Военная судьба Виктора Петровича Дубынина никогда не была легкой, ему всегда доставались наиболее сложные участки боевой ответственности. Полководческий талант и способность руководить у тогда еще генерал-майора окончательно проявились в должности командующего 40-й общевойсковой армией Туркестанского военного округа. В 1986 году эта армия составляла основную часть ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Афганистан
На его долю пришелся самый трудный и кровопролитный период афганской войны. Боевики к тому времени научились воевать и из раздрознённых боевых групп превратились в единую силу, на помощь которой пришли западные страны. Оружие и боеприпасы боевикам поставлялись практически со всего мира.
Сегодня уже не секрет, что настоящие цифры санитарных и безвозвратных потерь в начале афганской кампании растягивали на несколько дней, чтобы не вызывать гнев в высших эшелонах власти. Виктор Дубынин изменил данный подход и не боялся докладывать истинную статистику потерь. После того, как советское правительство приняло решение платить бойцам за ранения, он был первым, кто озвучил цифру – 44 тысячи раненных. Со слов сослуживцев генерал дорожил жизнью каждого солдата, находящегося у него в подчинении. Количество безвозвратных потерь при нем сократилось в полтора-два раза. Известно, что перехваченные афганские деньги Дубынин потратил на выкуп советских ребят, которые попали в плен. По инструкции требовалось составить акт и передать деньги государству.
Воспринимая потерю каждого бойца как личную трагедию, Виктор Петрович распорядился проанализировать причины огромного числа ранений солдат и офицеров в Афганистане. На первом месте оказались противопехотные мины и растяжки. В дальнейшем анализе выяснилось, что повреждения менее масштабны, если боец обут в свободную обувь, а не кирзовые сапоги, которые оказались совершенно не пригодными для горной местности. Нарушая Устав Вооруженных Сил СССР, Дубынин приказал переобуть бойцов в кроссовки, что вызывало гнев и ярость у московских генералов, приезжавших в Афганистан с проверками.
Позже в Институте хирургических исследований США экспериментально доказали, что жестко зафиксированный ботинок приводит к повреждению ноги по голень, тогда как свободно надетая обувь принимает на себя и рассеивает часть ударной волны, слетая с ноги, что приводит к меньшим повреждениям.
В Афганистане Дубынин три года был на передовой и много раз чудом избегал гибели, за что получил прозвище «некабинетный командарм». Его подчиненные и сослуживцы всегда знали, что командир надёжен как скала, никогда не бросит и не предаст.
Польша
После вывода советских войск из Афганистана Виктора Дубынина назначили командующим Северной группы войск, дислоцировавшихся в Польше. Когда Советский Союз распался, он занимался организацией вывода вверенных ему частей на российскую территорию. Польская сторона захотела обложить данью выходящие воинские эшелоны из Свидницкого воеводства, запрашивая 1 миллион долларов с каждого, тем самым затормаживая процесс. Тогда командующий договорился о личной встрече с президентом Свидницы и местным воеводой, озвучив им свой ультиматум:
- Своим непонятным бездействием и нарушением прежних договоренностей вы унижаете мою державу, её армию и меня лично. Прошу передать вашим руководителям, что я жду объяснений не позднее 18 числа. Если они не прибудут, в военный городок будет введен танковый полк для обеспечения там надлежащей охраны и порядка.
Законопроект о налоге не приняли, а войска вышли под звуки оркестра с развёрнутыми боевыми знамёнами. Это произвело на Запад впечатление. Канцлер Германии Хельмут Коль, не скрывая своего восхищения, поделился с журналистами мнением, что хотел бы иметь в ФРГ такого министра обороны.
Курильские острова
В начале 1990-х годов, пользуясь слабостью распавшегося государства, японский политик Мунэо Судзуки поднял вопрос перед российским руководством о проблеме принадлежности Южных Курил. До этого советская сторона отказывалась даже признавать наличие территориальной проблемы, если не учитывать визит Горбачёва в Японию, где в ходе беседы, зная о финансовых проблемах СССР, японская сторона пообещала ему выдать огромный кредит в случае положительного решения по островам. Однако Горбачёв не успел довести дело до конца, передав эстафету Ельцину, который распорядился разработать схему передачи Японии островов Итуруп, Кунашир, Шитокан и Хабомаи.
На стол генерала Дубынина легла аналитическая записка, в которой говорилось об угрозе территориальной целостности страны. В случае потери островов Россия лишалась первой оборонительной линии на Дальнем Востоке, что серьезно ухудшало возможности по нанесению ответно-встречного массированного ракетного удара в случае агрессии со стороны НАТО и его союзников.
В СМИ, теле- и радиоэфирах появились научные обоснования, интервью и репортажи, в которых говорилось, что Россия не имеет достаточных юридических прав на владение островами. Машина государственной пропаганды заработала на полную катушку, стремясь создать положительные настроения в обществе по данному вопросу. К навязыванию мнения о допустимости передачи островов подключились многие реабилитированные советские диссиденты, во главе которых стоял Солженицын.
Генерал Дубынин незамедлительно организовал сопротивление, создал источники альтернативного мнения и искал единомышленников. Генеральный штаб подготовил документ, в котором (после анализа политических последствий передачи островов Курильской гряды Японии) делался однозначный вывод: не соответствует интересам России.
Однако сформированные на новый лад взаимоотношения между МИДом и Министерством обороны позволяли первым игнорировать вторых: высокопоставленные дипломаты непрозрачно намекали военным, что политика не их ума дело и не нужно в неё лезть.
Разрешить ситуацию помогла организованная Дубынином экспедиция журналистов на Курилы. После того, как местные жители высказались категорически против передачи островов, вся остальная Россия их поддержала. Сформировалось нужное общественное мнение. Благодаря народному негодованию МИДу в последний момент пришлось отменить официальный визит Ельцина в Японию. Переговоры о передаче Курильских островов больше не продолжались.
Исправно и честно послужив родине, Виктор Петрович при жизни так и не дождался заслуженной золотой звезды. Указом президента Российской Федерации от 11 ноября 2005 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, генералу армии В.П. Дубынину присвоено звание Героя Российской Федерации. Посмертно.