Фильм Анджея Вайды "Канал" (1957) по сей день остаётся лучшим кинорассказом о трагическом Варшавском восстании. Ещё бы этот гимн бессмысленному польскому героизму обошёлся без скрытой русофобии - и цены бы не было этой картине.
1 августа 1944 года в оккупированной гитлеровскими войсками польской столице началось знаменитое Варшавское восстание, организованное местными диверсионными группами.
Восставшие сражались отчаянно, однако не смогли воспользоваться эффектом неожиданности и нанести немцам достаточно сильный удар. Городская партизанская война затянулась на два месяца, в итоге выступление было подавлено вермахтом.
Одной из наиболее трагических страниц польской истории посвящён фильм режиссёра Анджея Вайды "Канал" (1957) - именно после этого фильма начинающий постановщик обрёл широкую известность, с десятилетиями превратившуюся в репутацию классика мирового кино.
В центре сюжетного повествования картины - одна из групп польского Сопротивления, которая к моменту почти окончательного разгрома восстания осознала бесполезность продолжения боёв и попыталась найти выход из смертельного кольца. Возможный вариант оказался лишь один - через каналы древней и запутанной варшавской канализации.
Омрачает впечатление от этой действительно выдающейся кинокартины лишь скрытый элемент русофобии, "зашитый" в финале драмы. Вайда не удержался (пусть и в прикрытой, неявной форме) от распространённого среди поляков мнения, будто советские войска, стоявшие у Варшавы, специально не помогали восставшим, и тем самым обрекли их на гибель. Хотя объективными историками давно установлено - у Красной Армии на тот момент не было возможности штурмовать польскую столицу.
Фильм "Канал" - созданная художественными средствами трагическая история, в которой отразилась вся суть Варшавского восстания: самоотверженного и героического, но в итоге бесполезного и самоубийственного.