Это перевод статьи с19fortyfive в которой американский аналитик Дэниел Л. Дэвис пытается объективно оценить ход компании на Украине. Он рассматривает все события и пытается спрогнозировать их дальнейшее развитие учитывая все ошибки допущенные в ходе него. Мне показался этот материал интересным и во многом объективен хотя проскальзывают определенные пропагандистские штампы.
Я не стал не чего убирать из статьи чтобы не походило что аналитик симпатизирует России, он все оценивает с точки зрения американца и интересов его страны.
Традиционное западное мышление склонно демонизировать Россию и продвигать сюжеты, разоблачающие ошибки, ошибки и боевые потери российских военных в Украине.
Очень часто эти истории точны в своих деталях. Но когда более широкий контекст удаляется, это проблема.
Эта короткая серия статей направлена на то, чтобы правильно оценить военные действия России с февраля 2022 года и спрогнозировать ее потенциал в будущем. Автор стремится исправить ошибки в основном повествовании, предоставляя всестороннюю базовую оценку. Он рассмотрит хорошие, плохие и безобразные действия России.
В этом выпуске мы рассмотрим успешные аспекты путинской армии на сегодняшний день.
В последующем анализе будут подробно описаны первые ходы России, в том числе «плохие», которые мы видели на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
Этот анализ основан на последствиях первой серьезной ошибки России, разделения ее сил на четыре относительно небольших направления, что позволило Украине замедлить, а затем остановить все четыре наступления. К середине марта 2022 года стало ясно, что Россия проникла в Украину так далеко, как собиралась, — далеко не достигнув своих первоначальных целей.
Успешный вывод из Киева
Армия Путина в это время располагалась с трех сторон от Киева и севернее Сум и Харькова, раскинувшись на расстоянии почти 500 километров. Украинские силы оправились от первоначального шока и развернули крупные соединения, которые с успехом атаковали российскую бронетехнику противотанковыми управляемыми ракетами предоставленные западом. В этот момент Москва оказалась перед жестким выбором. Они могли либо значительно укрепиться вокруг трех крупных городских центров на севере, либо вывести оттуда свои силы. Путин выбрал последнее, и это был первый хороший шаг России.
На первый взгляд это выглядело как безоговорочный провал, более 40 000 русских солдат покинули весь северный фронт. Однако со стратегической точки зрения этот шаг имел значение для Кремля, он стабилизировал фронт.
Гордый поступок — и многие армии становятся жертвами решений, основанных на гордыне, — это остаться и укрепить свои позиции, придерживаясь первоначального плана по захвату одного или нескольких городов. Это почти наверняка потерпело бы неудачу. У России не было и близкого того количества войск, необходимых для контроля любого города с населением более 1 миллиона человек. Вместо этого Путин принял удар по связям с общественностью и приказал всем своим северным силам отступить и присоединиться к «осям», которые атаковали на Донбассе.
Это единственный хороший шаг, который Россия сделала за первые девять месяцев войны. Добавление такого количества живой силы к главной цели Москвы по «освобождению» русскоязычного населения Донбасса имело смысл. Хотя Россия все еще не добилась значительного прогресса, даже с дополнительными войсками, но они смогли за лето и в начале осени захватить ряд довольно значительных городов, в том числе Мариуполь, Северодонецк и Лисичанск.
Следующий положительный ход Москвы вновь был сделан перед лицом тактического поражения.
Уход из Херсона и закрытие брешь в Харькове
Как я расскажу более подробно в следующем выпуске, Украина начала наступление в конце лета 2022 года с двух направлений, сначала в Херсонской области, а затем в Харьковской области. Русские знали о планируемом наступлении на Херсоне и были к нему готовы. Первоначально московские войска сдерживали украинское наступление и нанесли значительные потери украинским силам. Но затем украинские лидеры развязали крупную атаку на северный фланг русских, к которой русские были совершенно не готовы.
Украина вытеснила русских из Харьковской области так далеко назад, так быстро, что русские сдали ошеломляющие 6000 квадратных километров территории, вынудив их бросить массивные подкрепления из других уголков Украины, чтобы остановить наступление. Это поставило под угрозу их положение в Херсоне.
Россия могла выбрать стоять и сражаться там, так как они потратили много месяцев на укрепление города, но русское командование предпочло сдать Херсон без боя, отведя все свои силы еще в 40 000 человек на южный берег реки Днепр. При этом они взорвали четыре моста через Днепр в этом районе, фактически изолировав весь южный фронт от дальнейшего украинского наступления.
