Motörhead — We Play Rock ’N’ Roll: Live At Montreux Jazz Festival ’07
Несравненное трио нагоняет шторм на Женевском озере.
«Мы — Motorhead, и мы играем рок-н-ролл!» — кричит Лемми, запуская головокружительную Snaggletooth. — «Но вот вам немного джаза». Честно говоря, надо признать преступлением против человечества тот факт, что эти записи пролежали на Мотоскладе 16 лет. Треки записаны во время тура в поддержку альбома Kiss Of Death и застали трио в возмутительно прекрасной форме, прямо посреди их горячей полосы середины нулевых. Новые для того времени песни Sword Of Glory и откровенно демоническая Be My Baby органично соседствуют со столпами репертуара Killed By Death и Overkill. Второй классический состав группы никогда не звучал более жизненно и бодро. В мире, где люди не знают о существовании No Sleep ‘Til Hammersmith, этот диск легко может стать лучшим концертным альбомом Motorhead.
▪▪▪▪▪▪▪▪▪▫
Крис Лорд
Duane Betts — Wild & Precious Life
После записей в составе Dawes и Allman Betts Band настал черед сольного альбома.
Дуэйн Беттс сказал, что альбому Wild & Precious Life он хотел придать «атмосферу олдскульной Флориды». Для этого один из сыновей Allman Brothers укрылся в студии группы Tedeschi Trucks Band, чтобы записать пластинку, которая действительно стала бы полной суммой всех ее важнейших составляющих. Открывающий трек Evergreen — типичный духоподъемный американский рок в духе New York, New York Райана Адамса, хотя его сдвоенные гитары надолго не задерживаются, и на их месте неожиданно появляется труба. Остальная часть альбома более твердо следует семейным традициям Оллманов, включая прекрасную ритмичную Colors Fade и суетливую Staring At The Sun, в которой есть типичный шелковисто гладкий слайд от Дерека Тракса. Under The Bali Moon прыгает сразу между несколькими джазовыми размерами, при этом избегая клише, а «на посошок» в виде Circles In The Stars попросту великолепен.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Фрейзер Льюри
Cavalera — Bestial Devastation / Morbid Visions
Пацаны из Бразилии возвращаются к своим корням.
Учитывая какое масштабное влияние оказала Sepultura на современный метал, легко позабыть, насколько обрывочными и неполноценными были ранние записи группы. Пусть это обстоятельство на протяжении прошедших десятилетий делало их несомненно привлекательными в глазах коллекционеров, решение братьев Кавалера перезаписать свои дебютные релизы — EP Bestial Devastation и альбом Morbid Visions —добавило этим творениям совершенно новое измерение. Получившийся результат по-прежнему шероховат по звучанию и грозит случайному слушателю апоплексическим ударом, но теперь музыка несет в себе чувство сосредоточенности и мастерства, подобающего статусу старейшин жанра, коими братья Кавалера в 2023 году, безусловно, являются. Барабанщик Игорь на треках Troops Of Doom, Crucifixion и совершенно сумасшедшем Antichrist до такой степени лезет из кожи вон, что можно подумать, будто он открыл эликсир молодости. В то время как в каждом разговоре с этой парочкой в последнее время неизменно возникает тема воссоединения Sepultura, новый релиз дает основания предположить, что они и сейчас более чем способны донести до поклонников прежнюю магию.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Рич Хобсон
Nils Lofgren — Mountains
Эмоционально заряженное возвращение легендарного гитариста.
Нильс Лофгрен уже давно занимает особое место в рок-музыке, и его долгая работа гитаристом в группе E Street Band Брюса Спрингстина уравновешивает 50-летнюю звездную карьеру сочинителя песен. Альбом Mountains он записывал дома в Скоттсдейле, штат Аризона, при участии множества известных друзей, включая Нила Янга, Дэвида Кросби и Ринго Старра. На пластинке 71-летний Лофгрен обрушивается с жесткой критикой на мир, в котором прогрессивные ценности 60-х пали под натиском персональных интересов людей эпохи Трампа, но делает он это в типичной для себя мелодичной манере. «Жизнь, права, справедливость и свобода для всех» // ‘Life, liberty, justice and freedom for all’, — вздыхает он в веселой песенке We Better Find It, а ядовитые тексты Dream Killer подслащены бодрой аранжировкой, будто сверкающей солнечными зайчиками. Won’t Cry No More (For Charlie Watts) — дань уважения ушедшему от нас барабанщику «роллингов», которая лукаво перемигивается с классической Keith Don’t Go с сольного дебюта Лофгрена 1975 года.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Пол Муди
Blur — The Ballad Of Darren
Утонченное возвращение переживших брит-поп легенд из Колчестера.
