Большой мастер умеет создать - точнее, извлечь и подать шедевр так, что вещь уже ощущается СВОЕЙ. Как будто народной или классической.
Тем более, большинство зрителей / слушателей / читателей мало интересуется вопросами авторства. Лишь бы заходило. Я и сам был таким же, пока не начал превращаться в автора и исследователя. А так - какая разница, кто создал "Ивана Васильевича", "Иронию судьбы" или "Мимино"? Главное, что любимое.
Поэтому я долго путался. Думал, например, что "Итальянцев в России" снял Гайдай. А "Жестокий романс" - это фильм Михалкова, и там звучат песни из 19 века.
Точно так же я думал, что в НАШЕМ "Шерлоке Холмсе" (а в советском детстве других не было, это я про кино) звучит настоящая английская музыка. И что "Ходят кони" - народная песня. И "Суровые годы уходят" - это произведение времён революции.
Ан нет. И "английская", и "народная", и "революционная" музыки написаны одним и тем же человеком - Владимиром Сергеевичем Дашкевичем.
Начну с "Бумбараша". Здесь уместно говорить о том, именно музыка и песни вытащили фильм. Уж точно не сценарий и даже не актёрская игра, несмотря на участие Золотухина, Васильевой, Перфилова, Дурова и др. Фильм помнят в основном из-за "Наплевать, наплевать", "Ходят кони", "Журавль по небу летит", "Ничего, ничего".
Юлий Ким рассказывал в своих воспоминаниях, что очень не хотел ничего для "Бумбараша" писать, сценарий его не впечатлил. Дашкевич долго уговаривал поэта, и тот поставил условие: если сможет выиграть несколько партий в шахматы у приятеля Юлия Черсановича, какого-то прямо крутого шахматиста. Если хоть один проигрыш - всё.
Дашкевич выиграл все партии, и в результате в "Бумбараше" запели то, что нам всем известно. Причём, одна из самых-самых - "Ходят кони" - родилась прямо на съёмках.
А ещё Дашкевич развеял мои убеждения в том, что невозможно писать песни на стихи Маяковского. Он смог. И Елена Камбурова прекрасно исполнила.
Вообще музыка Дашкевича в кино выполняет разные задачи - в рамках режиссёрского замысла, но при этом играя самостоятельную роль. Она то усиливает драматизм сюжета (как в "Собачьем сердце", "Воре", "Плюмбуме"), то оттеняет его (как в "Ворошиловском стрелке").
По поводу "Собачьего сердца" скажу ещё об одной важной роли музыки Дашкевича. Бытует мнение, что фильм, конечно, классный - но всё-таки немножко с антисоветским уклоном. Немножко есть, это так. И две песни - "Чу-чу-чу" и "Суровые годы уходят" преподнесены в несколько пародийном ключе. Однако главная тема фильма - драматична, тут даже намёков нет на пародию. И написана в духе классических произведений. Исподволь, подсознательно показывая нам то, что сюжет произведения - он, в общем-то, вне времени. На все времена...
Или же его музыкальные темы открывают нам двери, приглашают прикоснуться к чему-то таинственному, увлекательному, безусловно заслуживающему внимания. Таковы вступления к "Шерлоку Холмсу" и "В гостях у сказки".
"Зимнюю вишню" я не смотрел, поэтому здесь пропущу.
Нужно действительно быть большим мастером, чтобы создать такие разные миры. Нужно быть Владимиром Дашкевичем...