Этот шаг спас все русские оборонительные силы в этом сражении, перекрыл их южный фланг и позволил им перебросить свои силы на другие уязвимые участки фронта. Россия избежала затяжного городского боя, в котором они, возможно, не смогли бы победить, и усилила свои соединения на остальной участках фронта. В результате с тех пор, как Россия ушла из Херсона, Украина нигде на ТВД не добилась заметных успехов.
Мобилизация 300 000 войск и промышленности и подготовка массивных оборонительных полос
Последней каплей для Кремля стали двойные затруднения, связанные с потерей стольких территорий под Харьковом и уходом из Херсона. Путин с опозданием признал, что количество войск, с которым Россия начала войну, было крайне недостаточным, и приказал провести частичную мобилизацию 300 000 военнослужащих. Возможно, более важным, чем расширение армии, была мобилизация военной промышленности. Путин распорядился, чтобы заводы, производящие военную экипировку, транспортные средства и боеприпасы, вышли почти на полную мощность. Многие из них работали в несколько смен, работая шесть или семь дней в неделю.
Однако для того, чтобы эти действия проявились, потребуется время, а у России не было такой роскоши, поскольку Вооруженные силы Украины все еще оказывали давление в восточном направлении на позиции Москвы в районе Сватово и Кременной. Кроме того, Министерство обороны России не было готово к внезапному наплыву новобранцев. У них не было достаточно помещений, тренажеров, еды и, самое главное, обмундирования. Некоторых из новобранцев одели в любую доступную форму, которую они смогли найти, дали сделать несколько выстрелов на стрельбище и бросили в строй, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение украинцев. Только к началу 2023 года система смогла адекватно принять, разместить, экипировать и обучить новые войска.
Тем временем у промышленности были свои проблемы. Чрезвычайно трудно ни при каких обстоятельствах внезапно нарастить производство чего-либо. (Американские и западные фирмы также пытаются быстро нарастить производство основных вооружений.) Необходимо найти и доставить на заводы дополнительное сырье. Предприятия по производству оружия приходится покупать или строить с нуля. Необходимо найти, нанять и обучить квалифицированный персонал. Только в последние несколько месяцев российская военная промышленность начала заметно увеличивать выпуск продукции с конвейера.
Однако чем дольше продолжается война, тем выше объем производства. Сообщается, что в России уже наблюдается значительный рост производства и ремонта бронетехники всех типов — новых истребителей, ракет, бомб, артиллерийских снарядов и боеприпасов всех калибров. Производство других товаров, особенно различных типов дронов, уже увеличилось, но ожидается, что оно достигнет пика только в 2024 году.
В то же время Россия пытается увеличить свою действующую армию на полмиллиона человек в течение следующих нескольких лет . Даже когда Россия начала процесс наращивания своей живой силы и техники, ей еще предстояло вести текущую битву и готовиться к крупному украинскому наступлению.
Анализ тактических действий России с декабря 2022 года и далее показывает, что высшее командование предпочло направить большую часть своих усилий и ресурсов на создание сложной системы обороны на восточном фронте. Самым большим уроком неспособности России остановить наступление Украины на Харьков осенью прошлого года стало почти полное отсутствие оборонительных укреплений на оккупированной ими территории. Чтобы фиаско не повторилось, Кремль сосредоточил все свои усилия на строительстве нескольких поясов самых совершенных и эффективных в мире оборонительных укреплений. Такие усилия требуют времени.
Самым большим риском для России было бы раннее нападение Украины до того, как оборонительные укрепления были построены. Пытаясь предотвратить такое событие, русские командиры начали серию операций малой интенсивности вдоль всей 1000-километровой линии соприкосновения. Они использовали тактику небольших рейдов и артиллерийских обстрелов, чтобы удержать Украину на своей стороне линии обороны, предотвратив любое целенаправленное крупномасштабное наступление на незавершенную оборону России. Наиболее заметные действиями были , крупный удар частной военной корпорации «Группа Вагнера» в центре зоны по двойным объектам Соледар и Бахмут.
Большая часть российских ресурсов — и, что особенно важно, крупная медийная кампания — досталась Вагнеру и его неистовому лидеру Евгению Пригожину. Город Бахмут был жизнеспособной тактической целью, но сам по себе он не имел особого значения. Россия сделала это важным, приложив столько усилий, чтобы забрать его, а Пригожин лично неоднократно насмехался над президентом Украины Владимиром Зеленским. Украина приняла вызов, и вместо того, чтобы уйти из города на более защищенные позиции в декабре 2022 или январе 2023 года, Киев решил бороться буквально за каждое здание.
