Давно хотела сыграть в «Максимум Апокалипсис» — и вот, случилось — делюсь своими свежими впечатлениями от партии!
Учитывая, что игра сценарная и в случае нашей компании первая, мы решили выбрать уровень «легко» (было ещё «крайне легко» и «очень легко», то есть не самый-самый простецкий, но около того).
События игры разворачиваются в постапокалипсисе, где вы командой выживших пытаетесь выполнить ту или иную миссию, уповая на своё везение и находчивость.
Сразу обозначу плюсы, которые делают для меня «МА» хорошим современным продуктом.
Асимметрия персонажей. Каждый из вас выбирает героя, который имеет не только собственное действие (такое было, например, в «Мёртвом сезоне»), но и свою колоду выжившего — стопку карт, при окончании которой вы проигрываете (напоминает многими любимый Unmatched). В этой стопке довольно много разных карт — от предметов до действий, связанных со спецификой вашего персонажа. Например, у меня как у охотницы был капкан, лук и арбалет, а у врача, соответственно, больше возможностей лечить и саппортить партнёров.
Оружие, которое нужно заряжать. У вас здесь не будет бесконечного «ствола» — когда патроны кончатся, придётся порыскать в округе, чтобы их найти. То же самое с топливом — чтобы подзаправиться, нужно сначала отыскать — чем.
Дальность. Одна из самых понравившихся мне минорных механик в игре. Дальность есть у оружия (например, капкан работает только на клетке с капканом — малая дальность) и, что классно, у монстров — то есть если за вашим товарищем увязался монстр и вы попадаете в поле его видимости в пределах его дальности — получите урон и распишитесь! Поэтому передвижение героев и таскающихся за ними монстров задаёт вполне интересную пространственную задачку игрокам — как остановиться так, чтобы ни тебе не прилетело, ни соседу. Или хотя бы только тебе прилетело:)
Асимметрия локаций. Да, здесь тоже, как мне кажется, многое взято из «Мёртвого сезона», но это приятно осовременено: по некоторым локациям тяжелее передвигаться, где-то вы будете вынуждены останавливаться, а вот в больнице можно восстановить здоровье. Как и в «МС», в некоторых локациях можно попытаться найти что-то полезное — и на заправке намного выше вероятность найти топливо, чем на ферме.
Разные монстры и боссы. Это то, что мне очень нравится в «Клинке и колдовстве» (хотя там всё гораздо глубже, но и сложнее), здесь это реализовано разной дальностью поражения, величиной урона и жизней и другими интересными плюшками — например, наш босс созывал ещё зомби, когда вы убивали зомби. Поэтому в первую очередь был смысл концентрироваться на уничтожении главного зомби-агрессора!
Реальность кризиса. В игре это показатель голода, и это логично, что ваши персонажи хотят есть — если вы не позаботитесь о продуктах вовремя, то будете измождёнными, потеряете часть сноровки и свои особые действия, а потом вообще начнёте терять здоровье и можете погибнуть. Мне кажется, что всё это реально, логично и оттого довольно тематично.
Теперь о том, что кому-то может не зайти.
Рандомный выход локаций. Вы конструируете поле взакрытую случайным образом, и вполне может быть, что очень хорошие клетки и полицейский участок, куда вам надо в этом сценарии, попадутся в самом начале — и это сделает приключение легче и проще, чем хотелось бы. Это работает и в обратную сторону, как вы понимаете — если между вами и нужным вам участком леса и реки, будет вдвойне тяжелее.
Отсутствие нарратива. Да, у вас есть сюжетная затравка в начале сценария — но, выполнив победные условия, вы не узнаете, как попал к боссу спасённый учёный, и не отпразднуете даже парой художественных реплик свой успех. Это не проблема, если вы не настраиваетесь на нарратив — это кооперативная игра-выживалка, и не стоит ждать от неё чего-то другого.
Масштабирование. Я могу ошибаться, но я не увидела в игре механизмов, которые меняются в зависимости от числа игроков (разве что монстры, появляющиеся в начале хода на локациях, но это рандом, где могут выходить одни и те же числа). Поэтому пока кажется, что вдвоём играть будет тяжелее, чем, например, впятером. Утащить 2 топлива каждому, когда ваш рюкзак вмещает предметов на 4 снаряжения, та ещё задачка. Не идти же на зомби с голыми руками, хочется хотя бы револьвер заиметь;)
Подготовка к игре. Да, я снова о своём-наболевшем, но не всем может понравиться собирать перед партией конкретные колоды предметов для обыска в каждом из цветов, выискивать нужные тайлы для приключения и отбирать конкретных монстров. Понятно, что это нужно для придания индивидуальности каждому сценарию, но время уходит:)
В целом у меня сложилось впечатление, что «Максимум Апокалипсис» — крепкий и стильный продукт в своём жанре. Здесь чётко отлажены уже знакомые вам по другим играм механизмы игры на выживания, есть свои небольшие находки, которые, пусть и классные, не делают игру новаторской.
Для меня очевидна преемственность, связанная с игрой «Мёртвый сезон», и я считаю, что «МА» как коопу удалось интереснее и стройнее передать вынужденное вычисление действий в игре в условиях полного…абзаца:), и вдвоём или втроём я бы выбрала партию именно в него.
«Мёртвый сезон» же больше для меня про игру с предателем, атмосферу, случайные события-«перекрёстки» и больше именно чувство смятения и подозрений. И, конечно, про игру большим составом — всё мечтаю как-нибудь сесть и сыграть в «Войну колоний» с одиноким волком в большой компании человек на семь.
Я думаю, что «Максимум Апокалипсис» вполне может играться в семье с подростками, многим из которых по нраву подобный экшен и задумка крутых героев — хоть здесь боёвка происходит на картах и порой не самая азартная, в игре появление монстров вызывает довольно много эмоций — особенно когда они появляются на пути к вашему спасительному фургону. Исследование карты тоже довольно будоражащий процесс — он заставляет нервничать и планировать, как вам лучше подобраться к заявленной цели.
Если вы находитесь в поиске кооператива-выживалки для небольшого числа игроков, «Максимум Апокалипсис» — интересный современный вариант с не самыми сложными правилами и неплохим разнообразием локаций, персонажей и монстров. Несмотря на то, что мои партнёры не слишком высоко оценили игру, я бы с радостью сыграла в сценарий потяжелее — надеюсь, подвернётся такая возможность 🙂