История царствования Екатерины II богата описаниями массовых истязаний и убийств помещиков своих крепостных. Особняк в этих процессах стоит «Дело Салтычихи», московской дворянки, умертвившей около 140 человек. Дарья Николаевна Иванова родилась в 1730 году. В 20 лет она вышла замуж за ротмистра Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, но спустя шесть лет, в 1756 году, неожиданно овдовела. Утрата мужа, оставлявшего молодой вдове дома в центре Москвы, с десятками поместий в Подмосковье и 600 душ крепостных, наиболее негативным образом отразилась на психическом состоянии женщины: женщина стала подвергаться неконтролируемым поступкам жесточайшего гневного гнева, который изливался, как правило, на окружавших барыню холопов. Так, за плохо выстиранное, по ее мнению, белье она могла схватить первый попавшийся под руку предмет — будь то полено или утюг — и избить им до потери сознание Провинившуюся прачку, а затем вызвать слуг и отдать им приказ забить окровавленную жертву палками на смерть. Иногда такие убийства совершались во дворе дома, на глазах других крепостных. Приближенные Дарьи Салтыковой исполняли свои указания беспрекословно, иначе они могли превратиться из Палачей в жертвы. С годами жестокость Салтычихи стала еще более патологическим характером. Просто побои, которые постоянно следовали за ними, перестали ее удовлетворять, она стала изобретать более изощрённые пытки: поджигала волосы в женских головах, рвала у предварительно связанных мужчин и женщин половых органов, заживо бросала в котлы с кипящей водой маленьких девочек. А что же сами Крепостные? Неужели они все это время молчали, с рабской покорностью отправляясь на заклание? Но, наоборот, десятками писали жалобы во всех инстанциях, но... Дарья Николаевна Салтыкова принадлежала к Высшему сословию, в ее жилах текла «благородная» кровь, поэтому привлечь ее к ответственности было не так просто: на ее защиту могло подняться все поместное дворянство.
Лишь в 1762-м году, когда на престол вступила Екатерина II, одна из жалоб на Салтычиху дошла по назначению и были принята к рассмотрению. Подал ее Крепостной по имени Ермолай, у которого Салтыкова убила поочередно трех жен. Императрица передала жалобу в Московскую юридическую коллегию, и та была вынуждена была завести уголовное дело. В ходе следственного процесса стал проведен уголовный процесс, который будет направлен на заключение уголовного дела.
Тут же были приведены в действие тайные механизмы, и Сенат в Петербурге принял другое решение — заменить смертную казнь наказанием кнутом и каторжными работами. Покровителей Салтычихи этот приговор также не удовлетворил, и в конце концов точку в деле поставила сама императрица Екатерина II. По ее именному указу Салтычиха была осуждена на один час стояния в центре Москвы у позорного столба и пожизненное заключение.
7 октября 1768 года Салтыкову привезли на Лобное место, повесили на грудь доску с надписью: «Мучительница и душе-губица», дали в руки зажженную свечу и привязали к столбу. Красная площадь была полна народу. Зеваки сидели даже на крышах домов и деревьях. В течение часа, пока Салтычиха стояла у позорного столба, у ее ног палачи били кнутами, клеймили раскаленным железом и вырезали ноздри тем, кто помогал ей в ее зверствах. Под конец «представления» клеймению был подвержен и священник, который по указке Салтыковой отпевал и хоронил замученных ею как умерших естественной смертью. На следующий день всех подручных Дарьи Салтыковой отправили этапом в сибирский город Нерчинск на вечные каторжные работы, а саму Салтычиху препроводили в московский Ивановский девичий монастырь и опустили в глубокую темную яму, называемую самими монахинями «покаянная темница». В той темнице на воде и хлебе садистка провела долгих 11 лет. За эти годы свет она видела, только когда ей приносили пищу: вместе с едой в яму спускали и зажженную свечу.
В 1779 году Салтычиху перевели в кирпичную «клетку» — пристройку к монастырской стене. Комната была с зарешеченным окошком. Один из современников рассказывал, как через это окошко Салтычиха плевала на любопытствующих, матерно ругала их и старалась задеть просунутой сквозь прутья решетки палкой. 11 -летнее покаяние в яме не заставило ее раскаяться, лишь еще больше озлобило.
Сидя в камере, умудрилась в 50 летнем возрасте , соблазнить охранявшего ее солдата и родить ребенка. Солдата наказали и отправили в Сибирь , что произошло с ребенком не известно , наверное отправили в какой-нибудь монастырь.
Умерла Дарья Салтыкова 27 ноября 1801 года в возрасте 71 года. Похоронили ее в Донском монастыре, рядом с родственниками.