ДаШкевич: БумбараШ, Шерлок, Шариков...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Большой мастер умеет создать - точнее, извлечь и подать шедевр так, что вещь уже ощущается СВОЕЙ. Как будто народной или классической.

Тем более, большинство зрителей / слушателей / читателей мало интересуется вопросами авторства. Лишь бы заходило. Я и сам был таким же, пока не начал превращаться в автора и исследователя. А так - какая разница, кто создал "Ивана Васильевича", "Иронию судьбы" или "Мимино"? Главное, что любимое.

Поэтому я долго путался. Думал, например, что "Итальянцев в России" снял Гайдай. А "Жестокий романс" - это фильм Михалкова, и там звучат песни из 19 века.

Точно так же я думал, что в НАШЕМ "Шерлоке Холмсе" (а в советском детстве других не было, это я про кино) звучит настоящая английская музыка. И что "Ходят кони" - народная песня. И "Суровые годы уходят" - это произведение времён революции.

Ан нет. И "английская", и "народная", и "революционная" музыки написаны одним и тем же человеком - Владимиром Сергеевичем Дашкевичем.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Начну с "Бумбараша". Здесь уместно говорить о том, именно музыка и песни вытащили фильм. Уж точно не сценарий и даже не актёрская игра, несмотря на участие Золотухина, Васильевой, Перфилова, Дурова и др. Фильм помнят в основном из-за "Наплевать, наплевать", "Ходят кони", "Журавль по небу летит", "Ничего, ничего".

Юлий Ким рассказывал в своих воспоминаниях, что очень не хотел ничего для "Бумбараша" писать, сценарий его не впечатлил. Дашкевич долго уговаривал поэта, и тот поставил условие: если сможет выиграть несколько партий в шахматы у приятеля Юлия Черсановича, какого-то прямо крутого шахматиста. Если хоть один проигрыш - всё.

Дашкевич выиграл все партии, и в результате в "Бумбараше" запели то, что нам всем известно. Причём, одна из самых-самых - "Ходят кони" - родилась прямо на съёмках.

А ещё Дашкевич развеял мои убеждения в том, что невозможно писать песни на стихи Маяковского. Он смог. И Елена Камбурова прекрасно исполнила.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вообще музыка Дашкевича в кино выполняет разные задачи - в рамках режиссёрского замысла, но при этом играя самостоятельную роль. Она то усиливает драматизм сюжета (как в "Собачьем сердце", "Воре", "Плюмбуме"), то оттеняет его (как в "Ворошиловском стрелке").

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
По поводу "Собачьего сердца" скажу ещё об одной важной роли музыки Дашкевича. Бытует мнение, что фильм, конечно, классный - но всё-таки немножко с антисоветским уклоном. Немножко есть, это так. И две песни - "Чу-чу-чу" и "Суровые годы уходят" преподнесены в несколько пародийном ключе. Однако главная тема фильма - драматична, тут даже намёков нет на пародию. И написана в духе классических произведений. Исподволь, подсознательно показывая нам то, что сюжет произведения - он, в общем-то, вне времени. На все времена...
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Или же его музыкальные темы открывают нам двери, приглашают прикоснуться к чему-то таинственному, увлекательному, безусловно заслуживающему внимания. Таковы вступления к "Шерлоку Холмсу" и "В гостях у сказки".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
"Зимнюю вишню" я не смотрел, поэтому здесь пропущу.

Нужно действительно быть большим мастером, чтобы создать такие разные миры. Нужно быть Владимиром Дашкевичем...

Друзья, буду благодарен за развитие темы в комментариях - а также за лайки и подписки на канал. До встречи!