Найти в Дзене
Non Progredi Est Regredi

Какие дополнительные инструменты доступны при работе с бумажным zettelkasten?

Оглавление

Приветствую всех, кто решил прочитать эту статью! В ней я расскажу вам о том, какие дополнительные инструменты можно использовать в работе с бумажным zettelkasten.

В предыдущих статьях, я более подробно рассказывал о бумажном цетелькастене, а именно:

  • В первой статье о нём, я рассказал о его преимуществах и недостатках: https://dzen.ru/a/ZMH_10CjjXcHB4wU?share_to=link
  • Во второй статье, объяснил как вести бумажный цетелькастен и каким правилам нужно придерживаться: https://dzen.ru/a/ZMZBpYxfPBiYnBOF?share_to=link

Если вы же ещё не знаете, что такое zettelkasten, то вам обязательно нужно прочитать другую мою статью, в которой я рассказываю о том:

  • Что такое zettelkasten
  • Его базовые принципы
  • Почему его можно назвать вторым мозгом
  • Чем он поможет вам

Вот ссылка на эту статью: https://dzen.ru/a/ZLvjx4h0En-kzdP7?share_to=link

Что нужно знать, перед тем как усложнять систему заметок?

После какого-то времени работы с вашей базой, вам наверняка захочется как-то усовершенствовать работу с ней. Но как это сделать? Об этом я и расскажу сейчас.

Прелесть цетелькастена в том, что в него можно легко добавлять различные инструменты для удобства работы. В основном эти инструменты помогают при поиске заметок и при создании структуры. Но прежде чем добавлять в работу новые инструменты, нужно понять несколько важных вещей:

  • Инструменты должны помогать вам в работе с вашей базой, а не добавлять новую рутину. Тратить время на внедрение какого-либо инструмента нужно только в том случае, если вы видите, что он сэкономит вам время на другом этапе.
  • Не нужно добавлять всё и сразу, чтобы оно просто было. В таком случае вы просто начнёте тратить кучу времени на выполнение рутины по оформлению вашей заметки инструментами, которые вам возможно вообще не пригодятся. А также вы захламите заметки лишними метками, которые будут лишний раз отвлекать ваше внимание при их чтении.
  • Стремитесь к простоте! Если вы спокойной пользуетесь своим минимумом инструментов, то и не нужно лишний раз внедрять к себе в систему какие-то дополнительные инструменты.

Инструменты доступные при работе с zettelkasten на бумаге:

Теперь можно посмотреть, какие у нас вообще есть инструменты. В их количестве и пользе определённо выигрывает электронный способ ведения цетелькастена, но всё же на бумаге мы тоже можем что-то придумать:

"Вечнозелёные" заметки:

"Вечнозелёные заметки" или как я их называю собирательные заметки - это такие заметки, в которых хранятся ссылки на записи по конкретной теме или подтеме.

Это очень важный инструмент работы с базой. Такие заметки являются путеводителями по базе. Особенно если их соединять друг с другом. В таком случае получается ветвистая структура, по которой, как по маршруту, можно передвигаться в поисках нужной заметки. Вот так и появляется упорядоченная структура у цетелькастена.

С учётом того, что "вечнозелёных" заметок будет меньше и создаются они надолго, в них можно использовать множество инструментов и не бояться, что на их использование будет уходить много времени.

Теги:

Теги - это такие короткие пометки, которые содержат какой-то важный параметр заметки, важный нам при поиске и анализе всех записей.

В привычном представлении теги выглядят так "#какая-то_метка". Но такое представление играет какую-то роль только в электронном методе. На бумаге же, мы можем писать вместо решётки любой символ, который будет что-то означать, да и вообще оформлять теги как нам удобно.

Записывать теги следует в местах, в которых они будут быстро бросаться в глаза, например: сверху или по углам заметки, либо вообще писать с обратной стороны листка.

Вы можете придумать множество предназначений тегам. Вот моя система:

  • У меня есть теги обозначающие типичные заметки, например, заметки о каких-то веществах, терминах и так далее. Такие теги мне нужны при поиске, например, чтобы, находить значения термина или краткую информацию о веществе.
  • Также есть теги обозначающие источник. Они показывают моё доверие к этому источнику, например, плохой, средний или отличный источник. Такие теги мне нужны когда появляется информация, которая противоречит предыдущей, чтобы я знал чему можно доверять больше.
  • Есть теги, которые показывают закончил ли я раскрывать эту мысль или нет, например, "в разработке" или "сделано". Такие теги мне нужны, когда я работаю с базой, чтобы знать чем в первую очередь надо заняться и о чём поискать больше информации.

