Мы уже давно приспособились ездить на дачу , как муж говорит, "кабаньими тропами". Надоела дорога, которая ничего кроме скорости для души не даёт. Ну да, бывает хорошо врубить музыку в салоне и подпевать Александру Иванову или Трофиму. Почему бы и нет? Именно скорость позволяет отключить мозги и впасть в юность. Но мы уже постарели. И это чувствуется даже на Москве-Риге. Оказывается так здорово после поездки по крайней левой полосе, съехать на тихую дорогу, петляющую между деревень прямо под окнами домов. И резко снизив скорость, просто ехать мимо. Так - мимо - мы всегда проезжали и вдоль большого села Спасс в Волоколамском районе, вытянувшегося вдоль дороги на Осташёво.
Надо сказать, что село Спасс - одно из самых древних мест Волоколамского края. Оно упоминается первый раз в 15 веке, когда было записано о строительстве в селе деревянной Спасо-Преображенской церкви. Село принадлежало удельному князю Борису Васильевичу Волоцкому, брату Великого князя Московского Ивана III. Борис Васильевич получил его от своей бабки, Великой княгини Софии Витовтовны.
В 1497 году, после смерти Бориса Васильевича Рузский удел получил младший сын Волоцкого князя Иван Борисович. Новый владелец села, Иван Борисович Рузский был крестным и духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого. Вскоре после смерти матери, в ноябре 1503 года, двадцатилетний Иван тяжело заболел и, невзирая на недовольство бояр, велел перевезти себя в Иосифо-Волоцкий монастырь. Перед смертью юный князь составил духовную грамоту, согласно которой Рузский удел как вымороченный поступал во владение Ивана III. Село же Спасское с деревнями Иван Борисович завещал Иосифо-Волоцкому монастырю.
https://vcbs.ru/hram-preobragheniy.html
В 1881 году в книге В.И. и Г.И. Холмлгоровых "Исторические материалы о церквях и селах XVI - XVIII столетий" можно прочитать про 17 век:
«Пречистыя Богородицы Иосифова монастыря (вотчина) село Спасское, а в нем церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а у церкви во дворе поп Давыд Афанасьев, во дворе просвирня Федосьица; пашни церковные паханыя 2 четверти, перелогом 3 четверти, лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж.»
— Писцовые книги 1625—1626 гг. Рузского уезда, Льняникова стана
В 1669 году вместо обветшавшей церкви была заново выстроена такая же новая, деревянная церковь, простоявшая до последней четверти 18 века. Ну а в начале века - до 1726 года - село стало принадлежать сподвижнику Петра Первого Александру Даниловичу Меншикову. Правда кажется мне, что сам Меншиков об этом знал только потому, что у него появилась дарственная на эти земли...
Деревня не была богатой, но крестьяне и не бедствовали. Кто-то занимался сельским хозяйством, кто-то уходил на заработки, кто-то занимался извозом, уходя в Волоколамск...
Когда уж село стало казённым, источники умалчивают. Только в 1770-х годах начинается строительство каменного храма. В литературе приводится ещё одна дата - 1791г. Если честно, я не вижу противоречий. Просто каменный храм возводили почти 20 лет, расписывали его, украшали, привозили иконы... В клировой ведомости за 1877 год церкви Преображения Господня села Спасского написано: «Построена каменная в 1770 году тщением генерала-поручика Александра Артемиевича Загряжского. Престолов 2: Преображения Господня, в приделе теплом – Святителя Николая. Причта положено по штату издавна – священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у причта деревянные, собственные, на церковной земле». ( Фамилия Загряжский не показалась знакомой? Нет? А если про сватовство А.С. Пушкина вспомнить и про усадьбу Полотняный завод, что совсем неподалёку?)
Уже в первой половине 19 века надстраивается первый придел, а в 1854 году сооружается колокольня по проекту архитектора И.С. Бородина.
