Найти тему
Тихое местечко

Contra. Как начиналась легендарная серия

Оглавление

20 февраля 1987 года в игровых залах Европы, Японии и Северной Америки появился новый аркадный автомат от компании Konami. В Европе он получил название «Gryzor». В Японии – 魂斗羅(Kontora). А в Сереной Америке – «Contra».

Так началась история одной из старейших и популярнейших игровых серий.

В этой статье речь пойдёт о первой игре серии из 80-х годов прошлого столетия, которую многие из нас и знают под названием «Contra». Все прочие переиздания и ремейки — это темы для отдельных статей в будущем.

Помимо аркадных версий, в 1987 году в Европе появились версии для ZX Spectrum и Amstrad CPC. В 1988 году для Японии и Северной Америки выходят версии для консолей Famicom и NES соответственно. В Европе и Северной Америке – для Commodore 64 и MS-DOS. В Японии в 1989 году вышла для компьютеров MSX2. И в 1990 году вышла европейская версия для NES. Обо всех них чуть подробнее ниже.

Аркадные автоматы

Как я писал выше, вышла она в 1987 года под названием «Contra» в Северной Америке

Источник – https://contra.fandom.com/ru/wiki/Contra_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
Источник – https://contra.fandom.com/ru/wiki/Contra_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)

«Gryzor» в Европе

Источник – https://flyers.arcade-museum.com/videogames/show/444
Источник – https://flyers.arcade-museum.com/videogames/show/444

魂斗羅 (Kontora) в Японии

Источник – https://strategywiki.org/wiki/Contra
Источник – https://strategywiki.org/wiki/Contra

Геймплейных и сюжетных различий у них нет.

Стартовые экраны:

Источник - https://vgmrips.net/forum/viewtopic.php?t=450
Источник - https://vgmrips.net/forum/viewtopic.php?t=450

Это был Run and Gun платформер с хорошей графикой и уникальными на тот момент геймплейными механиками. До выхода «Contra» в Run and Gun играх нельзя было стрелять в разных направлениях, а в ней можно было стрелять в восьми направлениях. Так же в Contra была одной из первых игр, где был вид из-за спины. Она обладала хорошим и разнообразным дизайном уровней, разнообразными боссами и противников и не плохим арсеналом. Так же в неё можно было играть вдвоём.

Игра была сложной, а прохождение этапов было ограничено временем, по истечении которого надо было закидывать новую монетку.

Оружие делилось на обычное и улучшенное. Улучшенное имело иконку с крылышками. Держать в руках можно было только одно. Если потерять жизнь, то оно «сбрасывалась» на дефолтное (по умолчанию).

В процессе прохождения могли появляться специальные улучшения: скорострельность (R с крылышками) и временная неуязвимость (B с крылышками). Если у игрока было в руках улучшенное оружие, то улучшения не появлялись.

Всего в игре 5 этапов. Четыре не больших этапа с боссом в конце и последний самый большой и содержит в себе несколько зон, где игроку встречалось несколько боссов.

Этап 1. Jungle. Босс – Defense Wall.

Этап 2. Base. Босс – Garmakilma.

Этап 3.Waterfall. Босс– Gromaides.

Этап 4. Base 2. Босс – Godomuga.

Этап 5. Snow Field. Боссы – Guldaf и дважды Dogra.

Energy Zone. Босс – дважды Gordea.

Hangar Zone. Босса нет.

Alien's Lair. Боссы – Emperor Demon Dragon God Java и Gomeramos King.

-6

Коротко о сюжете. Действие игры начинается 12 сентября 2631 года. В архипелаге Галуго, расположенном двадцатью километрами северо-восточнее берега Новой Зеландии, падает метеорит. А два года спустя, террористическая организация под названием «Red Falcon» захватила остров для подготовки к уничтожению человечества. Для нейтрализации террористов правительство отправило на остров двух бойцов: Била Райзера и Ланса Бина. По мере прохождения игры, становится понятно, что за «Red Falcon» стоят пришельцы с того самого метеорита и их надо стереть с лица Земли. Успешно выполнив задание, игрок покидает остров на вертолете.