Возможно, дело лишь в том, что постоянно вращающийся флюгер творческих порывов Дэймона Албарна в этом году указал на Blur, а не на какой-то другой из полудюжины его действующих проектов. Возможно, последняя написанная им партия песен звучала как демо-записи его старой группы. Какой бы ни была причина долгожданного воссоединения Blur, коллеги Албарна по оригинальному составу группы (плюс продюсер Джеймс Форд), несомненно, извлекли из него максимум пользы. Получившийся материал звучит как предыдущая работа группы The Magic Whip 2015 года, к которой на правах приглашенной звезды присоединились Gorillaz. Однако на этом альбоме (названном в честь телохранителя, долгие годы работавшего у Албарна) временами тоскующую, временами просто мрачную тональность сольных альбомов Албарна тонко дополняют величавые мелодии Blur и легкие отзвуки пост-брейк-данс-поптимизма.
Наиболее интересные моменты возникают, когда оттенки Боуи растворяются в гранжевом пыхтении St Charles Square и электронной элегантности Goodbye Albert, а на протяжении всего альбома слушателя не отпускает ощущение исходящего от него недетского веселья. Barbaric здесь играет роль горилловской On Melancholy Hill, прокладывая путь по невесомым риффам Грэма Коксона и блестящим струнным. The Narcissist объединяет в себе все прелести Blur от Coffee & TV до Badhead и Beetlebum; а The Heights завершает и резюмирует пластинку своими томными воспоминаниями о звуковой и эмоциональной силе группы. После такой работы Blur определенно есть, куда развиваться.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Марк Бьюмонт
Voivod — Morgöth Tales
Приятное, хотя и не обязательное для прослушивания празднование 40-летия прог-трэш-гипернавтов.
За 40 лет, прошедших с тех пор, как Voivod возникли из холодных глубин космоса (или, если быть более точными, из городка Жонкьер в канадской провинции Квебек), они неожиданно превратились из рычащих трэш-панков в старейшин прог-метала. Вряд ли кто способен отказаться от возможности отпраздновать свой рубиновый юбилей, хотя для этого есть и более интересные способы, чем взять и перезаписать кучу старых песен. На Morgöth Tales попали новые версии композиций с их первых девяти альбомов (за исключением дебютного диска 1984 года War And Pain). Звучат они хорошо, насколько это возможно, но ни один из этих новоделов не отражает присущую оригиналам манию поиска неизведанного. Воссоединение с вокалистом конца 90-х Эриком Форрестом на Rise 1997 года и приглашение бывшего басиста Metallica Джейсона Ньюстеда для записи Rebel Robot 2003 года — приятные штрихи к портрету группы. Новый трек Morgöth Tales — гипнотический указатель направления, куда Voivod может пойти дальше, и им даже удается заставить Home группы Public Image Limited звучать как одну из собственных песен Voivod. Но такое обращение со своим прошлым — вполне предсказуемое решение со стороны группы, которая всегда позиционировала себя как «кто угодно, кроме».
▪▪▪▪▪▪▫▫▫▫
Дэйв Эверли
Girlschool — WTFortyfive?
Девчонкам всё до звезды.
Надо отметить: название для альбома они выбрали очень хитромудрое. Мы ценим, что Girlschool празднуют знаменательную годовщину со дня своего образования в 1978 году (хотя пуристы могут указать на то, что как Painted Lady они начинали играть тремя годами ранее), но, конечно же, для своего первого за десять лет полноформатного альбома Girlschool могли бы придумать название получше. Stars On 45, например? Или, может быть, позаимствовать название песни Status Quo Forty Five Hundred Times (Not By A Long Shot)?