В конце XIX – начале XX века настоятелем Преображенской церкви был протоиерей Петр Иванович Руссов. Его имя известно из надписей на двух находящихся в храме металлических, вызолоченных, украшенных меднолитыми дробницами с цветными эмалями хоругвях, сделанных по заказу прихожан в 1903 году. На одной из них изображен патрональный святой о. Петра Руссова – св. Петр Митрополит Московский. На оборотной стороне хоругвей резная надпись: «Сия хоругвь сооружена в память своего настоятеля и учителя духовного о. протоиерея Петра Иоанновича Руссова от прихожан Спасо-Преображенского храма 1903 года».
К этому времени относится сооружение и существующей ныне ограды храма. Надпись на воротах ограды свидетельствует: «Сия ограда сооружена на средства прихожанина сего Храма деревни Клишинской Павла Михайловича Русева при настоятеле Храма священнике Иоанне Павловиче Троицком, втором священнике Павле Александровиче Никольском и церковном старосте Иоанне Федоровиче Фролове в 1903 году». https://vcbs.ru/hram-preobragheniy.html
Чтимой святыней храма сегодня является Тихвинская икона Божией Матери.
Интересно, что почитание Тихвинской иконы Божией матери перешло в Спасский храм из храма Троицы Живоначальной села Рюховского, который помешал строительству дороги из Волоколамска и был приговорён к сносу в 1960-м году. Вот как о сносе этого храма в 1992 году писал Вадим Иванович Кедров:
«Двести лет! Такую дату, неправда ли, стоило отмечать... Два века простояла церковь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в селе Рюховское, призывая своим благолепием к святым. И якобы охраняемая «каким-то» законом, была взорвана...
Храм превратился в дорожную пыль. И кому бы помешал? Современные предания гласят, что он встал на пути черной «Чайки», хозяином которой был Сам. И через фундамент храма вскоре пролегла дорога Волоколамск – Руза.
…Рюховская церковь встала на пути черной «Чайки», словно хотела кого-то собой заслонить... В легенде, услышанной от местных прихожан, утверждается, что она принесла себя в жертву, защищая спасскую церковь. Ту, что в трех километрах от села Рюховское. И еще: едва устоялась пыль, как, вспоминают верующие, грянул дождь. Лил полные сутки. Природа оплакивала мученическую смерть божьего храма...»
Но это будет потом, в 20 веке..
Надо сказать, что деревня в 19 веке тоже развивалась. В «Списке населённых мест» за 1862 год числилось казённое село Спасс 1-го стана Рузского уезда Московской губернии на дороге из города Рузы в город Волоколамск, в 34 верстах от уездного города, при колодцах, с 48 дворами, православной церковью, ярмаркой и 310 жителями (158 мужчин, 152 женщины). Перед Первой Мировой войной в 1913 году в селе было 63 двора, церковно-приходская школа и казённая винная лавка.
Всё здесь изменила революция. Впрочем, как и везде. Был образован некий кооператив, появилась Советская власть и активные комсомольцы. Однако и школа, и церковь продолжали работать, хотя были уничтожены все колокола храма.
В 1926 году окрестности Волоколамска потрясла дикая история.
В селе Матрёнино, расположенном совсем не далеко от Волоколамска, комсомольцами был убит местный священник - отец Тимофей Субботин. Уж чем не угодил им уважаемый всеми человек, так и осталось неизвестно. Но отца Тимофея, возвращающегося с мельницы, подкараулили члены местной комсомольской ячейки, привязали его возжами к лошади... Похоронили его там же - на сельском кладбище в Матрёнино. А вот его семья, бросив всё имущество в виде лошади и коровы, уехала в Спасс. Как простые крестьяне они снова стали заниматься хозяйством, однако живность больше не заводили. Немногим позже гибели мужа, в 1927 году, матушка о.Тимофея Евдокия Ивановна Субботина была сослана в Казахстан. Что стало с их дочерью Антониной - не известно. А вот сын Николай остался в селе.
Сначала он учительствовал, потом - после Великой Отечественной войны, стал директором местной начальной школы, которая была расположена на перекрёстке дорог в середине села. Через эту школу прошли все дети села Спасс и близ расположенных деревень. Школа была разделена на две половины. В одной половине жила семья учителя с тремя детьми, а в другой - один учебный класс. Николай Тимофеевич Субботин скрывал, что он из духовной семьи всю жизнь. Не говоря уж о том, что родители его были репрессированы. Супруга его, Анастасия Михайловна, тоже была учителем. Она была местная, из Осташево. Семья была очень музыкальная и хлебосольная. Школу в 1972 году закрыли, в 1974 снесли. На месте школы построили автостоянку и магазин.
Но я опять забежала вперёд...
В 1938 году по надуманному обвинению был арестован местный священник - отец Никанор ( Морозкин), служивший в храме с 1934 года. Он был отправлен на печально известный Бутовский полигон, где и был расстрелян 1 июля того же года. Об этом говорит мемориальная доска на стене храма.
В 1941 году, как многие села и деревни западного направления, село Спасс было занято наступающей немецкой армией ( практически рядом находится разъезд Дубосеково). Храм был значительно изранен постоянными обстрелами. Немцы чувствовали себя здесь достаточно вольготно, расположив в селе артиллерийскую батарею,
которую также как и танк потом просто бросили при отступлении.
В послевоенное время село жило достаточно тихо. Да и что там могло происходить в наше колхозно-совхозное советское прошлое ...
По настоящему приводить храм в порядок стали в 1970-х годах. Стали ремонтировать само здание, подновили ограду храма.
Так как по иному уже было не сделать, вместе собрали плиты с дореволюционных захоронений священников.
Стали украшать саму территорию храма. Конечно, сегодняшние фотографии только отражают многолетнюю работу, которую проделали прихожане храма и его священники, но заходя сюда, ощущаешь странное чувство - здесь хочется остаться.
К этому приглашают небольшие лавочки...
Об этом шепчут маки на клумбе...
Попробовать воду из колодца приглашает кем-то сделанная божья коровка...
В храме спокойно и пока просторно. Гулко раздаётся любой звук. Хорошо...
При выходе поднимаю голову.
Меня строгим взглядом провожает Господь... На душе чисто и светло.
Я выхожу их храма, где меня очень приветливо встретили, под начавшийся колокольный перезвон. Там, в синем небе вместе с облаками плывут звоны, от которых замирает сердце. Звонарь еле виден в тёмном проёме колокольни. А я испытываю ни с чем не сравнимое и необъяснимое счастье...
В храм спешат люди. Мы с мужем стоим у дома священника, практически на границе храмовой территории. Проходящие мимо поздравляют с праздником, и муж удивлённо на меня глядит.
- Да Воскресенье же! - не выдерживаю я.
Уходить не хочется. Стоим, пока не окончил свою работу звонарь на колокольне. Выдыхаю и снова делаю вдох полной грудью. Так хочется сохранить необъяснимый запах цветущего сада и ладана...
Храм, кстати, постановлением Правительства Московской области № 84/9 от 15.03.2002 признан памятником архитектуры. Слава Богу!
Внизу, на небольшой площадке у храма, рядом с автостоянкой, ухоженный памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Оказывается ещё в 2019 году селу Спасс присвоено почётное звание Московской области «Населённый пункт воинской доблести».
Ну вот, надо уезжать. Бросаю ещё один взгляд назад.
Чистое голубое небо над храмом и почти неслышные звуки службы. Вот уж не думала, что и здесь можно так "утонуть в Истории".
История всё и всех расставляет по своим местам. И с этим вряд ли можно поспорить. Очевидцы выкладывают фото и делятся воспоминаниями. Материальные артефакты тоже не молчат.
6 веков жизни простого подмосковного села и более 2-х веков жизни красивого белого храма - разве нужно что-то ещё, чтобы Память не умерла?