Луиса Сашара, автора классической повести для подростков «Ямы», не надо долго представлять. Но сегодня мы хотим напомнить о другом его произведении, быть может, не таком популярном, но не менее важном. «Мальчик, который потерял свое лицо» — повесть о принятии себя как личности, о школьном буллинге, о друзьях настоящих и друзьях-предателях.
Дэвид — обыкновенный пятиклассник, у него прекрасная семья (понимающие родители, обожающий его младший брат) и замечательный друг, с которым они вместе со второго класса. Но в один миг все меняется: Скотт неожиданно примыкает к клану популярных в школе мальчишек, и Дэвид становится лишним.
Извини, что не подождал тебя утром, — сказал Скотт. — Это не потому, что ты мне не нравишься. В смысле, ты всё еще мой друг, но, понимаешь, это может подпортить мою репутацию. Я должен думать и о себе тоже. Ты же понимаешь, да?
Пытаясь спасти дружбу со Скоттом, Дэвид тоже примыкает к компании Роджера, но невозможно находиться в «стае» подростков и не следовать их идеалам. Дэвид пытается, но довольно быстро понимает, что так он теряет лучшее, что есть в его душе — честность, сострадание к слабым, чувство ответственности за свои поступки.
Когда ты не можешь за себя постоять, японцы говорят, что ты потерял лицо. Как сейчас, когда эти ребята шли нам навстречу. У нас было столько же прав остаться на тротуаре, сколько у них. Ты сошел с дорожки, значит, потерял лицо.
Так объясняет происходящее новый приятель Дэвида, Ларри. Но это же не только об одном конкретном случае, это в принципе о том, что нельзя изменять себе и своим принципам. Думаете, только Дэвид поступает так? Отнюдь, Ларри, чтобы казаться «крутым», врет всем, что побывал во всех странах мира и владеет черным поясом тэхквандо, и даже смелая, решительная, независимая Мо признается однажды:
Мне всё равно, что Лесли и Джинджер — две самые недалекие девочки в школе. Я бы поменялась с ними местами вот так, — она щелкнула пальцами, — если бы это помогло мне стать такой же красивой, как они.
Для мальчиков — нахрапистость, наглость и физическая сила. Для девочек — длинные белокурые волосы, стройная фигура и милое лицо. Неужели только это является пропуском в мир беззаботного тинейджерства? А если ты не такой — где взять силы противостоять БОЛЬШИНСТВУ?
«У меня нет лица», — подумал Дэвид. Если бы у меня было лицо, я бы не позволил Роджеру и его друзьям цепляться ко мне. Я бы никогда не стал смеяться над их тупыми шутками. Я бы никогда не пошел с ними воровать трость миссис Бэйфилд. Я бы встал на ее сторону, потребовал бы оставить ее в покое. Я бы попросил у нее прощения вместо того, чтобы показывать средний палец. Палец у меня есть, а лица нет».
Не будем полностью пересказывать сюжет книги, тем более, там есть еще прекрасная и загадочная история о проклятии, которое обиженная старушка наложила на Дэвида. Скажем лишь, что по законам жанра для Дэвида и его друзей все закончилось хорошо.
Мы рекомендуем эту книгу для чтения в каждой семье, где есть подросток лет 9-11. В идеале — читать вместе. Думать вместе. Рассуждать вместе. Потому что, увы, за прошедшие с момента написания повести года школьный мир не стал добрее. И мы держимся за любую возможность рассказать своему ребенку том, что отстаивание своих личных границ есть законное право каждого человека.