На западе в нескольких полосах уже были подготовленные оборонительные позиции, на которые Украина могла отойти в любой момент, и большинство из них давало защитникам значительные преимущества перед русскими. Пребывание в Бахмуте уменьшало преимущества защитников и облегчало России подвоз людей и материалов к украинским позициям, часто приближаясь незаметно в упор.
Благоразумный (хотя и эмоционально неприятный) военный прием требовал от украинской стороны отхода к следующим рубежам, чтобы российским войскам приходилось продвигаться по открытой местности или в гору, подвергая себя испепеляющему огню, прежде чем когда-либо достичь украинских позиций. Вместо этого Киев предпочел держаться, посылая бригаду за бригадой подкреплений в течение многих месяцев, чтобы остановить наступление Вагнера. Как оказалось, российский гамбит сработал. Вагнеру потребовалось время до конца мая, чтобы окончательно завершить взятие Бахмута, что позволило основной части русской армии построить систему укреплений без помех более чем за полгода.
Причина, по которой летнее наступление Украины до сих пор было столь неудачным, заключается в том, что у России было время построить каждый барьер и опорный пункт своей обороны в соответствии с идеальными стандартами. Стратегия России, направленная на то, чтобы сосредоточить внимание Украины на Бахмуте, не только выиграла время для подготовки грозных оборонительных рубежей, но и подорвала ударную мощь украинского наступления из-за отвлечения нескольких бригад для удержания каждого здания в Бахмуте.
Последствия войны для Украины
Россия начала войну в феврале 2022 года с плохо разработанным и плохо реализованным планом, который едва не стоил ей проигрыша войны. Они допустили дополнительные промахи (как будет подробно описано в следующей части этого анализа) в течение следующих девяти месяцев. Но со временем Москва начала учиться на своих многочисленных ошибках. Россия значительно улучшила свои позиции.
Действия России выиграли время с ноября 2022 года по июнь 2023 года, чтобы остановить одно украинское наступление и отсрочить второе, пока Россия не сможет расширить свою армию, мобилизовать свою военную промышленность и построить сложную оборонительную систему. Однако остается неизвестным, что Россия будет стремиться делать дальше и в какой степени она нарастила наступательный потенциал.
Советская оборонительная доктрина, за которой Россия очень внимательно следит с конца прошлого года, специально предназначена для того, чтобы затормозить наступление противника, ослабить его до некоторой заранее определенной степени, а затем начать контрнаступление в самый ранний возможный момент. На данный момент невозможно узнать, создавала ли Россия наступательный потенциал на российской земле одновременно с обороной, и если у них есть такие силы, насколько они будут эффективны. Быть экспертом в защите не означает автоматически быть эффективным в нападении.
Тем не менее, в любом случае Украина вот-вот вступит в период повышенного риска. В результате больших потерь, понесенных Украиной при обороне Бахмута — потери увеличились с июня в ее наступлении — ВСУ имеют ограниченную и уменьшающуюся ударную мощь. Если Украина продолжит наступление, потери, которые они понесут, могут в какой-то момент снизить боеспособность ВСУ до уровня, который сделает боевые действия невозможными и потребует перехода к обороне. Если бы Россия следовала советской доктрине и создала надежные наступательные силы, неясно, хватит ли сил у Украины, чтобы предотвратить прорыв России.
Даже если Россия создаст такие силы, невозможно узнать, насколько они будут эффективны. Тактические действия русских во время их первого наступления в феврале 2022 года были во многих категориях ужасающими. У нас нет доказательств, чтобы знать, извлекла ли российская армия важные уроки из этих неудач, имеет ли она достаточно обученные части для правильной тактики и имеет ли она необходимые ресурсы для достижения успеха. Таким образом, уровень стратегического риска, с которым сталкивается Украина, неизвестен.
Несмотря на все свои многочисленные ошибки в этой войне, Россия сделала ряд вещей правильно. Очень важно понимать, что объективное признание того, что силы Путина успешно провели какие-то боевые действия, никоим образом не придает их действиям нравственности или правильности. Но игнорирование эффективных действий соперника не идет нам на пользу. Чтобы составить план борьбы с врагом, необходимо понять всеобъемлющее целое — хорошее, плохое и уродливое.
Автор исследования:
Дэниел Л. Дэвис — старший научный сотрудник отдела оборонных приоритетов и бывший подполковник армии США, который четыре раза отправлялся в зоны боевых действий.
Переведено 19fortyfive (сайт называется 1945)