Отобранные у чиновников квартиры и дома теперь будут продаваться с торгов. Госдума приняла закон, который устанавливает порядок этой процедуры. Разбираемся, много ли можно выручить, продавая награбленное.
Власти определили, что делать с имуществом госслужащих, купленным на нетрудовые доходы. Новый закон, принятый Госдумой, прописывает порядок изъятия и продажи недвижимости с торгов. Речь идет об объектах, цена которых не соответствует зарплате чиновников, либо если служащие не могут предоставить доказательств законности приобретения такого дорого имущества.
На этапе обсуждения законопроекта, предлагалось передавать такое жилье очередникам. Но когда речь идет об особняках или элитных квартирах, такой подарок сироте или малоимущей семье может только навредить. Содержать такое жилье дорого, значит будут продавать, а тут возникает широкий простор для манипуляций и мошенничества. Поэтому решили, что все нетрудовое имущество будет просто продаваться.
«В законе определен критерий отнесения такого жилья к категории, подлежащей возмездному отчуждению: жилые помещения, рыночная стоимость которых превышает в два и более раз сумму, определенную исходя из общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилья в соответствующем субъекте РФ, — объяснили в Госдуме. — В случае выявления несоответствия расходов лица, замещающего госдолжность субъекта РФ, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ в том числе земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, в отношении которых не предоставлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Средства, полученные от обращения в доход РФ такого имущества, а также деньги от его реализации зачисляются в бюджет фонда пенсионного и социального страхования РФ по нормативу 100%».
При этом по данным Росимущества, ожидают реализации 140 объектов, конфискованных в собственность РФ. Не густо, с учетом того, что количество преступлений коррупционной направленности исчисляется десятками тысяч. Даже если отбросить бытовую коррупцию с мелкими взятками автоинспекторам или врачам, казнокрадов, у которых есть, что взять, гораздо больше.
Адвокат Константин Добиков считает, что явление не будет массовым.
«Это капля в море. Госудраство просто пытается это куда-то пристроить эти объекты, чтобы не болтались балластом. Решили, что деньги с реализации конфискованных объектов пополнят бюджет ПФ РФ, — рассуждает он. — Эти правовые нормы, изменения в федеральный закон о приватизации установили порядок, грубо говоря, на чей баланс поступят эти средства. С самой коррупцией они не призваны бороться. Контроль за расходами госслужащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, осуществляется на основании Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“, а новый закон, о котором идет речь позволит оценить и реализовавать с торгов дорогую недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, только и всего».
Громкие дела
Тем, не менее, суммы изъятого незаконного имущества могут впечатлить. Генпрокурор Игорь Краснов приводил такие данные, В 2020–2022 годах у чиновников изъяли не подтвержденное легальными доходами имущество почти на 200 млрд рублей.
Один из самых ярких кейсов — дворец бывшего начальника ГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова. У него изъяли имущество на 180 млн рублей: огромный особняк с золотыми унитазами. Другой характерный пример — бывшего помощника главы Россельхознадзора Дмитрия Натарова отобрали недвижимость и ценности на 400 млн рублей, в том числе двухэтажная квартира, люксовые авто и антикварные сабли XIX века.
В Башкирии суд изъял у бывшего замминистра ЖКХ республики Ильдуса Мамаева две квартиры в Уфе и два участка в Крыму. Прокуратура заметила, что при официальной зарплате 208 тысяч рублей в месяц Мамаев наменял валюты на 113 млн рублей.
В Московской области Росимущество выставляло на аукцион часы на общую сумму 47 млн рублей. Vacheron Constantin, Frank Muller и Graham были конфискованы у неназванного коррупционера.
При этом, иногда, вокруг изъятых активов происходит странное. А именно, они дешевеют на глазах. Например иномарки, изъятые у экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, который получил 13 лет за коррупцию, продавались со значительным дисконтом. Например, Bentley Continental GT изначально оценили в 13,3 млн рублей, но продали за 5,96 млн. А Mercedes-Benz S63 AMG при оценочной цене в 11 млн продали за 4,9 млн.
То же самое происходило с имуществом вице-губернатора Владимирской области Дмитрия Хвостова. У его семьи и знакомых изъяли недвижимость, авто и драгоценности на 91 млн рублей. Среди прочего его Lexus GS350 в ходе судебного процесса оценивался в 1 779 000 рублей, что уже далеко от реальной цены такой машины на ходу. На торги ее выставили уже за 784 400 рублей.
Больше ловят или больше воруют? Почему растет число коррупционных дел
Читайте также:
Президент Киргизии заявил, что родственные связи не защитят от наказания за коррупцию
Замминистра цифрового развития Паршин задержан по подозрению в коррупции
Суд отпустил на СВО обвиненного в коррупции главу Союза десантников
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-08-02/otobrat-i-podelit-v-gd-reshili-chto-delat-s-konfiskovannym-u-korruptsionerov-415258