26,8K подписчиков

"Мы обожаем хаос, потому что любим создавать порядок" (Мауриц Корнелис Эшер)

431 прочитал
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Метаморфозы I", 1937.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Метаморфозы I", 1937.

Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) - тот самый, кто страсть как любил лестницы, мавританскую архитектуру Альгамбры (с ее затейливым, ажурным геометрическим орнаментом; Гранада, Испания, которую художник посещал дважды - в 1922 и 1936 годах), математику, платоновы твердые тела, Пармиджанино, Пиранези, сложносочиненную симметрию и хитросплетенные, вывернутые наизнанку, неевклидовые пространства, потому что его параллельные прямые спокойно могут пересекаться. 

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Лестничный дом", 1951.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Лестничный дом", 1951.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Рептилии", 1943.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Рептилии", 1943.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Картинная галерея", 1956.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Картинная галерея", 1956.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Заполненная плоскость", 1957.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Заполненная плоскость", 1957.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Вавилонская башня", 1928.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Вавилонская башня", 1928.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Заполненная плоскость I", 1951.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Заполненная плоскость I", 1951.

Эшер в совершенстве владел различными видами перспектив и их искривлений... ибо, кажется, только в его художественном миру возможны бесконечный спуск и бесконечный подъем - строгий, выверенный до скрипа зубов марш лестничных проемов. Аккурат за которыми обитают те самые Фантастические Твари из чемоданчика Ньюта Саламандера.

Он родился в 1898 году Леувардене (пятый и самый младший сын) в семье инженера Джорджа Арнольда Эшера... которые жили во дворце Принсессехоф (Princesshof; ныне музей керамики), в 18 веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской, матери и регентше Вильгельма VI, принца Оранского (князя Нассау-Дица, барона Бреды, штатгальтера, т.е наместника Фрисландии и Гронингена). Спасибо маменьке Саре Адриане Глейхман-Эшер - дочери министра.

▪️Мауриц Корнелис Эшер.
▪️Мауриц Корнелис Эшер.

Через 5 лет семья перебралась в Арнем и зажила жизнью обычных мирян. Собственно именно в Арнеме Эшер проведет большую часть своей юности, провалит выпускной школьный экзамен (4 штуки), не получит аттестата зрелости, поступит (и окончит!) Школу архитектуры и декоративного искусства в Харлеме, класс графики.

Ибо волновали его исключительно гравюры (за всю свою жизнь он создал 448 литографий, ксилографий и гравюр на дереве, более 2000 рисунков и эскизов, и не написал ни одной живописной картины) и математики (общался с Джорджем Полем, Роджером Пенроузом, Гарольдом Коксетером, кристаллографом Фридрихом Хаагом и совсем не поддерживал каких-либо связей с коллегами-художниками).

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Гравитация", 1952. Сначала она была напечатана в виде ч/б литографии, а затем раскрашена вручную акварелью.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Гравитация", 1952. Сначала она была напечатана в виде ч/б литографии, а затем раскрашена вручную акварелью.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Гравитация", 1952. Сначала она была напечатана в виде ч/б литографии, а затем раскрашена вручную акварелью.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Гравитация", 1952. Сначала она была напечатана в виде ч/б литографии, а затем раскрашена вручную акварелью.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "День и ночь", 1938.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "День и ночь", 1938.

Хотя нет, был один художник, с которым Эшер поддерживал дружеские отношения - Самуэль де Мескита, его харлемский преподаватель. Связь их длилась до 1944 года (эпистолярочка), пока Мескиту, еврея, и всю его семью, еврейскую, не арестовали нацисты и не отправили в Освенцим (погибли в газовой камере). Именно Эшер сохранил множество работ своего друга и педагога, и передал их в амстердамский музей. У себя оставив лишь одну эскизную почеркушку... с впечатанным в нее следом сапога немецкого солдата.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Встреча", 1944. Недвусмысленно напоминает лагерь - именно в 1944 году его друга и педагога Самуэля де Мескиту с семьей нацисты убьют в газовой камере Освенцима.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Встреча", 1944. Недвусмысленно напоминает лагерь - именно в 1944 году его друга и педагога Самуэля де Мескиту с семьей нацисты убьют в газовой камере Освенцима.

Он много лет жил в Италии, где познакомился со своей супругой Джеттой Умикер, где родился их первый сын и где он создавал гравюры с видами итальянской природы и архитектуры... в них уже угадывается его маниакальная страсть к симметрии, геометрии и вывернутой наизнанку перспективе, но все-таки эти работы еще очень далеки от тех, которые принесли Эшеру мировую славу и рыцарский титул (тем не менее благодаря маменьке с папенькой художнику удается делать выставки, прибыли нет, живет на финансовую помощь батюшки, зато о нем уже становится известно в миру).

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Бельведер", 1958.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Бельведер", 1958.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Склон террасы в Равелло", 1923.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Склон террасы в Равелло", 1923.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Фара Сан-Мартино, Абруцци", 1928.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Фара Сан-Мартино, Абруцци", 1928.

Необходимо уточнить: Эшер не первый художник, кто стал использовать оптические выкрутасы в своих работах - сферы и отражения в ней исследовал тот же Пармиджанино, а сложную перспективу со множеством лестниц, по которым передвигаются персонажи, Пиранези.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Балкон", 1945.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Балкон", 1945.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Рука с отражающей сферой" или "Автопортрет в сферическом зеркале", 1935.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Рука с отражающей сферой" или "Автопортрет в сферическом зеркале", 1935.
▪️Пармиджанино. "Автопортрет в Выпуклом зеркале", ок. 1524.
▪️Пармиджанино. "Автопортрет в Выпуклом зеркале", ок. 1524.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Теория относительности", 1953.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Теория относительности", 1953.
▪️Джованни Баттисты Пиранези. Из цикла "Тюрьмы", 1745-1750.
▪️Джованни Баттисты Пиранези. Из цикла "Тюрьмы", 1745-1750.
▪️Джованни Баттисты Пиранези. Из цикла "Тюрьмы", 1745-1750.
▪️Джованни Баттисты Пиранези. Из цикла "Тюрьмы", 1745-1750.

Но именно Эшер довел эти эксперименты до остроумной логической игры, где итальянский городок становится "шахматной доской", а улочка - книжной полкой.

▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Натюрморт и улица", 1937.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Натюрморт и улица", 1937.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Метаморфоза III", 1967-1968.  Длинна 48 м, по заказу Королевской Почты Нидерландов.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Метаморфоза III", 1967-1968. Длинна 48 м, по заказу Королевской Почты Нидерландов.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Звезды", 1948. У него был свой собственный 6-сантиметровый телескоп, в который Эшер регулярно смотрел со страстью неофита.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Звезды", 1948. У него был свой собственный 6-сантиметровый телескоп, в который Эшер регулярно смотрел со страстью неофита.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Ограничение круга II", 1959.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Ограничение круга II", 1959.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Предел круга IV", 1960.
▪️Мауриц Корнелис Эшер. "Предел круга IV", 1960.

Парадоксы, математика и эстетика. И ничего лишнего.

Потому что Эшер никогда не был ученым, хотя и увлекался наукой весьма серьезно, и даже в 1960 году лекцию по симметрии в Кембридже прочитал... а еще стал одним из главных вдохновителей книги "Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда" Дугласа Хофштадтера 1979 года, получившей Пулитцеровскую премию и ныне именуемой, как "метафорическая фуга о разумах и машинах в духе Льюиса Кэрролла".

▪️Мауриц Корнелис Эшер.
▪️Мауриц Корнелис Эшер.