Vietcong, разработанная чешской студией Pterodon и выпущенная в 2003 году, является замечательной игрой и одной из лучших игр о войне во Вьетнаме. В нем рассказывается история Стива Хокинса, Зеленого берета армии США, который прибывает во Вьетнам на вымышленную базу Нуи Пек. Игра фокусируется не только на рейдах в джунгли, но и на обучении местных бойцов из LLDB (южновьетнамских сил специального назначения). История следует за Хокинсом с момента его прибытия на базу до нападения на нее сил NVA.
Чем примечательна эта игра?
Во-первых, он отличается от типичного повествования о супергероях, где один человек побеждает всю вражескую армию и противостоит главному злодею. Вместо этого он изображает повседневную жизнь обычных солдат. Миссии в основном не связаны друг с другом, за исключением участия главного героя.
Во-вторых, второстепенные персонажи хорошо развиты и имеют свои собственные личности и прошлое. Брифинги перед миссиями - это не просто бумажный раздаточный материал во время загрузки экранов; они представлены в виде видеороликов, где капитан Розенфилд назначает задания, а персонажи задают вопросы и дают комментарии. Солдаты, которые сопровождают вас в вашем отряде, обладают своими уникальными способностями. Если вы заблудились или опасаетесь мин-ловушек, вы можете положиться на Ле Дуй Нюта, проводника. Если ты получишь травму, Крокер тебя подлатает. Нужна огневая поддержка? Вызови Дефора. Более того, использование огневой поддержки требует определения вашего местоположения на основе ориентиров (на более низких уровнях сложности главный герой показан красной стрелкой) и сравнения его с картой перед нанесением удара. Забастовка происходит не сразу; Дефор сначала связывается со службой поддержки, передает координаты, а затем начинается фейерверк.
В-третьих, история хорошо проработана и увлекательна. Игра начинается не со сцены "вот твой пистолет, иди убивай вьетнамцев", а с прибытия главного героя на базу на вертолете. Лагерь полон взаимодействующих солдат, и вы сможете познакомиться со всеми второстепенными персонажами, которые будут сопровождать вас в различных миссиях. Вы поселяетесь в своем собственном бункере, где можете изучать документы, читать увлекательный дневник, в котором не только рассказывается о событиях прошлой миссии, но и приводятся фрагменты повседневной жизни солдат, такие как карточные игры, отпуска, болезни, и слушаете местное радио, играющее рок-н-ролл и передающее новости с передовой. Документы в бункере стоит прочитать, поскольку в них содержатся советы по обнаружению вражеских ловушек. Вы можете посетить тир, чтобы выбрать оружие или просто пострелять по консервным банкам (подробнее о тире я расскажу ниже). Только после этого капитан берет вас не на боевое задание, а в мирную поездку к местным жителям, где медик должен сделать прививки, а вам полагается рисовое вино. Именно там вы сталкиваетесь с врагом, и хотя столкновение небольшое по масштабам, оно логично и вписывается в повествование.
В-четвертых, обучающий аспект сделан исключительно хорошо. Я никогда не сталкивался с подобным обучением ни в одной другой игре. Это неотъемлемая часть истории Хокинса. Вы прибываете в тренировочный лагерь, и сержант из "Цельнометаллической куртки" показывает вам, как нужно действовать. Его комментарии настолько блестящие, что вам захочется пройти обучение еще раз.
В-пятых, игра предлагает широкий выбор оружия для выпуска 2003 года. Более того, вы можете выбрать оружие для предстоящей миссии (за редкими исключениями), посетив тир. Там вы можете не только подобрать оружие, но и протестировать его на мишенях, чтобы понять, какое из них подходит вам лучше всего. Вы можете выбрать как американские, так и вьетнамские (в основном советские) модели. Интересно, что боеприпасы взаимозаменяемы для "исторического" оружия, если в них используются одни и те же патроны. Например, если вы соберете магазины для ППШ-41, они подойдут и для ППС-43. То же самое относится к АК и СКС-45 и другим видам оружия, если я правильно помню.
В-шестых, существует сравнительная нелинейность, или, скорее, разнообразие способов выполнения миссий. Например, если вас послали найти тайники на "Тропе Хошимина", вы можете отказаться от их поиска, и миссия все равно будет считаться выполненной. В первой миссии вы можете найти заброшенное укрытие снайпера и вернуться, или вы можете найти и уничтожить весь небольшой вьетнамский отряд. Это не влияет на сюжет, но после миссии в дневнике появятся другие записи, что, на мой взгляд, добавляет атмосферы.
В-седьмых, мародерство. Система мародерства в игре очень интересна для своего времени. Когда вы находите труп, вы нажимаете кнопку "поиск", и все, что было в карманах трупа, разбросано вокруг него. Вы должны найти и собрать все. Особый интерес представляют "трофеи", такие как письма, флаги, фотографии, медали и другие личные вещи убитых вами врагов (и не только вас). Каждая находка сопровождается комментарием главного героя (например, "письмо с веселой маркой" или "посылка, по-видимому, китайская" и так далее).
В целом, я никогда не был разочарован, играя в эту игру. Она фантастическая. Однако была одна вещь, которая мне не понравилась. Когда я играл ребенком, меня приводили в ужас миссии во вьетнамских подземных туннелях. Особенно вторая миссия в тех туннелях, где вы появляетесь ночью возле заброшенного храма. Там очень легко заблудиться, и в конечном итоге вы теряете много времени. Кроме того, мне не понравилась скрытная миссия по спасению сержанта Марва. Меня часто обнаруживали из неизвестных источников, и Марв погибал.
В игре есть несколько дополнений ("Альфа кулака", "Красный рассвет", "Пурпурная дымка"), а также продолжение - "Вьетконг 2", но они не идут ни в какое сравнение с оригиналом.