Представляю вашему вниманию ультрабюджетный объектив Canon EF 28-90 мм, который далеко не так плох, как может казаться с первого взгляда. Замечу, что его длина составляет 7,5 см, а вес с передней крышкой - 190 грамм.
На фото вы видите мой экземпляр объектива, дерзко оформленный в стиле объективов Canon серии L. Может быть, именно из-за этой красной бумажной полоски объектив стал показывать такие неплохие результаты на цифре: Canon EOS Kiss Digital, Canon EOS 1D Mark III, Canon EOS 5D? Тайные шаманские обряды Canon, не иначе :D
Моей первой зеркалкой в стародавние времена становится плёночный Canon EOS 300 как раз с данным китовым объективом. Фотоаппарат до сих пор жив - мирно покоится в одной из коробок - но, по понятным причинам не используется. А вот объектив от него - почему бы нет?
Вот почему именно этот экземпляр Canon EF 28-90 мм мне так дорог!
В конце 2021 года я беру с собой на Новый Год и Рождество в Санкт-Петербург Canon EF 28-90mm вместе с Canon 1D Mark III. Вместе с защищённым профессиональным зеркальным фотоаппаратом объектив легко переносит сильные морозы, резкие перепады температур, снежные ливни. Я никогда особо не берегусь о технике и ношу её открыто. Почти вынужденно забегая в кафе, наблюдаю, как фотоаппарат и объектив покрываются конденсатом, собирающимся на корпусе крупными каплями. Полёт нормальный!
Объектив быстро и точно фокусируется, радуя отличными снимками.
В поездке не хватает оптической стабилизации изображения и 28 мм на широком конце (из-за кропнутого датчика изображения 1D Mark III). Всё остальное не вызывает никаких нареканий, что уже достаточно удивительно.
Для меня Canon EF 28-90mm 1:4-5.6 II становится символом независимой от предрассудков и предубеждений фотографии, серьёзным ударом по "промывке мозгов" и агрессивному маркетингу, направленному на продажи дорогих, больших и тяжёлых L-стёкол.
Объектив целиком выполнен в пластиковом корпусе, но собран отлично.
Помимо системы привода автофокусировки, шума привода и веса, объектив обладает теми же характеристиками, что и EF28-90mm f/4-5.6 II USM. В продаже с сентября 2003 года.
10 элементов в 8 группах (1 асферическая линза). 5 лепестков диафрагмы. Минимальная диафрагма F22-F32. Минимальное расстояние фокусировки - 0,38 м. Максимальное увеличение x0,3 при 90 мм. Диаметр фильтра - 58 мм. Страница объектива на Canon Camera Museum.
Сегодня попробуем сравнить Canon EF 28-90mm 1:4-5.6 II с фикс-объективом Canon EF 40mm 1:2.8 STM на полнокадровом фотоаппарате Canon EOS 5D. Кто тут говорит, что нельзя сравнивать фикс с зумом? К чёрту! Мне уже интересно, что получится!
Как вы видите, соперник у нашего ультрабюджетного зума очень и очень сильный. 40 мм STM может дать прикурить некоторым из объективов L-серии по резкости получаемой картинки. Тем интересней, какие будут результаты. Файлы RAW, как обычно - в конце статьи. У меня на канале всё прозрачно. Сокрытием или искажением информации не балуюсь ;)
Думал, что может выступить в качестве тест-объекта. Решил, что лучшим вариантом станет бумажная карта. Карта закреплена на стене, а напротив неё установлен на штативе фотоаппарат Canon EOS 5D. Методика достаточно проста. Свет естественный из окна. ISO100.
Canon EF 28-90mm 1:4-5.6 II
Canon EF 40mm 1:2.8 STM
Изображения для статьи выведены из RAW в CameraRAW 14.1 без какой-либо коррекции с ползунками настройки резкости и подавления шума уведёнными в ноль.
Рассмотрим кропы приведённых выше кадров.
Центр кадра
Правый нижний угол кадра
Левый верхний угол кадра
Здесь Canon EF 40mm 1:2.8 STM справляется хуже, что меня несколько озадачило. Нужно будет внимательней проанализировать этот феномен. Объективы отрабатывают на F8, что должно быть более чем достаточным при съёмке подобных плоских объектов.
Озеро Еловое :D
Программная "подножка"
Обратите внимание, что изображение с Canon EF 28-90mm 1:4-5.6 II кажется немного недоэкспонированным. Дело в том, что при присоединении EF 28-90mm 5D почему-то выбирает более короткую выдержку.
В первой серии, которая не вошла в эту статью, выдержка для EF 28-90mm составила 1/50 сек, в то время, как для EF 40mm - 1/30 сек. При прочих равных условиях. Естественно, с более "быстрого" объектива картинка стала выглядеть ярче и выигрышнее. Но только за счёт более длительной выдержки. Надеюсь, это не фирменная программная "подножка" для бюджетных объективов Canon от Canon...
Во второй серии кадров (рассматриваемой в статье) выдержка составила 1/15 сек для EF 28-90mm и 1/13 сек для EF 40mm. Отсюда - снова более тёмная картинка с бюджетного зума.
Сфотографировал сцену с абсолютным контролем освещения. Вновь 1/50 и 1/30 секунды при прочих равных (F11). Это заговор :D
Конечно, EF 28-90 более мягок, но всё не настолько криминально. Учтите тот факт, что объективу EF 28-90 тяжело фокусироваться на таком расстоянии. EF 40 имеет куда лучшие способности к макро.
Цвета показались немного различными и не факт, что с EF 40 они лучше. Обратите внимание на джинсы фотографа. Кажется, что при усилении всех прочих цветов с синим что-то происходит на EF 40. Смотрите RAW-файлы.
Кропы кадров ниже.
Общий вывод
Canon EF 28-90mm 1:4-5.6 II на удивление отлично держится в сравнении с очень сильным противником. В работе объектив демонстрирует отличную резкость. Конечно, на максимальных 70-90 мм объектив ведёт себя хуже - эти фокусные расстояния нужно рассматривать как "бонусные".
Программная "подножка" бюджетному объективу заключается в установке более коротких выдержек, что делает картинку с него темной, менее яркой, выигрышной.
Между объективами есть стабильная разница в цветопередаче, не объясняемая балансом белого. Пожалуй, это первый раз, когда я документирую разницу в цветопередаче из-за свойств стекла.
P.S. Параллельно для интереса я сделал пару кадров на Olympus Zuiko Digital 14-54mm f2.8-3.5 + Olympus E-3. Обойдусь здесь без комментариев. Резкость хуже, чем на моём экземпляре Canon EF 28-90mm. Может быть, что-то с объективом или фотоаппаратом. Нужно будет разбираться отдельно.
Файлы RAW и JPEG по ссылке.