Тем не менее, просуществовать с таким названием столь долго да еще и сохранив двух участниц первоначального состава Ким МакОлифф и Дениз Дюфорт — это настоящее достижение, которое с каждым годом поражает воображение все сильнее. Только представьте себе сколько раз за это время нашим «школьницам» пришлось сдавать выпускные экзамены и оставаться на второй год! Без пары лет, проведенных в тюрьме для малолетних преступниц, здесь явно не обошлось.
К счастью, WTF? не страдает вялостью и апатией, которые обычно присущи WFH [working from home — удаленная работа — прим. переводчика]. Но, TBH [to be honest — если быть честным — прим. переводчика], несмотря на то, что здесь есть много моментов великолепия кричащих навзрыд классических Girlschool, местами альбом откровенно проваливается.
Показательный пример: неуклюжий Invisible Killer — явный пережиток эпохи ковида, когда все что мы могли потребовать от Girlschool, — это скрасить похмелье после выпитого накануне литра джина, который закусили горстью крекера со вкусом креветки. И нужна ли вообще кому-то песня, в название которой вынесено утверждение It Is What It Is, ставшее наверняка самой надоедливой мантрой последнего времени?
Но плюсы все равно значительно перевешивают минусы, и лучшие песни здесь — это те, которые берут вдохновение в эпохе расцвета группы, когда девушки были затянуты в кожаные куртки от Lewis Leathers и буквально купались в пиве. Заметим, что в те годы Girlschool высоко котировались у английских футбольных фанатов, а эти парни женщин вообще-то в свои ряды пускали очень неохотно. Но надо признать, что на фоне современной толерантной ерунды тексты вроде «С тобой я чувствую себя как кошка, которой дали пожрать / Мне очень нравится, когда ты заставляешь меня кричать» // ‘You make me feel like the cat’s got the cream / I really love it when you make me scream’ (из шумной композиции Are You Ready? с нового альбома) моментально продлевают пропуск даже в самую закрытую мужскую компанию.
И все-таки особо стоит выделить предпоследнюю композицию на диске, за которой следует до смешного буйный кавер на моторхэдовскую Born To Raise Hell. Это простой до невозможности стомпер Party, трогательно отсылающий к ранним Girlschool, наполненный моментами из серии «не-моргай-а-то-пропустишь» и содержащий длиннющий список названий, которые служат «опознавательными маячками» той самой эпохи: Wig-Wam Bam, Take It All Away, Yeah Right, Once You Been Gone, Ride A White Swan, Demolition Boys, Blitzkrieg Bop… список можно продолжить. Girlschool, к счастью, тоже не собираются останавливаться.
▪▪▪▪▪▪▪▫▫▫
Джефф Бартон
Sevendust — Truth Killer
Ветераны из Джорджии продолжают возрождать Средневековье.
В свое время жанр творчества этой пятерки из Атланты описывали как все сразу — от гранжа до эмо и прогрессивного металла, но своему девизу они остаются верны даже на этом, четырнадцатом по счету альбоме, и суть его в том, чтобы быть абсолютно независимыми от жанра. Это означает, что они могут начать альбом с мощных медленных мелодий привязчивой баллады I Might Let The Devil Win, которая перерастает в гневно умолящий гимн в духе самых эмоциональных моментов Soundgarden, затем прибавить метала в No Revolution, где выколачивающие из слушателя дух риффы и шреддинг на сдвоенных гитарах делают свое грязное дело, а потом на высокооктановой жужжалке Fence умело призвать демонов металкора. При этом их склонность к выигрышным мелодичным хукам помогает заглавному треку и Superficial Drug звучать как кричалки, готовые совсем скоро зажечь стадион рядом с вами.
▪▪▪▪▪▪▪▫▫▫
Джонни Шарп
Joni Mitchell — Joni Mitchell At Newport
Звездный праздник одной из величайших исполнительниц и композиторов.