Имена героев — это компиляция имён актёров из кинофильма «Чужие»: Bill Paxton, Paul Reiser, Lance Henriksen, Michael Biehn.

Прохождение аркадной версии:

ZX Spectrum

Версия для домашнего ПК ZX Spectrum называлась также «Gryzor» и выходила только в Европе в декабре 1987 года. Портировалась компанией Ocean Software по лицензии Konami.

В силу технических ограничений платформы графика в игре выглядит очень просто. Цветовая палитра ограниченна четырьмя цветами. Опять из-за специфики платформы, иногда враги и пули сливаются с фоном.

Источник - http://www.retrogamesmaster.co.uk/mark-r-jones-2/
Источник - http://www.retrogamesmaster.co.uk/mark-r-jones-2/

Игра сильно просела в динамике. Пропала возможность идти назад (движение в лево) можно только было развернуться, стоя на месте. Исчезло разнообразие врагов. Исчезла лазерная пушка. Сильно проще стал саундтрек теперь всю игру играет тема первого уровня. Все враги, кроме некоторых боссов, теперь умирают с одно выстрела.

Сюжетно это все та же аркадная «Gryzor». Структура уровней, как и сами уровни, аналогичны аркадной версии. Уровни все так же проходятся на время, по истечении которого отбирается жизнь.

Этап 1: The Jungle

Этап 2: The Outer Maze

Этап 3: The Inner Gorge

Этап 4: The Inner Maze

Этап 5: The Final Conquest (Snow Field, Energy Zone, Hangar, Alien’s Lair)

Играть можно было только одному.

-10

На мой взгляд, не самая удачная версия игры.

Прохождение «Gryzor» на ZX Spectrum:

Amstrad CPC

Источник - https://www.retroplace.com/en/games/8594--gryzor
Источник - https://www.retroplace.com/en/games/8594--gryzor

О существовании такого домашнего ПК я узнал, когда собирал информацию для этой статьи. CPC в названии означает «Colour Personal Computer» («Цветной Персональный Компьютер»).

Источник - https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/381399
Источник - https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/381399

Для домашнего ПК Amstrad CPC игру издало Ocean Software под названием Gryzor. Эта версия выпускалась только в Европе.

Источник Ebay
Источник Ebay

Эта версия отличается яркой и сочной картинкой, неплохими визуальными эффектами, но низким разрешением 160 на 200 пикселей.

Есть и недостатки. Нельзя одновременно было играть с саундтреком и звуковыми эффектами. Перед началом игры надо было выбрать, что будет воспроизводиться. Сам саундтрек игры состоит из темы первого уровня, которая будет воспроизводиться всё прохождение, и темы финальных титров. В этой версии отсутствует плавный скроллинг экрана во время движения. Целиться вверх/низ и приседать можно только с нажатой кнопкой стрельбы.

-14

Сюжетно она не отличается от аркадной версии. По уровням и боссам есть отличия – отсутствует снежный уровень и его босс. Flame Thrower (огнемёт) убран из игры.

Можно играть вдвоём, но по очереди. Игра переключается на другого игрока, если пройдем текущий уровень первым игроком или у него закончились жизни.

Прохождение «Gryzor» на Amstrad CPC:

Commodore 64

В 1988 году в Северной Америке и Европе вышла версия для домашнего ПК Commodore64. На территории Северной Америки под названием «Contra» её издавала сама Konami, а в Европе под названием «Gryzor» компания Ocean Software.

Так же не самая удачная и удобная для игры версия.

У неё проблема с управлением. На джойстике есть только одна кнопка «Действие» которая отвечает за стрельбу, а для прыжка необходимо было использовать кнопку «Пробел» на клавиатуре.

Источник - https://www.epsilonsworld.com/2023/04/commodore-64-is-alive-in-2023.html
Источник - https://www.epsilonsworld.com/2023/04/commodore-64-is-alive-in-2023.html

Что, конечно, не очень удобно.

Другой немало важной проблемой была скорость игрового персонажа. Да, все было динамичнее, чем на ZX Spectrum, но он двигался слишком быстро относительно врагов.

