Признаюсь честно ‒ мы хотели пропустить музей, но желание поглазеть на уникальный молниеприемник победило. Тем более, что цена за осмотр экспозиции была такая смешная, что было глупо отказываться от такой возможности. И мы нисколько не пожалели о своем решении.
Невьянский государственный историко-архитектурный музей образован в 1909 году. С 1927 года Невьянский музей был преобразован в краеведческий. После закрытия во время Великой Отечественной войны, возобновил работу в 1947 году.
Музейный комплекс включает в себя: Музей истории Невьянского края XVII — начало XX вв., Наклонную башню Демидовых, выставочный зал.
Музей истории Невьянского края находится рядом с наклонной башней, в здании бывшей заводской электростанции ‒ памятнике промышленной архитектуры начала XX в.
Музейная экспозиция хоть и небольшая, но сделано все очень эстетично и современно. И здорово, что мы сначала пошли в башню, а только потом в музей. Если бы мы поступили наоборот, то многие экспонаты остались бы непонятыми. В самой башне тоже есть экспозиция, но внимательно мы её осмотреть не успели из-за лимита времени, а здесь ходили-бродили в свое удовольствие.
Даже если вы не любите музеи, то поудивляться тут все равно есть чему. На первом этаже я, например, зависла возле макета плотины и экспонатов, напрямую связанных с башней: шара-молниеприемника, флага-флюгера и деталей английских курантов.
Между прочим, я только в этом музее узнала, что молниеприемник – это только часть молниеотвода (громоотвода), металлический проводник, предназначенный для перехвата заряда. Молниеотвод обычно состоит из молниеприемника, заземлителя и соединяющих их токоотводящих спусков.
На вершине Невьянской башни шар-молниеприемник был установлен не позднее 1732 года – года окончания строительства башни. И это на 20 лет раньше запатентованного мирового изобретения!
Еще один уникальный экспонат – флаг-флюгер. Он был снят с вершины Невьянской башни во время реставрации в 1970-е годы. В наши дни там находится его точная копия.
Подлинные шестерня и стрелка от циферблата были сняты в то же время.
Второй этаж наполнен предметами быта и мы ходили там так долго, что обеспокоенная смотрительница музея постоянно поднималась проверить чем мы занимаемся. А мы просто-напросто тестировали свою эрудицию, пытаясь определить предназначение выставленных экспонатов. Где-то получалось сразу, а где-то приходилось обращаться к аннотации, которая, правда, тоже не всегда помогала.
Вот вы, например, вот так сходу, без гугла можете объяснить назначение предметов на фотографиях? Я думала, что знаю много, но справилась далеко не везде. Жалею, что сняла мало.
Под конец посещения случился небольшой курьез ‒ мы заблудились. Ага, в трех соснах. До этого работница музея дважды напомнила нам, чтобы мы посмотрели экспозицию на балконе и мы стали искать этот балкон.
В моей голове при слове "балкон" совершенно четко возникает образ того, для чего надо выйти на улицу. У моей подруги, видимо, была такая же ассоциация и мы стали упорно искать выход. Мы нашли даже лифт, замаскированный под пограничный пост, но балкона не было. Кто же знал, что это часть лестницы при выходе из музея? Спускались мы с нервным смехом, больше похожим на легкий истерический припадок.
Резюмируя скажу, что в целом музей мне понравился. Впечатление не испортила даже сердитая кассирша. В вестибюле есть туалет, кулер с водой, сувенирная лавка, наверху кофейный автомат. Для людей с ограниченными возможностями работает лифт – в общем, все сделано для людей, что очень приятно. Так что не игнорируйте поход в музей, если приедете посмотреть на одно из самых загадочных строений Среднего Урала.