Решение ввести накопительную пенсию в 2002 году было оправданным и могло существенно улучшить благосостояние будущих пенсионеров. Но последствия реформы оказались скорее неудовлетворительными, следует из статьи ученых РАНХиГС Александра Абрамова и Марии Черновой, с которой ознакомился РБК.
Что не так с реформой
Власти слишком часто меняли параметры системы пенсионных накоплений, что снизило ее эффективность и доверие к ней населения, говорится в статье. К основным корректировкам, негативно повлиявшим на ход реформы, авторы отнесли:
- принятое в 2005 году решение вывести из системы обязательных пенсионных накоплений (ОПН) мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения;
- перенос сроков выбора доверительного управляющего накоплениями и непрозрачность НПФ (все это затруднило информированный выбор гражданами частных управляющих компаний и НПФ);
- предоставленная в 2012 году возможность отказаться от накопительной пенсии;
- заморозка пенсионных накоплений с 2014 года.
При этом НПФ недостаточно эффективно инвестировали средства, полагают авторы статьи. В качестве одного из аргументов эксперты указали, что средняя валовая доходность портфелей НПФ в 2005–2020 годах лишь незначительно переиграла инфляцию, а по критерию чистой доходности фонды существенно уступили и инфляции, и частным управляющим компаниям (ЧУК).
«При среднегодовой инфляции 7,8% (за период 2005–2020 годов, по которому имеются данные по НПФ) портфели ЧУК имели доходность 8,2%, НПФ — 8%, а расширенный портфель ВЭБ — 7,3%. По чистой доходности НПФ проигрывают ЧУК и инфляции значительно больше (6,3 против 6,9 и 7,8%, соответственно)», — говорится в статье.
Ученые выделили несколько проблем НПФ, которые не позволили им добиться высокой доходности накоплений:
- деятельность по активному управлению портфелями НПФ в среднем уменьшала доходность инвестирования пенсионных накоплений на 2,26% в год, а максимальные потери достигали 7,18% годовых;
- вводимые государством на разных этапах ограничения по составу и структуре портфелей пенсионных накоплений существенно сужали возможности диверсификации и ограничивали возможности НПФ по получению дополнительной доходности.
Что сказали в Минфине и ЦБ
В Минфине, комментируя выводы ученых, заявили, что реформа накоплений помогла изменить подход граждан к формированию пенсионного дохода: россияне стали рассчитывать не на государство, а на себя.
«С момента создания накопительной составляющей удалось изменить патерналистическое поведение граждан (когда гражданин считает, что его пенсионный доход должно формировать государство) к пониманию необходимости самостоятельного формирования дополнительного дохода к будущей пенсии», — сказали в ведомстве.
При этом реформа совпала с периодом сложных экономических условий, что негативно сказалось на доходности инвестирования накоплений негосударственными пенсионными фондами, признали в министерстве.
Там отметили, что введенный ЦБ рискориентированный надзор, а также изменения регулирования деятельности НПФ позволят им в будущем стать «надежным провайдером» по формированию дополнительного дохода граждан.
В Банке России напомнили, что с 2024 года заработает новая программа долгосрочных сбережений, в которую можно будет перевести замороженные пенсионные накопления. В ее рамках регулятор может упразднить или ослабить часть требований к портфелям НПФ, отметили в ЦБ.
Однако новая программа не станет прорывом с точки зрения доходности, считает гендиректор ООО «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. «Мне кажется, инвестиционные стратегии останутся консервативными, а результат — в лучшем случае на уровне инфляции», — высказался эксперт.