У оружия была низкая скорострельность. Добиться относительно комфортной скорострельности можно было только не прерывным удерживанием кнопки «Стрельбы» на джойстике.

В совокупности это все слишком усложняло и без того очень непростую игру с ограниченными по времени прохождением.

Графически игра ярче, чем на ZX Spectrum. Но качество проработки спрайтов персонажей и их цветовая гамма ужасны. Саундтрек в игре, так же как и на ZX Spectrum, состоит из одной мелодии первого уровня игры.

-18

Сюжетно игра повторяет аркадную версию. Уровни и боссы такие же, как и в аркадной версии. Прохождение уровня ограниченно по времени.

Этап 1: Jungle

Этап 2: Base 1

Этап 3: Defense Waterfall

Этап 4: Base 2

Этап 5: Defense System 2

Этап 6: Tundra Alien Fortress

Можно играть вдвоём, но по очереди. Игра переключается между игроками, если один игрок достигает конца уровня, либо теряет все жизни.

Flame Thrower (огнемёт) убран из игры.

Прохождение «Contra» («Gryzor») на Commodore 64:

MS-DOS

В 1988 году разработчиком Banana Development была разработана версия под DOS. Издавалась она в Северной Америке под названием «Contra» самой Konami. Европе она называлась под названием «Gryzor» компанией Ocean Software.

Эта версия считается самой худшей «Contra». И не без основательно.

Начнём с графики. Используя технологию CGA, на экране одновременно отображались 4 цвета из фиксированного набора. Используя эти наборы, разработчики пытались сделать графику, близкую к оригиналу, что привело к тому, что она частенько делает глазам очень больно, и они плачут кровавыми слезами… На мой взгляд, даже версия для ZX Spectrum на четырёх цветах относилась к глазам игрока бережнее.

-21

Музыки в игре не было, а вот звуковые эффекты звучали крайне раздражающе и отвлекали от игрового процесса. И без того не самого простого.

Небольшой кусочек геймплея со звуком:

Огромная проблема у игры и с управлением. Если не использовать геймпад или джойстик, а пытаться играть на клавиатуре, то нужно быть готовым, что для прицеливания по диагонали использовались разные клавиши, движение персонажа активировалось одной клавишей, а останавливался он другой. Для управления использовалось 11 клавиш. 9 из них – для управления движением персонажа. Из плюсов – их можно было переназначать.

Сюжет, уровни и боссы повторяли аркадный оригинал. Но и тут разработчики смогли «отличиться» так скажем. В начале игры появлялся текст, поясняющий задачу игрока по прохождении каждого уровня уничтожить мигающие цели…

Вырезали Laser и вместо него добавили пулемёт, стреляющий более мощными пулями.

Нельзя сказать, что разработчики не старались. В отличии от других портов тут попытались сохранить максимальное разнообразие врагов. Ввели три уровня сложности, которые определяли количество врагов на уровнях. Можно было играть вдвоём одновременно.

Но, увы, это не делало её хорошей игрой.

С североамериканским изданием, например, случился конфуз. Встроенная система защиты от копирования не позволяла запускать её на многих IBM совместимых ПК того времени…

Тут можно ознакомиться с прохождением «Contra» под DOS. Автор заглушил звук игры и просто говорит об игре. Так это смотреть гораздо проще. Если вы видели ролик выше, то понимаете, о чём я:

NES/Famicom

Эта версия самая известная и популярная из всех. Основная масса геймеров помнит и знает именно порт для восьмибитных консолей Nintendo.

В североамериканском регионе она вышла 2-го февраля 1988 года под названием «Contra». В Японии – 9-го февраля 1988 года под названием 魂斗羅 (Kontora). А вот в Европе она вышла 28 декабря 1990 года под названием «Probotector».

У всех трех версий есть различия между собой (о чем чуть позже).

Все три версии в целом сохраняют структуру аркады. Но они более продолжительны за счёт удлинения и перестройки уровней.

Последний, самый длинный уровень в аркаде, разделили на четыре отдельных этапа.

Этап 1: Jungle

Этап 2: Base 1

Этап 3: Waterfall

Этап 4: Base 2

Этап 5: Snow Field

Этап 6: Energy Zone

Этап 7: Hangar

Этап 8: Alien’s Lair

Босс уровня «Waterfall» был немного изменён. Теперь это пришелец, а не вход в базу.

