой кровлей и какие чуткие слова были подобраны для надписи «…Мир праху твоему, наш незабвенный добрый архипастырь» (утрачена).
Даже зная об этом уже хочется со своим горем обратиться к владыке, тем более он всегда участливо выслушивал людей.
-"Добрый пастырь Поликарп утешь и помолись о нас".
Надеюсь, сегодня открыла вам еще одного Божьего человека за помощью к которому вы можете обратиться, посетив мужской Успенский монастырь города Орла. Если получите по просьбе благо, обязательно сообщите отцу Елеазару (Сухорукову) или братии монастыря.
Посетите экскурсию с Дарьей Фурманской и узнаете еще больше.
А о самом монастыре поговорим в другой раз! Приятно просто побродить по территории в любое удобное и допустимое время.
Ссылка на основной источник, где можно подробнее прочитать жизнеописание Поликарпа.
https://orel-eparhia.ru/heritage/bishops/polykarp_radkevich/biography
Вскоре появится в продаже книга с жизнеописанием Владыки.
Прошу прощения за ошибки.
Благодарю за внимание. ❤
#церковь #Орловщина #история #Орел