Исцеляющая сила музыки научно доказана, и когда в 2015 году Джони Митчелл выздоравливала после аневризмы головного мозга, неоценимую услугу ей оказали Джони Джем Сессии, которые она проводила в домашней студии. В 2022 году фолк-легенда порадовала публику выступлением в Ньюпорте, где до этого она в последний раз появлялась в 1969 году. Митчелл вышла на сцену со звездным составом друзей и почитателей ее таланта, чтобы исполнением некоторых из ее самых любимых песен создать у присутствующих ощущение праздничного вихря. Ведущая вечера Брэнди Карлайл выуживает из Митчелл милые сердцу истории, а Маркус Мамфорд, Люциус и Тэйлор Голдсмит отвечают за музыкальную составляющую. Но настоящие моменты откровения случаются, когда центральное место занимает сама Митчелл. Этот великолепный голос не затуманился с годами и мурашки по-прежнему бегут по коже, когда слышишь радостную коду в конце Big Yellow Taxi или душераздирающей красоты Both Sides Now, песни настолько близкой к совершенству, насколько это возможно. Однако, прежде всего, это торжество уникального таланта, альбом, наполненный абсолютной любовью и восхищением, который волнует и вдохновляет до невозможности.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Эмма Джонстон
Mammoth WVH — Mammoth II
Вольфганг достигает совершеннолетия на втором сольнике, который превзошел дебют по всем статьям.
Многие были приятно поражены сольным дебютом Mammoth WVH 2021 года, и Вольфганг Ван Хален готов повторить этот трюк снова. Во время записи в студии своего покойного отца 5150 его опять сопровождала только техническая команда во главе с другом Майклом «Элвисом» Баскеттом в качестве продюсера, с которым он впервые записывался еще в 2014 году во время работы над вторым альбомом группы Tremonti.
Только представьте, как сложно делать все в одиночку, не имея за спиной никого, кто мог бы придумать за тебя отличный рифф или умный текст, подыграть на клавишных и барабанах, или спасти неудачную композицию какой-нибудь необычной задумчивой басовой партией. Представьте, какое мастерство потребовалось, чтобы выстраивать эту запись слой за слоем. Даже такие музыкальные эрудиты-одиночки, как Майк Олдфилд, Пит Тауншенд и Тодд Рандгрен время от времени обращались за помощью.
Дэйв Грол на первом альбоме Foo Fighters в этом смысле был исключением, и его непосредственное влияние хорошо слышно на новой пластинке Ван Халена-младшего. Еще какая-то часть из десяти представленных здесь треков звучит как Alter Bridge. Все это одновременно очень похоже на дебютный диск Mammoth WVH, но второй альбом двигается гораздо дальше. «Открывашка» Right? использует рифф, который непонятно почему не пришел в голову Джимми Пейджу во время записи Presence. Like A Pastime скачет между ликующим несложным риффом и калейдоскопом барабанных дробей. Another Celebration At The End Of The World — это чистокровный рок, которым обычно начинают вечеринку, а Miles Above Me — это сверхэнергетичный пауэр-поп… И все это только первые четыре трека пластинки.
Музыка, которой Вольфганг поразил нас в первый раз, сейчас превратилась в нечто не только высокотехнологичное, но и более мелодичное. Даже темные басовые тональности и необычный тактовый размер композиции Optimist ласкают слух. Erase Me грохочет, как поезд, но в движение его приводит поп-двигатель. Нежные и даже интимные тона Waiting были бы более уместны в конце диска, но песня способна стать хитом в руках любого, кто достаточно умен, чтобы сделать ее кавер-версию.
Помня о знаменитой фамилии Вольфганга, трудно не отметить потрясающее гитарное соло на Take A Bow, но в остальном это просто хорошо сделанная элегантная вещь. Зато вступительный хук I’m Alright зажжет любой стадион, и эта песня не похожа ни на что из когда-либо записанного ЭВХ.
В сухом остатке: Mammoth II лучше, чем дебют Вольфганга, потому что в нем больше разнообразия, да и композиторские качества автора здесь выше. Примерно в возрасте Вольфганга (32 года) его отец уже наслаждался звездным часом Van Halen эпохи Сэмми Хагара, а рокеры первого поколения, такие как Джаггер и Плант, были на пике своей карьеры, пришедшегося на середину 1970-х. Судя по этому альбому, лучшие годы Вольфганга, скорее всего, еще впереди.
▪▪▪▪▪▪▪▪▫▫
Нил Джефрис
Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 317 (август 2023)