В начале этого года индекс предпринимательской активности российских женщин достиг восьмилетнего максимума — такие результаты своего исследования представили Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) и Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России». По мнению экспертов, это доказывает, что женщины зачастую более эффективно адаптируются к кризису в экономике. В то же время дальнейшему развитию многих женщин-предпринимателей мешает сохраняющаяся в российском обществе социальная инерция.
В начале 2023 года индекс предпринимательской активности женщин (WBI), который разработали аналитики НАФИ и Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», составил 73,7 пункта, продемонстрировав максимальные значения за последние восемь лет (измеряется с 2015-го, тогда — 56 пунктов). По сравнению с результатом 2022 года индекс также вырос — почти на 4 пункта. Он основан на данных опросов женщин-предпринимателей об их экономических результатах, сферах деятельности и отношении окружающих.
«Сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что устойчивый рост вовлечения женщин в экономику сформирован. Почти треть опрошенных позитивно оценивают перспективы своего бизнеса. Точкой роста предприниматели считают возможности развития в первую очередь на внутреннем рынке. Малому бизнесу было сложно конкурировать с международными корпорациями и брендами, а сейчас открылось окно возможностей для занятия их ниш — 39% отмечают этот фактор»,— отмечает Надия Черкасова, председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».
Эксперты уверены, что женщины становятся все более востребованными обществом в роли предпринимателей из-за своих качеств: способности вызывать доверие, развитой интуиции, ориентации на глубокие ценности, способности договариваться, проявлять гибкость, принимать и действовать в рамках более долгосрочных решений в пользу именно общего блага. Директор стратегических проектов Аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт указывает, что события последних лет продемонстрировали особые отличительные черты ведения бизнеса у женщин — высокую скорость адаптации в изменяющихся рыночных условиях. Например, во время пандемии 93% женщин не планировали закрывать свое дело, а 39% не сомневались в увеличении ключевых бизнес-показателей своих организаций.
Контекст
По данным исследований, в 2022 году доля женщин среди предпринимателей в России составила 34,1%. Несмотря на концентрацию в социальной сфере, сферах оказания услуг и креативных индустриях, женщины активно участвуют в высокотехнологичных секторах. Валентина Матвиенко отметила, что женщины «не боятся проявлять активность на таких сложных участках, как импортозамещение, внедрение новых технологий в медицине и фармацевтике, укрепление международных связей». По ее словам, доля женщин в электроэнергетике оценивается в 36%, в атомной энергетике — в 32%. Женщинами основан каждый пятый стартап в агротехнологиях, более трети стартапов — в биотехнологиях и селекционных технологиях.
Исследование НАФИ и профильного комитета «Опоры России» подтверждает, что, несмотря на турбулентность в экономике, у женщин сохраняется высокая степень позитивного восприятия предпринимательства. Например, 94% россиянок положительно относятся к женщинам, ведущим предпринимательскую деятельность. Индекс также демонстрирует положительную мотивацию заняться бизнесом: сейчас 75% российских женщин могут представить себя в такой роли. Согласно опросу, основными стимулами к развитию в сфере предпринимательства являются желание улучшить материальное положение (65%), возможность реализовать свои идеи (58%) и независимость в принятии решений (52%).
Условия для начала предпринимательской деятельности в течение последнего полугода оцениваются в нейтрально-позитивном ключе как самими предпринимательницами, так и женщинами, не занятыми в бизнес-сфере. Говоря о планах на ближайшее будущее, чуть более трети (36%) женщин-предпринимателей не ожидает в ближайшие полгода изменений условий для начала собственного бизнеса. С оценкой согласны 43% женщин, работающих по найму.
По мнению управляющего партнера O2Consulting Анны Никитченко, серьезных барьеров в экономической плоскости нет, но сохраняется социальная инерция в обществе, в том числе со стороны самих женщин, поскольку в прошлом веке процесс эмансипации проходил коллективно сверху после прихода советской власти, а не снизу — со стороны женщин. Президент Бизнес-школы РСПП Евгения Шохина считает, что проблема прежде всего заключается в недооценке массовым сознанием и властными элитами возможностей самореализации женщин в бизнесе. «Переосмысление сложившихся стереотипов является необходимым условием выстраивания механизмов поддержки объектов малого и среднего предпринимательства, где сегодня женщины играют самую заметную роль»,— добавляет она.
Впрочем, остаются и сугубо экономические причины. Так, Екатерина Авдеева указывает на проблемы в части обеспечения женщинам доступа к кредитным ресурсам, рынкам сбыта, а также специальным образовательным программам. Восемь лет замеров индекса женской предпринимательской активности подтверждают, что ключевым барьером на пути к старту бизнеса остается финансовый, то есть отсутствие стартового капитала или невозможность, незнание, как его получить (64%). Также женщины не решаются запускать бизнес из-за отсутствия знаний и компетенций, а также неуверенности в собственных силах (по 54%). «Можно заключить, что образование и твердые бизнес-знания и навыки являются основой для уверенности и смелости женщины, начинающей путь предпринимателя. Еще стоит отметить, что 20% женщин начали свое дело, вдохновившись успехом других. Это подчеркивает важность широкого освещения в публичном поле историй успехов женщин-предпринимателей»,— разъясняет Ирина Гильдебрандт.
Согласны ли вы с приведенными точками зрения? Какие еще сложности на пути развития женского предпринимательства видите вы? Поделитесь своим мнением в комментариях.