7 апреля 1919 года. Крым.
Ранним утром в имение Ай-Тодор, в котором вот уже около двух лет проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, приехал командующий британским флотом в Севастополе.
— Ваше императорское величество, ввиду того, что Красная Армия может в любой момент прорвать фронт, я уполномочен предложить вам и вашим близким места на борту крейсера «Мальборо».
В этот же день Мария Фёдоровна со своим окружением отплыла в Англию. В Россию она уже не вернётся. На борт крейсера вместе с императрицей ступил также телохранитель вдовствующей императрицы Тимофей Ящик. В Великобритании его называли на местный лад — «Бодигард».
Кубанский постовой
В 1900 году потомственному кубанскому казаку Тимофею Ящику исполнилось 22 года. Его с 4-х летней допризывной подготовкой сразу же зачислили в прославленный Ейский полк Кубанского казачьего войска.
Внешность молодой казак имел представительную. Тимофея назначили в охранный конвой генерала-адъютанта князя Голицына. Григорий Сергеевич в то время исполнял обязанности командующего войсками Кавказского военного округа.
Службу проходил сначала в небольшом городке Кагызман (в 1921 году перешел к Турции), а затем в Тифлисе. В 1903 году на Коджорском шоссе близ Тифлиса Григория Голицын был тяжело ранен в результате террористического акта, совершенного членами армянской социал-демократической партии «Гнчак».
После ранения Голицын на Кавказ не вернулся. Он получил место командира Финляндского полка в Петербурге. Вместе с ним в столицу перебрался и Тимофей Ящик. По протекции генерала его дальнейшая служба проходила во Второй Кубанской сотне. Эти казаки осуществляли охрану императора и членов его семьи, в том числе и упомянутой нами Марии Фёдоровны.
Через год службы Тимофея произвели в унтер-офицеры. А через два года служба его подошла к концу. Он уехал к себе на родину на Кубань. Принялся за привычное ему дело: пахал, сеял, убирал. В общем всё как у всех. Жена. Дети.
В 1912 году Тимофея Ящика вновь призвали на два года в императорский конвой. В 1914 году он бы вернулся к семье, но как раз перед увольнением Николай II назначил его своим телохранителем.
При императоре Тимофей находился 9 месяцев, а затем его откомандировали в распоряжении Марии Фёдоровны. Вот так он и стал личным телохранителем вдовствующей императрицы.
Прощание с Россией
Мария Фёдоровна чудом избежала участи своего сына. В конце апреля 1916 года она переехала из Петрограда в Киев. Туда же последовал и наш герой.
После февральских событий 1917 года, тогда, когда император отрёкся от престола, Тимофея Ящика вроде бы уже ничего и не держало около вдовствующей императрицы. Воинский долг ему «простили». Поезжай, мол, к жене и детям. Да и императрица всем объявила, что их больше уже никто и ничего не держит возле неё.
Но кубанский казак Тимофей Ящик оставался верен Марии Фёдоровне. Он последовал за неё в Крым. Помог туда же вывезти дочь императрицы — Ольгу Александровну, одну из немногих прямых наследников русского престола, коим удалось спастись.
Светлое Христово Воскресение 1919 года Мария Фёдоровна Романова и её окружение встретили на борту британского крейсера «Мальборо». Их путь лежал к английским берегам. Даже там, на палубе военного корабля западной державы, от императрицы не на шаг не отходил наш герой — Тимофей Ксенофонтович Ящик.
Он ни секунды не колебался — уезжать ли ему на чужбину или возвратиться к свои родным. Долг превыше всего.
Более того, он еще раз возвращался в Россию. Мария Фёдоровна поручила своему телохранителю помочь перебраться её дочери за границу. Дело в том, что Ольга Александровна не пожелала тогда отплыть с матерью на крейсере «Мальборо». Она со своим супругом и детьми осталась в Крыму. Семейство надеялось, что советская власть скоро падёт и они смогут вернуться в Петербург.
Но… Деникин терпел поражение за поражением. Красная Армия стремительно наступала на юге. Поэтому Мария Александровна вполне обоснованно переживала за дочь и её семью.
Тимофей Ящик блестяще справился с заданием императрицы. Он разыскал в Крыму Ольгу Александровну, посадил её с семьёй на корабль, который благополучно доставил их в Югославию к королю Александру.
Чужбина
В Англии Тимофею Ящику выдали удостоверение личности, где было записано «Бодигард», то есть телохранитель.
В Лондоне Мария Фёдоровна побыла совсем немного. Оттуда перебралась к себе на родину. В Данию. Поселилась на вилле Видёре. Её она приобрела в доле со своей сестрой Александрой еще в 1907 году. Они любили туда приезжать на лето.
Домашние поражались увиденному. Инкрустированный паркет. На нём перед дверью в покои Марии Фёдоровны расстелена бурка, а на ней чутко спит Тимофей Ящик, положив заряженный револьвер в изголовье.
Он охранял вдовствующую императрицу до самой её смерти. И только тогда, в 1928 году, когда сам Бог освободил его от службы у императрицы, он сложил с себя функции бодигарда.
Прожил остаток своих дней в Дании
У гроба своей императрицы он отстоял трое суток с небольшими перерывами. Затем вернулся к своей семье.
Нужно сказать, что его русская жена была расстреляна большевиками еще в 1922 году. Тимофей Ксенофонтович пытался вывезти свою семью, но у него ничего так и не вышло. Оборвались и все связи с детьми. Где они, что с ними — Тимофей Ящик так и не узнал до конца своих дней.
Еще в 1925 году Мария Фёдоровна благословила Тимофея на брак с датчанкой Агнес Аабринк. Та приняла православие и стала Ниной.
На небольшие деньги, которые покойная императрица завещала своему бодигарду, Тимофей Ксенофонтович открыл бакалейную лавку. Небольшой магазинчик приносил скромные доходы, но им с Ниной хватало на самое необходимое.
За прилавком стояла Нина. Тимофей Ксенофонтович так и не смог выучить датский язык. А может не хотел. Скорее второе. Ведь многие же отмечали в нём смекалку и ум. А вот Нина, наоборот, выучила русский и с удовольствием на нём разговаривала.
Бодигард вдовствующей императрицы ушёл из жизни в 1946 году. Его вдова вспоминала, что Тимофей Ксенофонтович во время войны очень переживал за Россию, а когда она победила, то он был доволен развалинами Рейхстага.