Мир классического детектива велик и многообразен. И пальму первенства в нём с самого начала захватили женщины, пишущие на английском языке. Это были не только британки и американки. Эдит Найо Марш – уроженка Новой Зеландии. Но она по праву делит звание «королевы детектива» с Агатой Кристи, Дороти Сайерс и Глэдис Митчелл. Найо Марш была личностью, одарённой разнообразными талантами. На родине получила известность в сфере живописи и театра. А в Британии прославилась детективными романами.
Здравствуйте!
В книгах Найо Марш действует постоянный персонаж – гениальный сыщик Родерик Аллен, который прошёл путь от старшего инспектора до старшего интенданта Скотланд-Ярда.
В русских переводах его иногда именуют Аллейном. И редкое новозеландское имя писательницы тоже переводят по-разному: Найо или Нейо. И уж конечно, не стоит удивляться, что романы в русских переводах получают совсем разные названия.
У великого детектива есть помощники: инспектор Фокс (Аллен нежно зовёт его Братец Лис) и журналист Найджел Басгейт.
В своё время Найо Марш нарушила одно из правил классического детектива – её герой, сыщик Аллен, в ходе своей карьеры женился. Прямо на героине одного из детективов. Супругой суперинтенданта стала знаменитая художница Агата Трой.
В романах Марш нашли отражение все сферы её деятельности – и живопись, и театр. Действие множества книг происходит на театральных подмостках.
Конечно, герои-англичане (и новозеландцы) часто цитируют Шекспира. Но не его одного.
Все настоящие британские артисты знакомы с системой Станиславского. И со школой Михаила Чехова.
Детективы Найо Марш отличает узнаваемая авторская манера. Прежде всего, преступление в них происходит не сразу. Писательница – мастер длительных экспозиций. Она неспешно разворачивает перед читателем место будущего происшествия, вводит действующих лиц, умело рисует их портреты и проявляет тонкости взаимоотношений.
А потом, когда читатель привык к героям, расслабился и поплыл по волнам респектабельной английской традиции, Найо Марш внезапно оглушает его детективным происшествием. Бывает, что привяжешься к герою – а он и становится жертвой. Невольно начинаешь переживать за ход следствия.
Родерик Аллен – персонаж удивительно симпатичный. Образованный аристократ, блестяще воспитанный. И конечно, наделён редкой проницательностью. Среди обилия улик, в тумане тайн он видит верный путь и безошибочно вычисляет виновного.
В традициях классического английского детектива для решительного объяснения Аллен собирает всех подозреваемых. И предпочитает яркие театральные эффекты. Преступник изобличён, справедливость торжествует, читатель в восторге.
А для русского читателя в книгах Марш скрыты дополнительные сюрпризы
Роман «Death in the bar» на русском языке издавался под двумя разными названиями.
Действие происходит в маленькой приморской деревушке. За барной стойкой ежедневно собираются завсегдатаи: местный полисмен, рыбаки, прогрессивно настроенная молодёжь. И вот что говорит бравому сержанту ворчливый местный житель:
Нормальное, хорошее правительство стало бы обучать полисменов хотя бы азам наук. Хоть что-нибудь вложило бы в ваши дурные головы. Именно так это и происходит в России, в Советском Союзе. Там все полицейские – профессора и знают научные вещи. Вот то-то же.
Можно было бы посмеяться над наивностью английского рыбака. Советские милиционеры – профессора? Однако он продолжил:
А вы тут ходите неучем, как прям стыдно сказать кто! Про превращение из обезьяны в человека – и то не знаете! А ещё полицейский!
Да, доблестный английский сержант считает себя вполне образованным – он прочёл несколько детективов. А вот про теорию Дарвина не слышал.
Впрочем, Найо Марш, как и положено истинному автору детективов, смотрит на всё происходящее с долей иронии.
Тончайший английский юмор просвечивает сквозь напряжённое действие:
Из манеры его речи явствовало, что сам суд он полагает сборищем недоразвитых кpeтuнов, но его превосходное воспитание не позволяет высказать это вслух, а принуждает лишь максимально подробно излагать очевидные вещи.
А меня лично покорила фраза из романа «Overture to Death»:
- Непростительный грех? Интересно, это который?
- Никто не признался насчет лука, – мрачно сказал Фокс.
- Я считаю, что лук, в любой форме, это непростительный грех, - сказал Найджел.