Источник - https://www.mobygames.com/game/4863/contra/screenshots/ и https://www.mobygames.com/game/98429/contra/screenshots/nes
Источник - https://www.mobygames.com/game/4863/contra/screenshots/ и https://www.mobygames.com/game/98429/contra/screenshots/nes

Уровни на базах теперь линейны и не отображают карту. Оружие больше не делиться на обычное и улучшенное, а улучшения появляются в фиксированных местах уровня, не зависимо от того, какое в руках оружие у персонажа.

После потери последней жизни, игра начинается с начала текущего уровня, а не с того места, где произошла потеря жизни, как в аркаде.

Графика стала более яркой, а анимации более плавными. Фоновая музыка и звуковые эффекте стали лучше и мощнее. В добавок ко всему и управление стало более отзывчивым и плавным.

Появилось усиление позволяющее уничтожить всех врагов на уровне. Появляется очень редко.

Сохранилась возможность одновременного совместного прохождения игры.

Теперь подробнее о различиях между региональными версиями игры.

Источник - https://www.mobygames.com/game/98429/contra/screenshots/nes/
Источник - https://www.mobygames.com/game/98429/contra/screenshots/nes/

Сюжет и персонажи «Contra». Действие игры происходит в тогдашнем 1987 году. Инопланетяне во главе с сущностью по имени Красный Сокол захватили деревню Майя и планируют добиться мирового господства. Попали они на Землю 30 лет назад с упавшим объектом, который считали космическим мусором. Что бы ликвидировать угрозу, отправили двух солдат: Билла по прозвищу «Бешеный пёс» и Ланса по прозвищу «Скорпион».

Сюжет и персонажи 魂斗羅 (Kontora) повторяют аркадную версию и является каноном на сегодняшний день. Действие игры начинается 12 сентября 2631 года. В архипелаге Галуго, расположенном двадцатью километрами северо-восточнее берега Новой Зеландии, падает метеорит. А два года спустя, террористическая организация под названием «Red Falcon» захватила остров для подготовки к уничтожению человечества. Для нейтрализации террористов правительство отправило на остров двух бойцов, Била Райзера и Ланса Бина. По мере прохождения игры, становится понятно, что за «Red Falcon» стоят пришельцы с того самого метеорита и их надо стереть с лица Земли.

Сюжет и персонажи Probotector. Год 2633 технологии достигли такого уровня развития, что природа и наука живут в совершенной гармонии и мире по всей планете. Ученые обнаруживают, что злая инопланетная сущность Красный Сокол построила крепость на островах Галга и намеревается уничтожить человеческую расу. На устранение угрозы отправляются два робота: RD008 и RC011.

Замена людей на роботов в европейской версии обусловлена запретом в Германии продажи жестоких видеоигр несовершеннолетним.

Европейская версия технически идентична американской. Различие только в заменённых модельках. Японская версия была более продвинута. В ней присутствует анимированная стартовая заставка, раскрывающая сюжет, между уровнями проигрываются ролики, перед началом каждого уровня демонстрируется его карта и уровни имеют анимацию фона.

-26

Это обусловлено использованием маппера VRC2B позволившего расширить объём используемой игрой графики (VROM). Японская версия весит 2Mbit, против 1Mbit у европейской и американской версии.

Фото взято с просторов интернета
Фото взято с просторов интернета

Были ещё мелкие графические отличия между версиями, но они не существенны.

Из интересного. В игру вшит Konami код, введя его можно было получить 30 жизней.

魂斗羅(Kontora)

Contra

Probotector

MSX2

Источник - https://contra.fandom.com/wiki/Contra_(MSX2)
Источник - https://contra.fandom.com/wiki/Contra_(MSX2)

В мае 1989 года эксклюзивно для японского рынка Konami выпустили версию для домашнего компьютера MSX2под названием 魂斗羅(Kontora).