Вы можете придумывать какие хотите теги, но главное помните: не нужно придумывать теги для всего! Это опять же лишнее усложнение, теги должны помогать сэкономить время, а не усложнить процесс лишними действиями, что заберёт у вас драгоценное время, которое можно потратить на получение новых знаний для ваше базы.

Папки:

Что такое папки знают все, не правда ли? Это самая простейшая система структуризации данных. Но для цетелькастена она абсолютно не сгодиться. По той причине, что при создании множества папок мы начнём тратить массу времени, подбирая для нашей новой заметки подходящую по тематике папку. Из-за этого мы начнём тратить лишнее время не на работу с мыслью и идеей заметки, а на самое глупое действие - сортировку по папкам, что по сути нам и не нужно, ведь в цетелькастене структуру придают ссылки.

Но можно использовать небольшие папки в тех случаях, когда вы не смогли вместить большую мысль на одну заметку, и пришлось написать продолжение на отдельном листке. В таком случае можно поместить их в небольшую папочку, которую можно сделать, сложив лист бумаги пополам и склеив боковые края. Тогда мы можем ссылаться сразу на папку с этими заметками, предварительно создав ей название, а также нам не придётся искать кусочки этой мысли при повторной работе с ней через какое время, когда все заметки в коробке уже перемешаются. Но такие папки подойдут только для заметок, которые не могут использоваться друг без друга.

Также можно отсортировать по папкам "вечнозелёные заметки", о которых я говорил выше. Ведь чаще всего они и так тематические, да и их не так много будет. В таком случае их будет отчасти удобнее искать. Но тут опять же нужно поддерживать золотую середину и не создавать огромное множество папок.

Обратная сторона листа:

У нашего листочка формата A5, как бы это не было удивительно, есть обратная сторона! Про неё обычно никто ничего не говорит, поэтому скажу я.

Я считаю, что нет смысла писать на обратной стороне текст, и вот почему: когда мы будем работать с множеством заметок, очень удобно раскладывать их на столе и работать сразу со множеством заметок. Если же в таком случае текст будет как с фронтальной, так и с задней стороны, то при работе с заметкой придётся постоянно переворачивать лист, чтобы ознакомиться с другой частью текста. К тому же если писать с двух сторон, то теряется преимущество бумажного способа, которое заключается в ограничении объёма записи (об этом я писал в предыдущих статьях о бумажном варианте zettelkasten).

Так как же использовать обратную сторону? Я считаю туда очень удобно помещать служебную информацию о заметке: теги, ссылки, различные метки. Тогда вся эта информация не будет засорять текст, а также не будет теряться среди него.

"Язычки" на листках:

Можно не просто разделять пополам лист A4, а вырезать сверху язычки, как в картотеках.

А вот и пример карточек с "язычками"
А вот и пример карточек с "язычками"

Их можно использовать для записи названия, тега и так далее. Также можно вырезать два таких язычка с двух сторон.

Да, так заметки можно будет проще просматривать, когда их будет много, но вам придётся постоянно вырезать листочки с язычками или приклеивать их отдельно, а не просто разделять лист A4 пополам. Конечно, эту работу можно делать и заранее, создавая себе сразу стопку готовых листочков.

Я думаю, что в основном этот метод подойдёт для создания собирательных заметок или папок.

Шаблоны:

Вы можете заранее создать множество карточек с одинаковым оформлением. Делать это нужно, если вы замечаете повторяющиеся элементы оформления для каких-то определённых типов заметок, например, у меня есть шаблоны для заметок о веществах, терминах и так далее.

В это случае действует уже знакомое нам правило - не нужно создавать шаблоны для всего. Если даже вы заметили повторяющиеся оформление везде, то лучше подумайте о том: можно ли убрать эти элементы в оформлении заметки. Потому что опять же, создание шаблонов может быть лишней тратой времени.

Вы можете экспериментировать с инструментами как хотите, но не усложняйте ими процесс написания заметок, все они должны помогать работать с ними, либо экономить время на каких-либо действиях при работе с заметками.

На этом серия статей о бумажном способе ведения цетелькастена завершается. Следующие статьи я уже буду писать об электронном методе ведения!

Так что не забывайте подписываться на мой блог, чтобы не пропускать следующих статей! А также ставьте лайки, если вам понравилась эта статья, и делитесь своими мыслями в комментариях, также в них можете рассказать о том, какие ещё инструменты можно использовать в бумажном цетелькастене!