Эксперты РАНХиГС оценили результат введения накопительной пенсии в России, пишет Forbes. Само решение о реформе пенсионных накоплений, начатой в 2002 году, они назвали оправданным, но ее итоги сочли неудовлетворительными. Почему так вышло?
Всё не так, ребята
Введение накопительной пенсии в 2002 году могло улучшить благосостояние будущих пенсионеров, но фактические итоги реформы пенсионных накоплений нельзя считать удовлетворительными, полагают эксперты РАНХиГС. Власти постоянно перераспределяли потенциальные взносы в накопительную пенсию на финансирование страховой, вводили новации и ограничения, и это привело к существенным проблемам
Стабильность страховой пенсии (сейчас пенсии пожилых людей фактически оплачивают работающие) была для властей важнее системы обязательных пенсионных накоплений (ОПН), отмечают ученые. Постоянные корректировки в пользу страховой части во многом снизили эффективность пенсионных накоплений и доверие к ним населения
Среди изменений, которые отрицательно сказались на реформе, ученые назвали:
- исключение из системы ОПН мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения;
- непрозрачность НПФ и перенос сроков выбора доверительного управляющего накоплениями;
- возможность отказаться от накопительной пенсии, увеличив тариф страховой с 10 до 16% либо оставить 6% в накопительной пенсии;
- заморозку пенсионных накоплений (с 2014 года)
Опрошенные Forbes эксперты также отмечают, что есть еще несколько факторов неудачи реформы. Источником страховых взносов являлись обязательные платежи работодателя, а сами средства фактически были государственными. В итоге население не ощущало эти накопления своей собственностью, поэтому не было интереса и доверия.
Средняя валовая доходность портфелей НПФ в 2005–2020 годах лишь незначительно переиграла инфляцию, а по критерию чистой доходности фонды существенно уступили и инфляции, и частным управляющим компаниям (ЧУК), подчитали в РАНХиГС. То есть даже с переводом денег в НПФ россияне не получили от таких накоплений какой-либо реальной доходности
На новый круг
В Минфине признали, что ежегодная доходность, получаемая негосударственными пенсионными фондами по результатам инвестирования с момента начала их деятельности, «была недостаточной по ряду объективных причин». В 2022 году было принято решение начать новую программу — долгосрочных сбережений, которая в том числе позволяет самостоятельно копить на старость. В 2023 году закон о ней подписал Владимир Путин. И Минфин по этому поводу излучает оптимизм.
У НПФ в будущем появится возможность «стать надежным провайдером по формированию дополнительного дохода граждан», считают в ведомстве. С момента создания накопительной составляющей «удалось изменить патерналистское поведение (ожидание выплат от государства — прим. Япон) граждан в сторону понимания необходимости самостоятельного формирования дополнительного дохода к будущей пенсии», считают в Минфине. Как такие заявления сопрягаются с реальностью, сказать весьма сложно.
По части финансовой устойчивости система накоплений добилась успеха, а по поводу социально приемлемого уровня пенсий — скорее нет, говорят аналитики. И новая программа сбережений, куда можно будет перевести пенсионные накопления, не станет прорывом с точки зрения доходности.
Да и все это очень небыстрое дело. Исследователи РАНХиГС отмечают, что на 20-летнем временном горизонте преимущества накопительной пенсии не смогли бы проявиться в полной мере. По их оценке, чтобы будущая пенсия обеспечивала достойную жизнь и компенсировала хотя бы 75% зарплаты, необходимо инвестировать накопления на протяжении 40 лет.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 — это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал