«Слово сильней стрел и мечей», — я иногда произношу эту фразу, чтобы подчеркнуть важность слова в нашей жизни. Но в древности слова использовали не только для обмена информацией, но и в магических целях. Слово рассматривали как посредник между человеком и сверхъестественными силами. Если найти, узнать нужные слова, то с их помощью можно изменить реальность, обрести какие-то особые способности, повлиять на других людей. Я как-то хотела написать цикл статей о магии слова, но потом отвлеклась на что-то другое. Вот решила исправиться.
Магия слова или по-научному вербальная магия была необычайно популярна у наших предков-славян. Собственно, почему была и у предков? Она и сейчас популярна. Объявления разных колдунов, колдуний, ведунов и ведуний можно встретить на страницах в интернете и на столбах у автобусных остановок. Кстати, колдун — это как раз тот, кто владеет «колдами» — словами, кълдъ — это утраченное слово «звучащий», «говорящий».
Так вот, магия слова воплощается в разные вербальные формулы, которые наделяются магической силой. Это могут быть заговоры, наговоры и заклинания. Иногда встречаются и отдельные слова, обладающие, как считается, большой магической силой, типа «абракадабра». Но для русской магии они не характерны, и сегодня не о них.
Заговор
Это небольшой текст, который наделяется магической силой, способной как-то повлиять на реальность. В русской традиции существует множество таких заговоров, текст их, по крайней мере, основная магическая формула передавалась из поколения в поколение иногда в течение нескольких веков. Конечно, этот текст не оставался неизменным, в него каждая ворожея или колдун добавляли что-то своё, с распространением христианства появились обращения к христианским святым и элементы молитв. Но основа заговора оставалась древней языческой.
В этой статье будут примеры заговоров из книги Майкова Л.Н. «Великорусские заклинания», изданной в 1869 году. Известный русский филолог Л. Н. Майков собирал и записывал эти заклинания в деревнях разных губерний Российской империи. Итак, вот пример заговора, который относится к так называемым приворотам или присушкам. Его цель — воспламенить сердце девушки, влюбить ее в того, кто использует приворот.
«Встану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из дверей в ворота, в чистое поле; стану на запад хребтом, на восток лицом, позрю, посмотрю на ясное небо; со ясна неба летит огненная стрела. Той стреле помолюсь, покорюсь и спрошу ее: "Куда полетела,огненная стрела?" "Во темные леса, в зыбучия болота, в сыроё кореньё!" 0 ты, огненная стрела, воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица (имя рек), долетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарныя уста, в ясныя очи, в черныя брови, чтобы она тосковала, горевала весь день, при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на убылых днях, отныне и до века. Будьте, мои слова крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкаго копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, a замок в морской глубине».
Вот такой лихой приворот. Любой заговор состоит из трёх частей.
Зачин, в котором описывается ритуал, необходимый, чтобы заговор подействовал, а простые слова превратились в магические. В большинстве заговоров в первой части указывается, что заговаривающий, помолясь, должен выйти за пределы обыденного мира. В самом простом варианте: «пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из дверей в ворота, в чистое поле». Иногда путь бывает сложнее:
«Встану я, раб Божий (имя рек), и пойду из дверей дверьми, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, под светлый месяц, под луну Господню, к тому синему морю, синему морю Окияну. У того, у синяго моря лежитъ бел Алатрь камень; под, тем под белым Алатырем камнем лежат три доски, а под теми досками три тоски тоскучия, три рыды рыдучия…»
Кстати, иногда заговоры содержат элементы тёмной магии, колдовства, и в первой части даже говорится, отстраняясь от Христовой веры: «лягу, не помолясь, встану, не перкрестясь».
Вторая часть — формулировка желания. Переместившись из реального мира в волшебный, заговаривающий обращается к какой-то сверхъестественной силе или существу. Это может быть Заря-заряница, ветры-вихори, в приведённых примерах обращаются к трём «матушкам тоскам», или к «огненной стреле». Иногда просят помочь светлое солнышко, жаркий огонь, а то и беса, сатану или вообще непонятного Страха-Рураха. В очень редких случаях обращаются к христианскому святому или к Богородице.
Выбрав подходящую силу, следует подробно объяснить ей, что нужно. В приворотах обычно просят присушить «красну девицу» или «добра молодца», чтобы они не ели, не пили, а тосковали и сохли от любви по тому, к кому привораживают. И тут уж насколько хватает фантазии. А лечебных просят, чтобы не болело, болезнь сгинула, человек стал силен и здоров.
Третья часть — запирающая. В ней содержится формула, которая закрепляет заговор. После этого его невозможно разрушить, «переговорить»: «заключаю замком крепким, ключ в воду». Или «Будь ты, мой приворот, крепче камня, крепче железа, отныне и до века. Аминь».
Заговоры были на все случаи жизни: лечебные, свадебные, охотничьи, сельскохозяйственные, даже специальные, чтобы начальство любило.
Наговоры
Это тоже заговоры, только их текст наговаривался на какой-то «носитель», а не просто в пространство, «встав хребтом на запад». Считается, что так заговор будет эффективнее. Чаще всего наговаривали магические слова на еду: хлеб, воду, вино, встречались заговоры на медовый пряник, которым нужно было угостить девушку. Часто делали наговоры на здоровье на спряденную нить или на тканое полотно.
Но наговорённые вещи отличаются разнообразием. В так называемых отсушках или отворотах часто встречаются наговоры на след или землю, которую нужно бросить в сторону того, кого заговариваешь. Встречался мне наговор на воротник рубашки мужа, чтобы он любил, или на золу от сожжённой магической травы, и ту золу нужно было подмешать в питье. Заговаривают иглу, в которую вставляют нить, и прошивают одежду того, на кого направлен заговор.
Но самый странный, который мне встретился, это заговор на слюну. Мужчина, который хочет добиться любви девушки, должен плюнуть себе на ладонь, наговорить магические слова приворота на этот плевок, а затем невзначай хлопнуть оплёванной рукой девушку по груди против сердца. И видимо, против столь сильной магии девушка не устоит и влюбится в этого галантного кавалера.
Наговорённая вода всегда считалась очень сильным лечебным средством, если, конечно, наговор делали профессионалы. И так как магические формулы произносили шёпотом, то специалистов в вербальной магии называли шептунами или шептуньями.
Заклинания
Заклинания и заговоры иногда употребляют как синонимы, но это не совсем равнозначные понятия. Их различия заметны даже в глаголах, от которых они произошли. Заговор от слова «говорить», а заклинание от слова «кликать», то есть звать.
Заклинание — это обращение к какой-то силе или сверхъестественному существу с целью его призвать (накликать) и подчинить себе или уговорить помочь. В западноевропейской магии есть целая наука заклинания демонов, называется она гоетия или гоеция. В славянской магии чаще заклинали природные силы: ветры, огонь, облака, дождь и т. д. Но заклинания бесов тоже встречаются. Заклинание может быть частью заговора, например, как в этом привороте заклинание Огненного змея:
«Гой, еси ты, Огненный змей! He зажигай ты горы и долы, ни быстрыя реки, ни болотныя воды со ржавчиною, ни орлицу с орлятами, ни скопу со скопятами; зажги ты красну девицу (имя рек), в семьдесят семь составов, семьдесят семь жил и в единую жилу становую, во всю ея хочь; чтоб ей милилось и хотелось, брало бы ее днем при солнце, ночью при месяце…» и т. д.
Заклинания сильных сущностей, особенно выходцев из тёмного мира требовали особых знаний и мер предосторожности. Одной из них был магический круг, который чертился тоже с заговором.
Вообще, славянская и русская магия — это в первую очередь магия слова. Поэтому я и обратилась к этой теме и, возможно, не в последний раз.
Примеры заклинаний из книги: Майков Л.Н. Великорусские заклинания// Записки РГО по отделению этнографии. — т. 2 — СПб., 1869.
"Магия слов - есть ли она на самом деле"
"Что такое "абракадабра" - бессмыслица или заклинание"