MSX2. Фото найдено на просторах интернета
MSX2. Фото найдено на просторах интернета

Наверное, это самая не обычная версия игры. Она самая продолжительная – 19 уровней, (часть из которых — это эксклюзив платформы). У персонажа появилась «полоска жизни», которая позволяла получать больше урона за одну жизнь. Изменилась система усилений.

Как я писал выше, в игре 19 уровней.

Этап 1: Asphalt Jungle

Этап 2: 1st Underpass

Stage 3: Homicide Censor No. 1

Этап 4: Hell Fall

Этап 5: 2nd Underpass

Этап 6: Homicide Censor No. 2

Этап 7: Tundra Area

Этап 8: Energy Zone

Этап 9: Alien Zone

Stage 10: Cavern

Этап 11: 1st Under Maze

Этап 12: Homicide Censor No. 3

Этап 13: Magma Area

Этап 14: 2nd Under Maze

Этап 15: Homicide Censor No. 4

Этап 16: Underground Fall

Этап 17: Magma Area

Этап 18: Underground Fortress

Этап 19: Vicious Space

Частично такого количества разработчики добились тем, что битвы с боссами теперь считаются как отдельный уровень. Но 10 из них – это эксклюзив MSX2. Начинаются они после победы над Gomeramos King (финальный босс для остальных портов и аркады). Мы попадаем в подземные катакомбы, где нас ждут ещё 2-е базы, логово инопланетян, 2 вулканические зоны и много вертикальности. А вот с фоновой музыку для этих уровней делать не стали – взяли из предыдущих уровней. Игроки не очень позитивно восприняли добавление новых уровней. Ничего нового в игру эти уровни не привнесли, только затягивали прохождение.

Игра «просела» в динамике происходящего на экране. Все стало заметно медленнее.

Убрали таймер прохождения уровня и всеми любимый Spread Gun, вместо него теперь пулемёт, стреляющий одновременно в двух направлениях.

Усиления так же два, но они отличаются от других портов и аркады. Одно позволяет быстрее бегать и стрелять, а второе позволяет выбрать оружие из списка вооружения, которое добавляется туда если его подобрать.

Играть теперь можно только одному.

-31

Графически игра выглядела красочно, но заметно упростилась анимация персонажа и противников. А часть врагов вообще «приклеена к задникам» и никак не двигаются. Как и у версии для Amstrad CPC отсутствует плавный скроллинг экрана.

Прохождение 魂斗羅 (Kontora) на MSX2:

На сегодняшний первая Contra успела посетить множество платформ, но это всё так или иначе является переносом оригинальной аркады и её сюжета на новую платформу. Среди них: мобильные телефоны, Sony PlayStation2, Sony PlayStation4, Xbox360, Xbox Oneи даже Windows Mobile. Оставим это все на будущее.

Из того что стоит упомянуть.

Версия для Tandy Color Computer 3 1993 года под названием Contras.

Tandy Color Computer 3. Фото взято с просторо интернета
Tandy Color Computer 3. Фото взято с просторо интернета

Издавалась она в Северной Америке. Игра основана на NES версии, использует много звуковых и визуальных эффектов от неё, но использует другой движок. От оригинальной игры без изменений осталось только три уровня: «Jungle», «Energy Zone» и «Hangar». Остальные подверглись значительной модификации. Уровень «High Lands», например, стал более платформенным на манер уровня «Jungle». Уровни «Waterfall», «Snowfield» и «Alien Lair» вообще отсутствуют.

My Arcade Gaming – Contra Premium Edition

My Arcade Gaming – Contra Handled

C (LCD Handled Electronic) от Konami

Подобие игр Game and Watch от Nintendo. Необходимо пройти три уровня и уничтожить в конце босса.

На этом пока все. Но это далеко не все, что можно сказать о первой игре серии Contra. Да и о самой серии мы ещё продолжим разговор. Продолжение следует!!!

Спасибо, что прочитали до конца и надеюсь, вам было интересно, и вы узнали что-то новое и интересное для себя.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь. Впереди ещё много интересного.

Есть добавить? Жду вас в комментариях. Там же можно поделиться и своими впечатления от игры.

До скорой встречи!!!

В статье использовались материалы сайтов: Contrapedia,
Moby Games, We Love The 80's