Найти в Дзене
А имеет ли смысл?

О жестокости Троцкого / «Без насильственных методов социализм не построишь»

На моём канале, возможно, переизбыток статей, в которых Троцкий представлен исключительно в положительном образе (хотя критические публикации у меня тоже имеются). Здесь ничего не поделаешь, так как на этого человека было вылито тонны лжи и клеветы, поэтому в первую очередь приходится бороться против фальсификации истории. Но, всё же главной целью моих статей о Троцком остаётся именно объективный анализ данной личности. Поэтому, дабы не уподобляться сталинистам, наградившим своего вождя ореолом святости и безгрешности, хотел бы чаще затрагивать неоднозначные моменты в биографии и взглядах Троцкого, а именно написать несколько публикаций на тему «революция не делается в белых перчатках». Начну с цитаты из статьи Троцкого от 16 февраля 1938 года, где он, в свойственной ему манере, открыто, не прячась под маской праведника, обосновывает неизбежность насильственных методов в революционной борьбе, так как цель оправдывает средства: В формуле "ложь и худшее" второй член означает, очевидно

На моём канале, возможно, переизбыток статей, в которых Троцкий представлен исключительно в положительном образе (хотя критические публикации у меня тоже имеются). Здесь ничего не поделаешь, так как на этого человека было вылито тонны лжи и клеветы, поэтому в первую очередь приходится бороться против фальсификации истории.

Но, всё же главной целью моих статей о Троцком остаётся именно объективный анализ данной личности. Поэтому, дабы не уподобляться сталинистам, наградившим своего вождя ореолом святости и безгрешности, хотел бы чаще затрагивать неоднозначные моменты в биографии и взглядах Троцкого, а именно написать несколько публикаций на тему «революция не делается в белых перчатках».

Начну с цитаты из статьи Троцкого от 16 февраля 1938 года, где он, в свойственной ему манере, открыто, не прячась под маской праведника, обосновывает неизбежность насильственных методов в революционной борьбе, так как цель оправдывает средства:

В формуле "ложь и худшее" второй член означает, очевидно: насилия, убийства и пр., ибо, при равных условиях, насилие хуже лжи, а убийство - самая крайняя форма насилия. Мы приходим, таким образом, к выводу, что ложь, насилие, убийство несовместимы со "здоровым социалистическим движением". Как быть, однако, с революцией? Гражданская война есть самый жестокий из всех видов войны. Она немыслима не только без насилия над третьими лицами, но, при современной технике, без убийства стариков, старух и детей. Нужно ли напомнить об Испании? Единственный ответ, который могут дать "друзья" республиканской Испании, будет гласить: гражданская война лучше, чем фашистское рабство. Но этот совершенно правильный ответ означает лишь, что цель (демократия или социализм) оправдывает, при известных условиях, такие средства, как насилие и убийство. О лжи нечего уж и говорить! Без неё война немыслима, как машина без смазки. Даже для того, чтоб предохранять заседание Кортесов (1 февраля 1938 г.) от фашистских бомб, правительство Барселоны несколько раз намеренно обманывало журналистов и собственное население. Могло ли оно действовать иначе? Кто принимает цель: победу над Франко, должен принять средство: гражданскую войну, с её свитой ужасов и преступлений.
Но всё же ложь и насилия "сами по себе" достойны осуждения? Конечно, как и классовое общество, которое их порождает. Общество без социальных противоречий будет, разумеется, обществом без лжи и насилий. Однако, проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, т.-е. насильственными средствами. Сама революция есть продукт классового общества и несёт на себе, по необходимости, его черты. С точки зрения "вечных истин" революция, разумеется, "анти-моральна". Но это значит лишь, что идеалистическая мораль контрреволюционна, т.-е. состоит на службе у эксплуататоров. "Но ведь гражданская война, - скажет, может быть, застигнутый врасплох философ, - это, так сказать, печальное исключение. Зато в мирное время здоровое социалистическое движение должно обходиться без насилия и лжи". Такой ответ представляет, однако, ни что иное, как жалкую уловку. Между "мирной" классовой борьбой и революцией нет непроходимой черты. Каждая стачка заключает в себе в неразвернутом виде все элементы гражданской войны. Каждая сторона стремится внушить противнику преувеличенное представление о своей решимости к борьбе и о своих материальных ресурсах. Через свою печать, агентов и шпионов капиталисты стремятся запугать и деморализовать стачечников. Со своей стороны, рабочие пикеты, где не помогает убеждение, вынуждены прибегать к силе. Таким образом, "ложь и худшее" являются неотъемлемой частью классовой борьбы уже в самой элементарной её форме. Остаётся прибавить, что самые понятия правды и лжи родились из социальных противоречий.
(Л. Троцкий «Их мораль и наша», 16 февраля 1938 г.)

Ещё раз выделяю главную мысль:

Общество без социальных противоречий будет, разумеется, обществом без лжи и насилий. Однако, проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, т.-е. насильственными средствами.

Троцкий считал борьбу классов главной пружиной эволюции общественных форм, а такая борьба не может быть мирной и бескровной.

Продолжение следует...